Творчество П.И. Чайковского. Вершины музыкального романтизма

1682

Творчество П.И.Чайковского вобрало и сфокусировало  всеобъемлющую информацию о человеке, психологии его чувств, динамике страстей; оно запечатлело диалектику естественных порывов к счастью и невозможность  изменить трагическую сущность земного  Бытия.

Гений Чайковского сформировался в  пореформенную эпоху. Он был свидетелем высокого подъема и упадка народнического движения в русской культуре, современником  композиторов «Могучей кучки». Стиль музыки Чайковского сложился в контексте  нетрадиционных представлений композитора  о природе национальной самобытности. В трактовке «национального»  и «народного» он шел иным путем, нежели приверженцы «кучкизма». Русский  фольклор не был для него универсальным  источником, первоосновой музыкального языка. С помощью обобщенных, опосредованных народно-песенных интонаций Чайковский воплотил национальный образ «русскости», России, российскую действительность в ее современной многогранности. Поэтому композитор не ставил своей  задачей использовать в музыке конкретные жанры подлинного крестьянского  фольклора, а обращался к «интонационному  словарю» окружающего его городского музыкального быта. Привычные городские  интонации в сочетании с эмоциональной  открытостью, искренностью и мелодичностью  сделали музыку Чайковского понятной и доступной самому широкому слушателю  и в России, и за границей. Именно поэтому произведения Чайковского быстро завоевали симпатии европейцев, способствовали международному признанию русской музыки во всем мире. Феномен творчества Чайковского как явления  глубоко русского заключается в  том, что композитор, воплощая личное, сумел выразить общезначимое, рассказывая  языком музыки о своих душевных переживаниях – подняться на уровень обобщения  философских и нравственных идей, которые являются ключевыми в  культуре России. Среди них болью  написанный в сердцах и умах современников  вопрос, гениально сформулированный Ф.М. Достоевским: все ли человеку дозволено(?), а также извечные проблемы жизни  и смерти, добра и зла, любви  и ненависти. С отечественными культурными  традициями музыку Чайковского роднит ненавязчивое «учительство», изнутри  идущее сострадание к людям, сочувствие их немощам и горестям, иначе говоря, истинный гуманизм в общечеловеческом его понимании. Не  менее органично произведения Чайковского  вписываются и в достижения европейского искусства, в стилистику романтизма. Чайковский полагал, что «европейская музыка есть сокровищница, в которую  всякая национальность вносит что-нибудь свое на общую пользу». Привносить "свое", не чужеродное «общему» композитор всегда считал важной задачей, никогда специально не заботясь о собственной оригинальности. Поэтому он говорил самобытным, но в то же время универсальным музыкальным языком, восприняв романтизм именно как общую художественную идею. Романтическое мироощущение открыло безграничные возможности для проявления лирического  дара композитора. Лучшие страницы его  сочинений окрашены в эмоциональные  тона, придающие музыке характер исповедального высказывания.

Диапазон  творческих интересов композитора  необычайно широк. В его наследии десять опер («Евгений Онегин», «Ундина», «Кузнец Вакула», «Пиковая дама»  и др.), три балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), семь симфоний, более десяти оркестровых  сочинений, инструментальные концерты, хоровая и фортепианная музыка, камерно-вокальные произведения. В каждой области Чайковский был новатором, хотя к реформаторству никогда не стремился. Используя традиционные жанры, композитор находил возможности для их обновления. Он создал лирико-драматическую оперу, симфонию-трагедию, обогатил одночастную программную увертюру и симфоническую поэму, а также явился основоположником русского симфонизированного балета, концерта-симфонии. Творчество  Чайковского оказало огромное влияние  на современников. Его имя уже  тогда ассоциировалось с величайшими  представителями русской культуры. В последующие десятилетия ни один из музыкантов не миновал воздействия  мощного симфонизма Чайковского  и его оперного стиля. Художественное и гуманистическое значение его  музыки особенно актуализировалось  во второй половине 20 века. На фоне глобальных экологических катастроф, войн, разрушений и духовных кризисов все более  сбываются слова композитора: «Я желал бы всеми силами души, чтобы  музыка моя распространялась, чтобы  увеличивалось число людей, любящих  ее, находящих в ней утешение и  подпору».

Другие статьи

Эрне Донаньи (предисловие к сборнику упражнений)

Обучение в музыкальных школах страдает, главным…
Читать

Как выбрать свою первую электро гитару

Если Вы хотите приобрести себе электрогитаро гитару и…
Читать

Этапы творческого пути Г.П. Вишневской

Галина Павловна Вишневская – одна из самых ярких…
Читать

Вокал в джазе

Джаз в основе – музыка инструментальная (хотя в ее…
Читать

Творческая и педагогическая деятельность С.И. Танеева

Творческая деятельность. Убеждённый последователь…
Читать