Защита и регистрация авторских прав в РФ

581

Предыдущая статья была посвящена теме "авторское право", что это, какими нормами права регулируется и, чем должен руководствоваться и на что ссылаться человек, которой прорабатывает данный вопрос. Вся информация в статье была представлена в виде сухого теоритического материала, но без понимания которого, на мой взгляд вникнуть в суть проблемы будет достаточно сложно. Сегодня продолжая вышеуказанную тема, хотелось бы остановиться уже на практической части вопроса об авторском и праве, и поговорить о том как в действительности защитить свои права, и как юридически оформить авторство на свое творчество. А начать мне хотелось бы с особенности депонирования художественного материала, (регистрации) авторских прав в России

В России не существует официальной процедуры регистрации авторских прав на произведения (объекты авторских прав), кроме регистрации авторских прав на программы для ЭВМ в уполномоченном государственном органе. Как правило, под регистрацией авторских прав имеется в виду депонирование произведения у той или иной организации (например, в Российском авторском обществе). Однако такое депонирование не является государственной регистрацией авторских прав (хотя и является одним из способов защиты авторских прав) и также не гарантирует признание авторства, а, по сути, просто фиксирует время предъявления, то есть, авторство все равно смогут оспорить в случае предъявления соответствующих доказательств, а документ о депонировании суд будет рассматривать как одно из доказательств, наравне с иными. В связи с этим юристы рекомендуют воспользоваться услугами нотариуса, что, является более  весомым доказательством, т.к. осуществляется не организацией, а лицами, которые получили государственную лицензию (часто такая процедура стоит дешевле, чем депонирование в РАО). Единственное практическое преимущество депонирования в РАО перед нотариальным способом заключается в том, что ряд компаний предпочитает иметь дело с авторами при наличии у них свидетельства РАО о регистрации произведения (например, некоторые радиостанции, концертные площадки и т.д.).

При защите авторских прав перед автором стоят две основные задачи:

  1. сохранить доказательства творческой деятельности (рабочие материалы, включая «черновые» версии объекта авторского права, исходные материалы, информацию, собранную в целях создания вашего произведения, и т.п.);
  2. закрепить временной приоритет по обладанию конкретным объектом авторского права в конкретное время.

Существует достаточное количество способов закрепить приоритет на текст, композицию и иное произведение, тем самым обеспечить себя доказательствами авторства и авторских прав.  Важно знать, что предпринимать меры по защите ваших авторских прав имеет смысл до начала использования произведения (до передачи третьим лицам, до его опубликования и т.д.).

Приведем перечень основных возможных способов защиты авторских прав:

  • Записать произведение (или иной объект авторских прав) и рабочие материалы на одноразовый диск и финализировать его.
  • Иметь все исходные материалы (цифровые, бумажные и т.п.), которые появляются в процессе создания объекта авторских прав.
  • Пойти к нотариусу с распечатками текста и нотной записи и заверить либо копию документа, либо время предъявления документа, либо подлинность подписи. Стоимость данной услуги от 500 до 1000 рублей.
    У юриста ничего заверить нельзя (это не будет заверением авторских прав, а скорее, приобретением свидетеля). Заверенное нотариусом произведение – хорошее доказательство, из которого можно сделать вывод о наличии авторских прав (в т.ч. права авторства). Рекомендации по процедуре нотариальной защиты авторских прав приведены в приложении в данной работе.
  • Депонирование, то есть, «регистрация» произведения в Российском авторском обществе (РАО) (рассмотрено выше).
  • Свидетели. Возможно, в кругу друзей исполнить музыкальную композицию (для большей надежности записать все на видео).
  • Публикация в журнале (стихи, ноты произведения и т.д.)
  • Ряд юристов предлагает такой способ доказательства наличия авторских прав (временного приоритета), как отправка себе текста по почте. Письмо не вскрывается до возникновения спора. На конверте же будет почтовый штемпель с датой. Однако данное доказательство является неудобным, т.к. оно одноразовое (если конверт вскрыт, то доказательство уже теряет свою прежнюю силу, т.к. вы не сможете доказать, что было во вскрытом конверте), и крайне ненадежным и оспоримым (т.к. крайне редко конверты идеально запечатаны, а соответственно, ваш оппонент в суде может заявить, что конверт был вскрыт и вы заменили документы).
  • Сейчас все больше распространяются услуги электронной регистрации (депонирования) авторских прав. Как правило, за небольшие деньги вам предлагается направить свое произведение в электронной форме, время направления сервис обещает фиксировать электронно-цифровой подписью. Некоторые предложат вам и сертификат о регистрации объекта авторских прав. Однако такая регистрация или депонирование – по сути то же получение «свидетеля».

Таковы основные способы предварительной защиты авторских прав путем обеспечения себя доказательствами существования у вас определенных объектов авторских прав в конкретную дату. Их должно быть достаточно.  Конечно, самое надежное – обратиться к юристу, чтобы он разработал для вас оптимальную и надежную схему обеспечения доказательствами авторства в зависимости от вашей конкретной ситуации и от объекта, подлежащего защите. Если субъект не является автором, но для него создали произведение, и он хочет защитить получаемые от автора авторские права, то, прежде всего, нужно заключить с таким автором грамотный договор, в противном случае все иные способы защиты авторских прав могут оказаться бесполезными. Для регулирования  процессов, связанных с авторским правом в РФ существует РАО. Это общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество» (РАО) – негосударственная некоммерческая организация, созданная авторами и иными правообладателями для осуществления управления авторскими правами на коллективной основе. 15 августа 2008 года Российское Авторское Общество получило государственную аккредитацию на осуществление деятельности по управлению авторскими правами на коллективной основе в сферах, предусмотренных пп.1 и 2 п.1 ст.1244 Гражданского кодекса Российской Федерации. 15 августа 2013 года в установленном действующим законодательством порядке РАО получило продление государственной аккредитации сроком на 10 лет.  Своего рода миссию РАО можно прочесть на официальном сайте организации http://www.rao.ru:«Российское Авторское Общество на протяжении всей истории своего существования содействовало и продолжает содействовать стимулированию творческой активности, развитию образования, культуры и искусства. Обеспечивает авторов возможностью получать экономическую выгоду от использования своих произведений, а также служит достижению гармоничного баланса между исключительными имущественными правами авторов и интересами общества. РАО в своей деятельности руководствуется принципом строгого соблюдения норм международного и российского законодательства в сфере охраны интеллектуальной собственности. Сегодня РАО – крупнейшая организация среди российских обществ по коллективному управлению правами».                                                                                                                   В настоящее время РАО, согласно сведениям на официальном сайте организации, объединяет более 26 тыс. российских авторов и более 1 млн. зарубежных авторов и их правопреемников, в соответствии с соглашениями о взаимном представительстве интересов на основании более 150 соглашений с зарубежными партнёрами из 66 стран. Также РАО является членом Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (СИЗАК).         В связи с исследуемой темой очень интересно привести мнение Георгия Баранова (http://www.georgebaranov.ru) по поводу  ситуации с авторским правом в РФ именно в музыкальной среде (приводим его высказывание с некоторыми купюрами): «… по закону авторское право возникает с момента создания произведения и никакой дополнительной регистрации не требуется. Другое дело, что если вы захотите защитить свои права в суде, – вам понадобятся доказательства, и защита авторских прав будет гораздо проще, если заранее к этому подготовиться. Для такой защиты существует масса вариантов. Например, РАО предлагает депонировать носитель с вашим материалом. Смысл всего этого с пафосом обставленного мероприятия лишь в том, чтобы зафиксировать факт предоставления вами определённого документа в конкретное время. Такую же услугу может теоретически оказать нотариус. Нотариальная защита авторских прав в суде будет иметь больший вес, нежели красивая бумажка от РАО». Далее следуют рассуждения о том, что если автором будет зафиксировано коммерческое использование его музыкального произведения и он приведет этому доказательство, то наказания за нарушение не последует. «Итак, люди поют ваши песни, исполнение в ресторане – это конкретно коммерческое использование вашей интеллектуальной собственности, нарушение авторских прав. Как вы думаете, что за этим последует? Да ничего, абсолютно ничего! В чём же тогда заключается «работа» РАО и подобных организаций? Думайте сами. Кстати, у них написано в учредительных документах, что они некоммерческие организации. Но за регистрацию объектов интеллектуальной собственности они просят совсем не копейки... А вот защита авторских прав – ваше личное дело»,  – пишет Георгий Баранов. Проблема авторского права для музыкантов необычайно остро стоит в мировой сети Интернет. Многие артисты не знают, как защитить своё творчество от нелегального распространения, с другой стороны, нужно доказывать свое авторство американским компаниям, например, YouTube или SoundCloud – для этого потребуется получение ISRC для каждой композиции и UPC код для альбома\сингла и т.д.  Так как же подтвердить свои авторские права и получить нужные коды? Самый простой и быстрый способ – это обратиться к компаниям-дистрибьюторам. С помощью них возможно не только получить нужные коды, но и загрузить авторскую музыку на электронные витрины (iTunes, Google Play и т.д.) и получить коммерческую выгоду . 

Приложение 1.

Депонируемые авторские произведения

Следующие объекты могут быть представлены для депонирования и регистрации авторских прав в реестре:

  • рассказы, повести, романы, стихи и стихотворные произведения;
  • сценарии драматургических произведений,
  • киносценарии, в том числе художественных фильмов, мультипликационных фильмов, документальных и иных аудиовизуальных произведений,
  • сценарии телевизионных передач, сценарии телефильмов, телесериалов,
  • сценарии шоу-программ,
  • интернет-сайты (контент и дизайн сайта),
  • авторские описания и сценарии игр, викторин, лотерей,
  • описания и сценарии проведения конкурсов,
  • музыкальные произведения без текста и песни,
  • литературные и издательские проекты;
  • статьи, брошюры,
  • научные работы, рукописи научных разработок,
  • рукописи учебников и учебных пособий,
  • рукописи различных методик и методических пособий по различным отраслям науки, в том числе обучения, преподавания; авторские коллекции произведений
  • переводы литературных, технических и иных текстов,
  • сборники литературных, художественных, фотографических, дизайнерских и иных произведений;
  • каталоги, словари, энциклопедии и другие составные произведения,
  • произведения живописи, скульптуры, дизайна, графики,
  • графические рассказы, комиксы,
  • произведения архитектуры,
  • фотографические произведения,
  • архитектурные и дизайнерские проекты,
  • геологические, географические и иные карты и планы,
  • эскиз товарного знака, логотипа, эмблемы,
  • аудиовизуальные произведения - кинофильмы, телевизионные программы и фильм, видеоролики, клипы и т.п.
  • дизайн упаковки, дизайн-макеты оформления

Исключения:
только названия (отдельно от произведений), слоганы, крылатые фразы, отдельные слова и словосочетания. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Перечисленные объекты на регистрацию не принимаются.

Другие статьи

Роль и методы музыкального воспитания (дети)

Не секрет, что залогом успешной деятельности…
Читать

Джаз и популярная музыка в музыкальной культуре Запада второй половины XX - начала XXI в.

Джаз возник как соединение нескольких музыкальных…
Читать

Русская вокальная школа (основы)

Русская вокальная школа накопила богатый опыт…
Читать

Кристоф Виллибальд Глюк жизненный и творческий путь.

ЖИЗНЕННЫЙ   И   ТВОРЧЕСКИЙ  …
Читать

Лексика песен М.П. Мусоргского

Музыкант Мусоргский обладал бесценным даром…
Читать