Защита и регистрация авторских прав в РФ

1303

Предыдущая статья была посвящена теме "авторское право", что это, какими нормами права регулируется и, чем должен руководствоваться и на что ссылаться человек, которой прорабатывает данный вопрос. Вся информация в статье была представлена в виде сухого теоритического материала, но без понимания которого, на мой взгляд вникнуть в суть проблемы будет достаточно сложно. Сегодня продолжая вышеуказанную тема, хотелось бы остановиться уже на практической части вопроса об авторском и праве, и поговорить о том как в действительности защитить свои права, и как юридически оформить авторство на свое творчество. А начать мне хотелось бы с особенности депонирования художественного материала, (регистрации) авторских прав в России

В России не существует официальной процедуры регистрации авторских прав на произведения (объекты авторских прав), кроме регистрации авторских прав на программы для ЭВМ в уполномоченном государственном органе. Как правило, под регистрацией авторских прав имеется в виду депонирование произведения у той или иной организации (например, в Российском авторском обществе). Однако такое депонирование не является государственной регистрацией авторских прав (хотя и является одним из способов защиты авторских прав) и также не гарантирует признание авторства, а, по сути, просто фиксирует время предъявления, то есть, авторство все равно смогут оспорить в случае предъявления соответствующих доказательств, а документ о депонировании суд будет рассматривать как одно из доказательств, наравне с иными. В связи с этим юристы рекомендуют воспользоваться услугами нотариуса, что, является более  весомым доказательством, т.к. осуществляется не организацией, а лицами, которые получили государственную лицензию (часто такая процедура стоит дешевле, чем депонирование в РАО). Единственное практическое преимущество депонирования в РАО перед нотариальным способом заключается в том, что ряд компаний предпочитает иметь дело с авторами при наличии у них свидетельства РАО о регистрации произведения (например, некоторые радиостанции, концертные площадки и т.д.).

При защите авторских прав перед автором стоят две основные задачи:

  1. сохранить доказательства творческой деятельности (рабочие материалы, включая «черновые» версии объекта авторского права, исходные материалы, информацию, собранную в целях создания вашего произведения, и т.п.);
  2. закрепить временной приоритет по обладанию конкретным объектом авторского права в конкретное время.

Существует достаточное количество способов закрепить приоритет на текст, композицию и иное произведение, тем самым обеспечить себя доказательствами авторства и авторских прав.  Важно знать, что предпринимать меры по защите ваших авторских прав имеет смысл до начала использования произведения (до передачи третьим лицам, до его опубликования и т.д.).

Приведем перечень основных возможных способов защиты авторских прав:

  • Записать произведение (или иной объект авторских прав) и рабочие материалы на одноразовый диск и финализировать его.
  • Иметь все исходные материалы (цифровые, бумажные и т.п.), которые появляются в процессе создания объекта авторских прав.
  • Пойти к нотариусу с распечатками текста и нотной записи и заверить либо копию документа, либо время предъявления документа, либо подлинность подписи. Стоимость данной услуги от 500 до 1000 рублей.
    У юриста ничего заверить нельзя (это не будет заверением авторских прав, а скорее, приобретением свидетеля). Заверенное нотариусом произведение – хорошее доказательство, из которого можно сделать вывод о наличии авторских прав (в т.ч. права авторства). Рекомендации по процедуре нотариальной защиты авторских прав приведены в приложении в данной работе.
  • Депонирование, то есть, «регистрация» произведения в Российском авторском обществе (РАО) (рассмотрено выше).
  • Свидетели. Возможно, в кругу друзей исполнить музыкальную композицию (для большей надежности записать все на видео).
  • Публикация в журнале (стихи, ноты произведения и т.д.)
  • Ряд юристов предлагает такой способ доказательства наличия авторских прав (временного приоритета), как отправка себе текста по почте. Письмо не вскрывается до возникновения спора. На конверте же будет почтовый штемпель с датой. Однако данное доказательство является неудобным, т.к. оно одноразовое (если конверт вскрыт, то доказательство уже теряет свою прежнюю силу, т.к. вы не сможете доказать, что было во вскрытом конверте), и крайне ненадежным и оспоримым (т.к. крайне редко конверты идеально запечатаны, а соответственно, ваш оппонент в суде может заявить, что конверт был вскрыт и вы заменили документы).
  • Сейчас все больше распространяются услуги электронной регистрации (депонирования) авторских прав. Как правило, за небольшие деньги вам предлагается направить свое произведение в электронной форме, время направления сервис обещает фиксировать электронно-цифровой подписью. Некоторые предложат вам и сертификат о регистрации объекта авторских прав. Однако такая регистрация или депонирование – по сути то же получение «свидетеля».

Таковы основные способы предварительной защиты авторских прав путем обеспечения себя доказательствами существования у вас определенных объектов авторских прав в конкретную дату. Их должно быть достаточно.  Конечно, самое надежное – обратиться к юристу, чтобы он разработал для вас оптимальную и надежную схему обеспечения доказательствами авторства в зависимости от вашей конкретной ситуации и от объекта, подлежащего защите. Если субъект не является автором, но для него создали произведение, и он хочет защитить получаемые от автора авторские права, то, прежде всего, нужно заключить с таким автором грамотный договор, в противном случае все иные способы защиты авторских прав могут оказаться бесполезными. Для регулирования  процессов, связанных с авторским правом в РФ существует РАО. Это общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество» (РАО) – негосударственная некоммерческая организация, созданная авторами и иными правообладателями для осуществления управления авторскими правами на коллективной основе. 15 августа 2008 года Российское Авторское Общество получило государственную аккредитацию на осуществление деятельности по управлению авторскими правами на коллективной основе в сферах, предусмотренных пп.1 и 2 п.1 ст.1244 Гражданского кодекса Российской Федерации. 15 августа 2013 года в установленном действующим законодательством порядке РАО получило продление государственной аккредитации сроком на 10 лет.  Своего рода миссию РАО можно прочесть на официальном сайте организации http://www.rao.ru:«Российское Авторское Общество на протяжении всей истории своего существования содействовало и продолжает содействовать стимулированию творческой активности, развитию образования, культуры и искусства. Обеспечивает авторов возможностью получать экономическую выгоду от использования своих произведений, а также служит достижению гармоничного баланса между исключительными имущественными правами авторов и интересами общества. РАО в своей деятельности руководствуется принципом строгого соблюдения норм международного и российского законодательства в сфере охраны интеллектуальной собственности. Сегодня РАО – крупнейшая организация среди российских обществ по коллективному управлению правами».                                                                                                                   В настоящее время РАО, согласно сведениям на официальном сайте организации, объединяет более 26 тыс. российских авторов и более 1 млн. зарубежных авторов и их правопреемников, в соответствии с соглашениями о взаимном представительстве интересов на основании более 150 соглашений с зарубежными партнёрами из 66 стран. Также РАО является членом Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (СИЗАК).         В связи с исследуемой темой очень интересно привести мнение Георгия Баранова (http://www.georgebaranov.ru) по поводу  ситуации с авторским правом в РФ именно в музыкальной среде (приводим его высказывание с некоторыми купюрами): «… по закону авторское право возникает с момента создания произведения и никакой дополнительной регистрации не требуется. Другое дело, что если вы захотите защитить свои права в суде, – вам понадобятся доказательства, и защита авторских прав будет гораздо проще, если заранее к этому подготовиться. Для такой защиты существует масса вариантов. Например, РАО предлагает депонировать носитель с вашим материалом. Смысл всего этого с пафосом обставленного мероприятия лишь в том, чтобы зафиксировать факт предоставления вами определённого документа в конкретное время. Такую же услугу может теоретически оказать нотариус. Нотариальная защита авторских прав в суде будет иметь больший вес, нежели красивая бумажка от РАО». Далее следуют рассуждения о том, что если автором будет зафиксировано коммерческое использование его музыкального произведения и он приведет этому доказательство, то наказания за нарушение не последует. «Итак, люди поют ваши песни, исполнение в ресторане – это конкретно коммерческое использование вашей интеллектуальной собственности, нарушение авторских прав. Как вы думаете, что за этим последует? Да ничего, абсолютно ничего! В чём же тогда заключается «работа» РАО и подобных организаций? Думайте сами. Кстати, у них написано в учредительных документах, что они некоммерческие организации. Но за регистрацию объектов интеллектуальной собственности они просят совсем не копейки... А вот защита авторских прав – ваше личное дело»,  – пишет Георгий Баранов. Проблема авторского права для музыкантов необычайно остро стоит в мировой сети Интернет. Многие артисты не знают, как защитить своё творчество от нелегального распространения, с другой стороны, нужно доказывать свое авторство американским компаниям, например, YouTube или SoundCloud – для этого потребуется получение ISRC для каждой композиции и UPC код для альбома\сингла и т.д.  Так как же подтвердить свои авторские права и получить нужные коды? Самый простой и быстрый способ – это обратиться к компаниям-дистрибьюторам. С помощью них возможно не только получить нужные коды, но и загрузить авторскую музыку на электронные витрины (iTunes, Google Play и т.д.) и получить коммерческую выгоду . 

Приложение 1.

Депонируемые авторские произведения

Следующие объекты могут быть представлены для депонирования и регистрации авторских прав в реестре:

  • рассказы, повести, романы, стихи и стихотворные произведения;
  • сценарии драматургических произведений,
  • киносценарии, в том числе художественных фильмов, мультипликационных фильмов, документальных и иных аудиовизуальных произведений,
  • сценарии телевизионных передач, сценарии телефильмов, телесериалов,
  • сценарии шоу-программ,
  • интернет-сайты (контент и дизайн сайта),
  • авторские описания и сценарии игр, викторин, лотерей,
  • описания и сценарии проведения конкурсов,
  • музыкальные произведения без текста и песни,
  • литературные и издательские проекты;
  • статьи, брошюры,
  • научные работы, рукописи научных разработок,
  • рукописи учебников и учебных пособий,
  • рукописи различных методик и методических пособий по различным отраслям науки, в том числе обучения, преподавания; авторские коллекции произведений
  • переводы литературных, технических и иных текстов,
  • сборники литературных, художественных, фотографических, дизайнерских и иных произведений;
  • каталоги, словари, энциклопедии и другие составные произведения,
  • произведения живописи, скульптуры, дизайна, графики,
  • графические рассказы, комиксы,
  • произведения архитектуры,
  • фотографические произведения,
  • архитектурные и дизайнерские проекты,
  • геологические, географические и иные карты и планы,
  • эскиз товарного знака, логотипа, эмблемы,
  • аудиовизуальные произведения - кинофильмы, телевизионные программы и фильм, видеоролики, клипы и т.п.
  • дизайн упаковки, дизайн-макеты оформления

Исключения:
только названия (отдельно от произведений), слоганы, крылатые фразы, отдельные слова и словосочетания. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Перечисленные объекты на регистрацию не принимаются.