Музыкальное образование в эпоху возрождения

23k

Музыкальное образование в эпоху Возрождения

  1. Общие тенденции развития музыкального искусства в эпоху Возрождения
  2. Музыкальное образование в эпоху Возрождения
  3. Музыкальная теория эпохи Возрождения. Трактаты о музыке.
  • Boutique-project
  1. Общие тенденции развития музыкального искусства в эпоху Возрождения

 XIV-XVII вв. в Западной Европе стали временем крупных социальных изменений. В историю культуры это время вошло под названием Возрождения (Ренессанса). Свое название этот период получил в связи с возрождением интереса к античному искусству, ставшему идеалом для деятелей культуры нового времени. Композиторы и музыкальные теоретики  (Й. Тинкторис, Дж. Царлино, Глареан и другие) изучали древнегреческие музыкальные трактаты; в произведениях Жоскена Депре, по словам современников, «возродилось утерянное совершенство музыки древних греков»; появившаяся в конце XVI– начале XVII вв. опера ориентировалась на законы античной драмы.

Развитие культуры Возрождения связано с подъемом всех сторон жизни общества. Родилось новое мировоззрение – гуманизм (от латинского humanus – «человечный»). Раскрепощение творческих сил привело к бурному развитию науки, торговли, ремесел, в экономике складывались новые, капиталистические отношения. Изобретение книгопечатания способствовало распространению образования. Великие географические открытия и гелиоцентрическая система мира Н. Коперника изменили представления о Земле и Вселенной.

В эпоху Возрождения искусство, в том числе музыка,  пользовалось огромным общественным авторитетом и получило чрезвычайно широкое распространение. В период Ренессанса достигли необычайного расцвета практически все виды искусства. Ренессанс имеет неравномерные хронологические границы в разных странах Европы. В Италии он наступает в XIV веке, в Нидерландах начинается в XV столетии, а во Франции, Германии и Англии его признаки наиболее отчетливо проявляются в XVI веке. Вместе с тем развитие связей между различными творческими школами, обмен опытом между музыкантами, переезжавшими из страны в страну, работавшими в разных капеллах, становится знамением времени и позволяет говорить о тенденциях, общих для всей эпохи.

   Идеи возрождения античных идеалов  гуманизма и потеря церковью своих позиций распространились на всю культурную жизнь, существенно затронув и музыкальное образование. Рост интереса к наукам обусловил распространение образования в самых различных сферах. Если в Средневековье преобладала религиозная традиция, почти полностью подавлявшая светскую (которая существовала преимущественно в виде менестрельной культуры), и державшая под запретом народную, то в эпоху Возрождения церковная музыка и религиозная ветвь музыкального образования, продолжая функционировать, утратила свою позицию. Все более возрастающий характер приняла светская ветвь музицирования и музыкального образования. Светская культура музицирования, в свою очередь, имела тесные связи с народной. Так, к примеру, менестрели, объединявшие в своем творчестве народную и светскую традиции, в эпоху Возрождения стали нередко оставаться при дворах высшей знати, их творчество стало основой для развития светского музицирования.                     В эпоху Возрождения музыка выполняла не только гедонистическую функцию, хотя и она была важна в светском музицировании. В качестве цели музыкального образования, как и любого познания искусства, выдвигалось, как и в эпоху Античности,  нравственное совершенствование человека. К этому времени относится начало нотопечатания, расцвет любительского музицирования. Также в это время начался процесс переосмысления социального статуса музыки. Стили и жанры музыки начали различаться в зависимости от их социального предназначения. Появилась музыка «народная» и музыка «ученая», для «неискушенных любителей» и для «изысканных ушей», для «сеньоров и князей». Со всей очевидностью просматривалась тенденция элитарности музыкального образования.  В 1528 году был написан знаменитый трактат Б.Кастильоне «Придворный» – своего рода кодекс великосветского поведения.  В нем указывалась на то, что владение пением и музыкальным инструментом служит приметой душевной утонченности и истинно светского воспитания.         Повышение роли светской традиции музыкального образования повлекло изменение его видов. Если церковная традиция опиралась преимущественно на хоровое пение, то для светской характерен интерес к музыкальным инструментам. Пение не вытеснялось, но принимало различные формы, в том числе светского вокального сольного и ансамблевого музицирования. В эпоху Возрождения одноголосное пение сменяется многоголосным, появляются двойные и тройные составы хоров, достигает своих высот полифоническое письмо строгого стиля, прочно устанавливается разделение хора на четыре основные хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы. Наряду с музыкой, предназначенной для хорового пения в церкви, утверждается в своих правах хоровая светская музыка (мотеты, баллады, мадригалы, шансоны).

Бурно и быстро происходил процесс обучения игре на музыкальных инструментах, которые отделились от вокальной музыки. Инструментальное музицирование приобрело самостоятельность как оригинальная область человеческой деятельности. В числе основных  музыкальных инструментов называют лютню, арфу, флейту, гобой, трубу, органы различного типа (позитивы, портативы), разновидности клавесина. Скрипка была народным инструментом, но с разработкой новых струнных смычковых инструментов типа виолы именно скрипка становится одним из ведущих музыкальных инструментов. Другая разновидность виолы – виола да гамба – превратилась в виолончель.      Обучение игре на музыкальных инструментах, начавшееся в западной Европе в XIV столетии и продолжавшееся не только в течение всей эпохи Возрождения, но и в последующих, являлось выражением духовной потребности людей, которую перестала удовлетворять церковная музыка.  (Boutique-project.ru)   В целом, можно обозначить следующие характерные черты музыкальной культуры Возрождения:     бурное развитие светской музыки (широкое распространение светских жанров: мадригалов, фроттол, вилланелл, французских «шансон», английских и немецких многоголосных песен), её натиск на старую церковную музыкальную культуру, существовавшую параллельно светской;

В 1501 году венецианский книгопечатник Оттавиано Петруччи издал «Harmonice Musices Odhecaton» - первый крупный сборник светской музыки. Это была революция в распространении музыки, а также способствовало тому, что франко-фламандский стиль стал доминирующим музыкальным языком Европы в следующем столетии, поскольку будучи итальянцем Петруччи в свой сборник, главным образом, включил музыку франко-фламандских композиторов. Впоследствии он опубликовал множество произведений и итальянских композиторов, как светских, так и духовных. В 1516 году Андреа Антико - римско-венецианский печатник опубликовал сборник фроттол для клавишных инструментов.

– реалистические тенденции в музыке: новые сюжеты, образы, соответствующие гуманистическим воззрениям и, как следствие – новые средства музыкальной выразительности;

– народная мелодика в качестве ведущего начала музыкального произведения. Народные песни применяются в качестве cantus firmus (главная, неизменная мелодия в теноре в многоголосных произведениях) и в музыке полифонического склада (в том числе церковной). Мелодика становится более плавной, гибкой, напевной, является непосредственной выразительницей человеческих переживаний;

– мощное развитие полифонической музыки и «строгого стиля» (иначе  «классическая вокальная полифония», так как ориентирована на вокально-хоровое исполнительство). Строгий стиль предполагает обязательное следование установленным правилам. Мастера строгого стиля владели техникой контрапункта, имитации и канона. Строгое письмо опиралось на систему диатонических церковных ладов. В гармонии господствуют консонансы, употребление диссонансов строго ограничивалось специальными правилами. Складываются мажорный и минорный лады и тактовая система. Тематической основой был григорианский хорал, однако использовались и светские мелодии. Понятие строгого стиля не охватывает всю полифоническую музыку эпохи Возрождения(Boutique-project.ru). Оно ориентировано главным образом на полифонию Д. Палестрины и О. Лассо;                 

– формирование нового типа музыканта – профессионала, получавшего всестороннее специальное музыкальное образование. Впервые появляется понятие «композитор»;         

– формирование национальных музыкальных школ (английская, нидерландская, итальянская, немецкая и др.);       

– появление первых исполнителей на лютне, виоле, скрипке, клавесине, органе; расцвет любительского музицирования; 

– появление нотопечатания.

       2. Музыкальное образование в эпоху Возрождения

Эпоха Возрождения ознаменовала собой переход от Средневековья к Новому времени, и прежде всего, к культуре раннебуржуазного общества, зародившейся в итальянских городах и развившейся затем в городах других европейских стран. Культура Возрождения имела гуманистический характер и утверждала идеал гармонически развитой личности человека. Ренессанс покончил с аскетизмом средних веков, взяв на вооружение культурные достижения Античности, наполнив их новым смыслом.

В Античности искусство применялось преимущественно в воспитательных целях. Музыка в силу своей нравственной направленности считалась важным средством и целью общественного воспитания, а музыкальность человека рассматривалась как социально ценное и определяющее качество личности. Художественная образованность в то время считалась основой образования в целом. Синонимом термина «мусический» был термин «образованный». Музыка, литература, грамматика, рисование и гимнастика составляли основное содержание образования, призванного развить восприимчивость души, нравственность стремлений и чувств, а также силу и красоту тела. Общественное воспитание у греков было неотделимо от эстетического воспитания, основу которого составляла музыка. Музыка понималась ими как универсальное и приоритетное средство общественного воспитания и его цель (спартанцы, Пифагор, Платон, Аристотель). Так,  Пифагор считал космос  «музыкальным»,  так же как государство – «музыкально» (то есть гармонично) благоустроенным и подчиненным «правильному» ладу. А поскольку музыка отражает гармонию, то высшей целью человека  является задача сделать свое тело и душу музыкальными.  Культ гармонии, телесной и духовной красоты, силы, здоровья, чувственного восприятия жизни становится каноном искусства в эпоху Возрождения. Это имело определяющее значение для развития форм эстетического воспитания. Идеалом эпохи стал разносторонне образованный художник – раскрепощенная творческая личность, богато одаренная, стремящаяся к утверждению красоты и гармонии в окружающем мире. Например, в Мантуанской школе Витторино де Фельтре молодые люди учились чувствовать музыкальную гармонию; в образовании придавалось большое значение умению петь. Основатель школы считал, что музыка развивает чувство времени, и полагал, что воспитание заключается, прежде всего, в развитии чувствительности и восприятия и поэтому в его методе образования огромную роль играл эстетический элемент.                                          

Новые идеи отразились в целом ряде трактатов о воспитании, в каждом из которых непременно оговаривались значение и роль искусства в воспитании. Среди них  «О благородных нравах и свободных науках» Пауло Верджерио, «О воспитании детей и их добрых нравах» Матео Веджио, «О порядке обучения и изучения» Баттисто Гуарино, «Трактат о свободном воспитании» Энео Сильвио Пикколомини и другие. В кругах высшего общества наряду с чтением и письмом светский этикет требовал умения играть на нескольких музыкальных инструментах, говорить на 5 – 6 языках. Из уже упомянутого выше трактата Бальдасаре Кастильоне «О придворном» (XVI в.) можно узнать какие требования предъявлялись  к вельможам в области музыкальной образованности: «... меня не удовлетворяет придворный человек, если он не музыкант, не умеет читать музыку с листа и ничего не знает о разных инструментах, ибо, если хорошенько подумать,  нельзя найти более почтенного и похвального отдыха от трудов и лекарства для больных душ, чем музыка. В особенности необходима музыка при дворах, так как, кроме развлечения от скуки, она много дает для удовольствия дам, души которых, нежные и мягкие, легко проникаются гармонией и исполняются нежности» [8, 552]. Дальше идет речь о том, какая именно музыка прекрасна: та, которая поется с листа уверенно и в хорошей манере, пение соло под виолу, игра на клавишных или на четырех смычковых инструментах. Нигде, однако, не восхваляет Кастильоне хоровую полифоническую музыку, считая, очевидно, что она имеет по преимуществу только специальное назначение – в церкви, на официальных торжествах.

Светская направленность воспитания проявилась в расширении масштабов и содержания музыкального обучения в церковно-приходских школах, детских приютах, а также появившихся в то время «консерваториях» – специализированных приютах, где могли учиться музыкально-одаренные дети. Первые «консерватории» появились в Венеции. В них заботились о воспитании детей-сирот, давали им начальное образование. Мальчиков обучали различным ремёслам, а девочек – пению: многочисленным храмам Италии требовалось множество певчих для церковных хоров. В 1537 году в Неаполе испанским священником Джованни Тапия была построена первая музыкальная консерватория «Санта Мария ди Лорето», послужившая образцом для последующих.(Boutique-project.ru)   Наплыв учащихся был так велик, что возникла потребность открыть еще три «консерватории» в том же городе. На протяжении XVI и XVII веков в Италии было открыто много таких приютов. Постепенно преподавание музыки стало занимать в них основное место, обучаться могли не только воспитанники приюта, но, за плату, и сторонние ученики. Название «консерватория», потеряв свой первоначальный смысл, стало означать музыкальное учебное заведение.

Одной из важных форм обучения того времени были певческие школы при католических храмах – метризы. Метриза (франц. maitre – учитель) – музыкальная школа-интернат во Франции и в Нидерландах, в которой готовили церковных певчих. Первые метризы были известны еще в VIII в. Система воспитания в таких школах сложилась еще в эпоху Средневековья: обучение производилось с раннего детства и наряду с общеобразовательными предметами включало пение, игру на органе, а также изучение музыкальной теории. С XVI века добавилось обучение игре и на других музыкальных инструментах. В каждой метризе обучалось около 20-30 певчих под руководством хормейстера (maоtre de chapelle). Метризы сыграли значительную роль в распространении профессионального  музыкального образования [2]. В метризах обучались многие выдающиеся французские и нидерландские композиторы-полифонисты Г. Дюфаи, Я. Обрехт, Й. Окегем и др.

Главной чертой гуманистической педагогики была направленность на формирование образованного, нравственно совершенного и физически развитого индивида с четко выраженной социальной ориентацией, что проявилось в практическом характере музыкального воспитания. Основными формами музицирования стали: церковная, салонная, школьная и домашняя.  Естественно, что уровень и возможности музыкального воспитания в разных слоях общества были различными. Всесторонняя образованность, гармоническое развитие были доступны в основном социальному меньшинству. В высших социальных слоях общества практический характер музыкального воспитания постепенно перерождается в практицизм, вызывая прагматическое отношение к музыке, обусловленное соображениями моды, престижности, пользы и т.д. Формами массового приобщения к музыке по-прежнему остались церковное пение, народные праздники, карнавалы.В целом, педагогика эпохи Возрождения выдвинула на первый план пробуждение живого интереса учащихся к знаниям, развитию их практических умений и навыков. Появлялись школы, где создавалась такая атмосфера обучения, превращавшая процесс познания в радостную и интересную деятельность самого учащегося. В этот период широко применялись наглядность всех видов, игры, уроки на лоне живой природы. Огромный вклад в общую педагогику был сделан ранними социалистами-утопистами Т. Мором (1478-1535) и Т. Кампанеллой (1568-1639), Э. Роттердамским (1466-1536), Фр. Рабле (1494-1553).  Огромное значение для музыкального развития, образования и распространения музыкальных произведений в разных странах имело изобретение нотопечатания и выпуск нотных изданий с первых же лет XVI века. Оттавиано Петруччи в Италии начинает издавать мессы Жоскена Депре, Обрехта, затем и сочинения других современников. Первым же образцовым его нотным изданием стало собрание chansons под названием «Harmoniae musices Odhecaton». В него вошли различные авторские обработки одних и тех же песен (например, «Fors settlement»), в том числе работы Бюнуа, Обрехта, Пьера де Ла Рю, Агриколы, Гизелена. В дальнейшем Петруччи выпустил целый ряд сборников итальянских многоголосных песен – фроттол, получивших широкое распространение в обществе. Крупными нотоиздателями своего времени стали также Оттавиано Скотто и Антонио Гардане в Венеции, Пьер Аттеньян в Париже, Тильман Сузато в Антверпене.

  • Музыкальная теория эпохи Возрождения. Трактаты о музыке

В эпоху Возрождения далеко вперед шагнула теория музыки, выдви­нувшая целый ряд замечательных теоретиков, среди которых  Йоханес Тинкторис (автор 12 трактатов о музыке), Рамос ди Пареха, Генрих Лорити из Гларуса (Глареан) (основоположник учения о мелодии), Джозеффо Царлино (один из создателей науки о гармонии). Учение о ладах, популяризация музыкальных знаний, суждения о крупнейших композиторах того времени и о ходе музыкального развития в XV-XVI веках, пробуждающийся интерес к особенностям народного искусства, обсуждение проблем музыкального исполнительства – эти области охватывала музыкальная наука с конца XV и на протяжении XVI столетия. Все крупнейшие теоретики вели активную преподавательскую деятельность.             

   Йоханнес (Иоанн)  Тинкторис (ок. 1435 – 1511) – франко-фламандский музыкальный  теоретик и композитор. Обучался «свободным искусствам» и праву, был наставником хора мальчиков Шартрского собора. С 1472 служил при дворе неаполитанского короля Фердинанда I, состоял музыкальным воспитателем его дочери Беатрисы, в 1476 ставшей королевой Венгрии. Своей ученице Беатрисе Тинкторис посвятил три музыкально-теоретических трактата, в том числе известный трактат «Определитель музыки». Известно, что в 1487 Фердинанд I направлял Тинкториса во Францию к королю Карлу VIII с поручением набрать певцов для Королевской капеллы. Еще при жизни Тинкторис пользовался большой известностью, его упоминали в числе наиболее знаменитых музыкантов. Сохранилось 12 трактатов Тинкториса, наиболее известеным из которых был трактат «Определитель музыки» («Terminorum musicae diffinitorum», ок. 1472-73)

– первый в истории музыки систематический  музыкально-терминологический словарь, содержащий около 300 терминов. Перечислим остальные труды Тинкториса:                                                              

 – трактат «Совокупность воздействии музыки» («Complexus effectuum musices, ок. 1473-74) представлял собой  классификацию и красочное описание назначения музыки;                                                                                     

– трактат «Музыкальные пропорции» («Proportionale musices», ок. 1473-74) развивал древнее пифагорейское учение о числовой основе музыкального искусства. Доводя до предела сложность отношений мензуральной ритмики, Tинкторис пришел к ритмам в пропорциях 7:4, 8:5, 17:8, 13:5, 14:5 (совпадающим с сериальной ритмикой XX в).                                    

– «Книга имперфекции музыкальных нот» («Liber imperfectionum notarum musicalium», ок. 1474-75); (Boutique-project.ru)

«Трактат о правилах нотных длительностей» («Tractatus de regulari valore notarum», ок 1474-75) и «Трактат о нотах и паузах» («Tractatus de notis et pausis», ок. 1474-75) посвящены метроритмической организации музыки.                                                              

– «Книга о природе и свойствах ладов» («Liber de natura et proprietate tonorum», 1476)

– о структуре ладовой системы;                                                

  – «Книга об искусстве контрапункта» («Liber de arte contrapuncti», 1477) 

– фундаментальное учение о контрапунктической композиции, в котором излагаются «8 общих правил контрапункта», проводится различие между контрапунктом «простым» и «цветистым», различие между произведением со стабильным текстом и с импровизируемым и др.);                           

– «Трактат об альтерациях» («Tractatus alterationum», после 1477);             

– «Статья о музыкальных точках» («Scriptum super punctis musicalibus», после 1477)  – о ритме;

– «Описание руки» («Гвидоновой») («Expositio manus», после 1477) – о звуках музыкальной системы;                                                                             

– «Об изобретении и применении музыки» («De inventione et usu musicae», 1487) – о пении и певцах, инструментах и исполнителях.
Одним из первых Тинкторис ввел понятие «композитор», то есть  автор сочинения, «написавший какой-нибудь новый кантус».                               

Один из крупнейших музыкальных ученых Возрождения  – Глареан (1488 – 1563), ему принадлежит  трактат «Двенадцатиструнник» (1547). Глареан родился в Швейцарии, учился в Кельнском университете на артистическом факультете. Став магистром свободных искусств, преподавал в Базеле поэзию, музыку, математику, греческий и латинский языки. Здесь же в Базеле состоялось его знакомство с Эразмом Роттердамским. Глареан утверждал, что музыка, как и живопись, должна быть вне религиозной дидактики, доставлять, прежде всего, удовольствие, быть «матерью наслаждения». Глареан обосновывает преимущества монодической музыки относительно многоголосия, при этом он говорит о двух типах музыкантов: фонасках и симфонистах. Первые имеют природную склонность к сочинению мелодии, вторые – к разработке мелодии на два, три и более голосов. Он обосновывает идею единства музыки и поэзии, инструментального исполнения и текста. В теории музыки Глареан обосновал понятия мажора и минора, а рассуждал о двенадцатитоновой системе. Также помимо проблем теории музыки, теоретик рассматривал и историю музыки, ее развитие, но исключительно в рамках эпохи Возрождения, игнорируя музыку Средневековья.  Глареан занимался изучением творчества современных композиторов Жоскина Депре, Обрехта, Пьера де ла Рю.

Рамос ди Пареха (1440-1490) – испанский теоретик, композитор и преподаватель. Работал приемущественно в Италии. В 1470-х годах был известен как авторитетный теоретик музыки и преподаватель. Его перу принадлежит трактат «Практическая музыка» («Musica practica»). Данный трактат породил длительную полемику и критику со стороны консервативных итальянских теоретиков. Рамос ди Пареха высказал свои взгляды на учение о ладах и о консонансах. Он противопоставил средневековой системе шестиступенных звукорядов (гексахордов) восьмиступенную мажорную гамму, причислил терции и сексты к консонансам (в соответствии со старыми представлениями к консонансам относились только октавы и квинты).  В области учения о ритмике и нотации Рамос ди Пареха  полемизировал со своими современниками Тинкторисом и Гафури, которые были сторонниками мензуральной нотации.

Выдающийся итальянский теоретик и композитор Джозеффо Царлино (1517–1590) был членом ордена францисканцев, изучал филологию, историю, математику.  Музыке Царлино обучался у известного композитора Адриана Виллаэрта (Вилларта). Царлино был связан с выдающимися художниками своего времени, в частности, с Тицианом и Тинторетто. Сам Царлино был широко известен, являлся членом Венецианской Академии славы. В 1565 году Царлино становится музыкальным руководителем капеллы св. Марка. Этот важный пост позволил Царлино заниматься не только композицией, но и написанием теоретических сочинений, среди которых «Установления гармонии» (1588), «Доказательство гармонии» (1571), «Музыкальные добавления» (1588). Наиболее значительным из сочинений Царлино является трактат «Установления гармонии», в котором он выразил основные принципы музыкальной эстетики Ренессанса. Как и большинство мыслителей этой эпохи, Царлино был горячим поклонником античной эстетики. В его сочинениях содержатся многочисленные ссылки на Платона, Аристотеля, Аристоксена, Квинтилиана, Боэция. Царлино широко использует учение Аристотеля о форме и материи как при трактовке целого ряда проблем музыки, так и при построении структуры своих трактатов.

Центральное место в эстетике Царлино занимает учение о природе музыкальной гармонии. Он утверждает, что весь мир наполнен гармонией и что сама душа мира есть гармония. В связи с этим он пантеистически истолковывает идею о единстве микро– и макрокосмоса. В трактате Царлино получает систематическое развитие характерная для эстетики Возрождения идея о соразмерности объективной гармонии мира и гармонии субъективной, присущей человеческой душе. В обосновании этой идеи Царлино опирается на популярное в его время учение о темпераментах. Он использует идущую от Кардано и Телезио идею о том, что темперамент человека создается определенным соотношением материальных элементов, таких, как холодное и горячее, влажное и сухое, и т. д. Соразмерное соотношение этих элементов лежит в основе как человеческих страстей, так к музыкальной гармонии. Человеческие страсти поэтому являются отражением «телосложения» гармонии, являются ее подобием. На этой основе Царлино пытается объяснить природу воздействия музыки на человеческую психику.   Большое значение в трактате Царлино уделяется личности композитора. Он требует от него не только знания музыкальной теории, грамматики, арифметики, риторики, но и практических навыков в области музыки. Его идеалом был музыкант, который в одинаковой мере владеет как теорией, так и практикой музыки

В своем трактате Царлино выдвигает новую классификацию искусства, которая расходилась с традиционными для эстетики Ренессанса концепциями. Как правило, ведущую роль в эту эпоху отводили живописи, тогда как музыка признавалась подчиненным искусством. Царлино, ломая установленные системы классификации искусств, ставил музыку на первое место. Развивая традиционное учение о ладах, Царлино дал эстетическую характеристику мажора и минора, определив мажорное трезвучие как радостное и светлое, а минорное – как печальное и меланхолическое. Тем самым в европейском музыкальном сознании окончательно утвердилось признание мажора и минора как основных эмоциональных полюсов музыкальной гармонии.  Эстетика Царлино является высшим пунктом в развитии музыкальной теории Возрождения и вместе с тем его итогом и завершением. Не случайно, что уже при жизни Царлино получил широкое признание у современников.

Список литературы:

  1. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. Ч. 1 и 2. – М., 1988.
  2. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. –  2-е изд. –  М., 1990.
  3. Герцман Е. Античное музыкальное мышление. – Л., 1986.
  4. Грубер Р.И. Музыкальная культура древнего мира. – Л., 1937.
  5. Евдокимова Ю.К., Симакова Н.А. Музыка эпохи Возрождения. – М., 1985.
  6. Краснова О. Б. Энциклопедия искусства Средних веков и Возрождения. – Олма-Пресс, 2002.
  7. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1978.
  8. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения.  – М., 1966.
  9. Федорович Е.Н. История музыкального образования. – Екатеринбург, 2003.

[1] В 1501 году венецианский книгопечатник Оттавиано Петруччи издал «Harmonice Musices Odhecaton» - первый крупный сборник светской музыки. Это была революция в распространении музыки, а также способствовало тому, что франко-фламандский стиль стал доминирующим музыкальным языком Европы в следующем столетии, поскольку будучи итальянцем Петруччи в свой сборник, главным образом, включил музыку франко-фламандских композиторов. Впоследствии он опубликовал множество произведений и итальянских композиторов, как светских, так и духовных. В 1516 году Андреа Антико - римско-венецианский печатник опубликовал сборник фроттол для клавишных инструментов.

[2] К XVIII веку во Франции насчитывалось более 400 метриз. Во время буржуазной революции в 1791 они были упразднены.

www.boutique-project.ru