Методы и методики психолого-педагогического исследования

1837

Данная работа направлена на изучение основных методов и методик педагогического исследования. Для того что бы понять сущность изучаемого вопроса, необходимо начать с того, что раскрыть два основных используемых термина более детально, а именно: разобраться с тем, что такое методы исследования, и соответственно методики исследования.

Методы педагогического исследования – совокупность приемов, и операций направленных на изучение педагогических явлений, и решения разнообразных научно-педагогический проблем. В свою очередь методиками психолого-педагогического исследования принято считать – основные способы сбора, обработки и систематизации информации, о изучаемом объекте. Рассмотрев данные определения, мы приходим к логичному выводу, а именно, что рассматривая два понятия метод и методика исследования мы не можем, на сто процентов разделить эти два понятия на две разные области деятельности, и обойтись,  без очень важного момента, это момент  практических исследований, который включает в себя как методы, так и методики музыкально педагогических исследований. Одним из важных практических моментов является опытная работа. С нее мы и начнем рассматривать данную проблему.

Опытная Работа

Опытную работу (ОР) нередко отождествляют как с обобщени­ем передового опыта, так и с комплексным педагогическим экспе­риментом (см. следующий раздел). Она действительно занимает своего рода промежуточное положение между обобщением опыта и экс­периментом и тем не менее представляет собой самостоятельный, весьма распространенный и необходимый метод педагогического исследования. С обобщением опыта его роднит включенность в не­посредственный процесс обучения и воспитания, живую практику. Однако передовой опыт, как правило, складывается из поисков решений практических, прикладных, а не исследовательских задач. Только с того момента, когда ставится задача анализа и обобще­ния опыта, а затем его авторского освоения, работа приобретает исследовательский характер. Метод же ОР характеризует изначаль­ная исследовательская установка, наличие поисковой задачи и плана ее реализации. Это роднит ее с экспериментом. Однако в ОР не ставится цели специально выделить отдельные исследуемые факто­ры из других элементов и связей объекта, строго не фиксируются по выделенным параметрам исходный и достигнутый уровни. Это отличает ОР от эксперимента.

Можно сказать, что ОР — это намеренное, исходящее из ис­следовательской установки, принятой гипотезы, соответствующей программы, создание передового опыта. Можно определить ОР и как нестрого поставленный психолого-педагогический экспери­мент. И то, и другое определение будет верным, хотя и неполным и недостаточно конкретным.

Более точно, пожалуй, определить ОР как метод внесения в педагогический процесс преднамеренных изменений, рассчитан­ных на повышение его эффективности, с постоянной проверкой и оценкой результатов. По существу, это специально поставленный опыт, проводящийся на научной основе по заранее разработанной программе или проекту.

ОР обеспечивает проверку на практике исследовательских про­ектов, воплощающих идеи и замыслы преобразования. Исследо­вательское начало здесь присутствует на всем протяжении работы. О результатах же судят суммарно, по общему социально-педаго­гическому и психологическому эффекту.

Если мы, например, хотим установить оптимальные способы формирования воспитывающей среды на селе, мы можем и обя­заны изучить опыт сельских школ, уже решающих более или ме­нее успешно эту проблему,, таким образом, мы прибегнем  к обобщению передового опыта.

Исследовательские методы и методики

После того как определена логическая структура исследования (сформулирована тема, намечен объект и выделен его предмет, построена цепочка задач и т.д.), остается приступить к решению поставленных задач.

его взглядами на сущность предмета исследования, ориентацией на определение формы на­учного знания, разработанностью и возможностями существую­щих методов. Это определяет подход исследователя к изучаемой реальности

Для решения конкретных задач изучения особенностей психи­ки и поведения человека, их формирования в педагогическом процессе применяется множество исследовательских методов..

Исследовательские методы группируют по различным призна­кам. методы сбора фак­тического материала, его теоретической интерпретации, выделяют методы диаг­ностики, объяснения, прогнозирования, коррекции, статистиче­ской обработки материала и др. .методов эмпирического исследования, осно­ванного на опыте, практике, эксперименте, методы обработки материалов и методы теоретического исследования, связанного с абстрагированием от чувственной реальности, построением мо­делей, проникновением в сущность изучаемого.

Основными исследовательскими методами являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение и эксперимент применяются во мно­гих других науках, и поэтому их можно считать общенаучными. исследовательские методы: метод бе­седы, метод изучения процесса и продуктов деятельности, метод анкетирования, метод тестирования, оценивания и др.

При использовании исследовательских методов в зависимости оттого, какие задачи необходимо решать, приходится выявлять и фиксировать условия возникновения и особенности протекания изучаемых психических явлений, определять процедуру проведе­ния исследования, снятия данных экспериментов, их анализа и интерпретации, высту­пают конкретные тесты (методики): тест Равена, опросник Кет- тела, Айзенка и др.

При характеристике исследовательских методов можно услов­но подразделять их на методы эмпирического и методы теорети­ческого исследования

Эмпирическое знание есть знание об основных параметрах иссле­дуемых объектов, о функциональных связях между этими парамет­рами, о поведении объектов. В качестве эмпирических данных об изу­чаемом объекте выступают такие свойства, связи и отношения ве­щей и явлений, которые обнаруживаются в ходе практической дея­тельности, наблюдений, экспериментов. Характерный признак эм­пирического объекта — возможность его чувственного отражения.

В педагогических исследованиях, например, статистически устанавливаются количественные отношения объек­тов, динамика их изменения (данные об изменении социального статуса, числе правильных выборов в альтернативных ситуациях и т.д. Теоретическое знание и используемые для его добывания ме­тоды связаны с отвлечением от опыта, фактов, т. е. от эмпириче­ской базы, и с мысленным проникновением в сущность процес­сов, с выявлением внутренних связей, структур, движущих сил и факторов, тенденций и динамики развития.

К исследовательским методам, позволяющим получить эмпи­рические данные психолого-педагогического процесса, следует отнести: изучение литературы и документов, изучение результа­тов деятельности, наблюдение, опрос, оценивание (метод неза­висимых экспертов или компетентных судей), создание диагнос­тических ситуаций и др.основные характеристики и особенности каждого исследовательского метода. эмпирического ис­следования. служит способом создания первоначаль­ных представлений и исходной концепции о предмете исследова­ния, обнаружения белых пятен, неясностей в разработке вопроса.

Тщательное изучение литературы помогает отделить известное от неизвестного, зафиксировать установленные факты, накоплен­ный опыт, четко очертить изучаемую проблему.

Работа над литературой начинается с составления списка под­лежащих изучению произведений (библиографии), включающего книги, журналы, статьи в сборниках, реферативные обзоры, ав­торефераты диссертаций. Приходится обращаться к справочно­библиографическим указателям, библиотечным и электронным каталогам, информации о выходящей литературе и рецензиях, справочному и библиографическому аппарату книг, имеющихся в распоряжении исследователя.

Библиографию по теме исследования лучше составлять, выпи­сывая необходимые данные о каждой книге или статье на отдель­ную карточку или занося их в базу компьютера. Важно точно ука­зать автора или редактора книги, статьи, брошюры, название, место и год издания, издательство, том, выпуск и номер издания. Полезно указать и библиографический шифр.

Результаты изучения литературы по каждому вопросу полезно оформить в виде тематических обзоров, рецензий, рефератов, в которых, изложив существо отдельных положений, нужно четко выявить основные точки зрения, вскрыть совпадающее и разли­чающееся в них, обозначить мало разработанные, неясные и дис­куссионные положения. Важно подчеркнуть, что нового, ориги­нального вносит автор каждой работы, высказать свое отношение к авторским позициям, к полученным исследователями выводам.

При изучении материала важно четко поставить цель и в соот­ветствии с ней выделить показатели для собирания данных, оп­ределить способы их оформления (таблицы, тематические выбор­ки и т.д.).

В ходе систематизации и анализа полученных данных выявля­ются особенности деятельности педагогов, учащихся образователь­ных учреждений, воспитанников социальных центров, испыты­ваемые ими характерные затруднения и их причины, тенденции изменения характера и результатов деятельности и многое другое.Изучение литературы и документов продолжается в ходе всего исследования.

Наблюдение

Наблюдение является одним из основных исследовательских методов в психологии и педагогике, да и не только в этих науках.

Наблюдение в психологии и педагогике есть целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий и пове­дения человека или особенностей протекания изучаемого явле­ния или процесса и их специфических изменений. Наблюдение не только направлено на восприятие чувственно данных явлений, оно должно также привести к психологическому, педагогическо­му или психолого-педагогическому осмыслению зафиксирован­ных данных и их научному объяснению, т. е. к установлению фак­тов.

Наблюдение может быть направлено на изучение динамики процесса, отсроченных результатов нововведений, изменений объекта в течение определенного времени. В таком случае резуль­таты наблюдений, проведенных в разное время, сопоставляются и анализируются. При организации наблюдений должны быть за­ранее намечены их объекты, поставлены цели, составлен план наблюдений. Объектом наблюдения служит чаще всего сам про­цесс деятельности педагогов, учащихся и воспитанников, о ходе и результате которого судят не только по действиям, поступкам, результатам выполнения заданий, но и по отношению, эмоцио­нальным реакциям, волевым усилиям участников. Цель наблюде­ния определяет преимущественное сосредоточение на той или иной стороне деятельности, на тех или иных связях и отношениях (уро­вень и динамика интереса к предмету, способы взаимопомощи в коллективной работе, соотношение информационной и развива­ющей функций преподавания и т. д.). Заранее планируется после­довательность наблюдения, порядок и способ фиксирования его результатов. Как правило, они фиксируются в виде текстовых за­писей, заполнения разработанных форм, записей на магнитную ленту хода наблюдаемого процесса за определенное время, но несколько подробнее выделяются интересующие наблюдателя сто­роны. Использование хронометража, магнитофонных записей, фото-, кино- и видеосъемок повышает достоверность данных и результатов наблюдения. Каждый исследователь по мере накопле­ния опыта вырабатывает для себя наиболее приемлемую форму записей данных наблюдения, фиксирования процесса и выводов.

Видов наблюдений существует много. Их выделяют по различ­ным признакам. По признаку «временной» организации различа­ют наблюдение непрерывное и дискретное. По объему — широкое (например, ведутся наблюдения за группой в целом или за про­цессом развития личности как таковым) и узкоспециальное, на­правленное на выявление отдельных сторон явления или отдель­ных объектов (монографическое наблюдение за детьми в группе, за интересом к деятельности и др.). По типу связи наблюдателя и наблюдаемого различают наблюдения невключенные и включенные. В невключенном наблюдении позиция исследователя открыта, и участники, особенно на первых порах, ощущают неудобство, по­нимая, что за ними наблюдают. Это в определенной степени мо­жет сковывать и искажать естественный ход процесса. Наблюдать же исподтишка, «в замочную скважину», и неэтично, и неудобно. Выгоднее всего позиция так называемого включенного наблюде­ния — когда исследователь выступает участником деятельности коллектива, например, ведет экскурсию, творческую студию, проводит консультации, что делает его исследовательскую пози­цию скрытой. Такая же естественная ситуация легко создается и при проведении наблюдения во время уроков, сборов, походов, дискуссий и др.

Наблюдение как исследовательский метод имеет ряд существен­ных черт, которые отличают его от обыденного восприятия чело­веком происходящих событий. Назовем некоторые из них.

  1. Целенаправленность наблюдения. Она заключается не только в преимущественной направленности наблюдений на выбранные объекты, но и в том, что их описание проводится в свете опре­деленной педагогической или психологической концепции, в ее понятийно-терминологической системе. Наблюдатель уже имеет определенные представления об истории предмета, его развитии и структуре. Это позволяет сделать наблюдение не просто фикси­рованием воспринимаемого, а средством отбора необходимого, способом его первоначальной интерпретации.
  2. Аналитический характер наблюдения. Из общей картины на­блюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, кото­рые анализируются, оцениваются и объясняются уже в ходе на­блюдения.
  3. Комплексность наблюдения. Эта черта вытекает из целостно­го характера социально-педагогического процесса и требует не выпускать из поля зрения ни одной его существенной стороны или связи.наблюдения. Необходимо не ограничивать­ся разовым «снимком» наблюдаемого, а на основе более или ме­нее продолжительных (пролонгированных) наблюдений выявлять статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать из­менение и развитие наблюдаемого за определенный период.
  4. Систематичность наблюдения. Необходимо не ограничивать­ся разовым «снимком» наблюдаемого, а на основе более или ме­нее продолжительных (пролонгированных) наблюдений выявлять статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать из­менение и развитие наблюдаемого за определенный период.

Эти и другие черты одновременно являются требованиями, которым надо следовать при организации наблюдения. Стремле­ние исследователя к соблюдению требований и обеспечению ус­ловий для проведения полноценного наблюдения, освоению спо­собов и приемов его осуществления приводит к формированию важной особенности личности и профессионального качества, называемого наблюдательностью. Наблюдательность проявляется в умении человека замечать в воспринимаемом объекте малоза­метные, но существенные для достижения поставленной цели особенности предметов и явлений. Как и любой метод, наблюдение имеет свои сильные стороны и недостатки. Наблюдение позволяет изучить предмет в его целостно­сти, в его естественном функционировании, в его живых, много­гранных связях и проявлениях. В то же время этот метод не позволя­ет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации, делать точные заме­ры. Поэтому результаты наблюдений нужно сопоставлять с данны­ми, полученными другими методами, дополнять и углублять их.

Заключение
Исследователь должен стремиться, чтобы используемые методы и методики исследований, были составлены наиболее грамотно и сфокусировано для изучения исследуемого объекта, только грамотный подбор методов и методик, может привести к полному и законченному получению информации. Также в своей исследовательской работе, нужно быть максимально «гибким» в процессе работы, так как исследуемые объекты не постоянны относительно окружающей среды, отсюда, и изменения могут вноситься непосредственно в моменте работы, следовательно, методы и методики могут быть изменены, например, чтобы во время беседы под­держивать доброжелательные отношения, предупреждать возник­новение психологической отчужденности и барьеров общения. Например, проведение беседы в традиционной официальной об­становке, где преобладают ролевые установки, может способство­вать возникновению барьера и поэтому для его преодоления пред­почтительнее выбрать другое место, которое позволило бы собе­седнику чувствовать себя свободнее и раскованнее, а может быть, и на равных с тем, кто проводит беседу. Целесообразнее беседу начинать с тем, интересных собеседнику, а затем перейти к те­мам, представляющим исследовательский интерес. Это еще раз подтверждает важность предварительной серьезной подготовки исследователя к предстоящей беседе. Беседа, разумеется, предпо­лагает непосредственный контакт с испытуемым, что позволяет при необходимости быстро реагировать и вносить изменения в намеченный ход беседы в зависимости от получаемых ответов на вопросы.

Другие статьи

История развития клавишных инструментов

История развития клавишных инструментов Клавишные…
Читать

Творчество П.И. Чайковского. Вершины музыкального романтизма

Творчество…
Читать

Рихард Вагнер. Оперная реформа

Вклад Вагнера в мировую культуру определяется, прежде…
Читать

Фортепианное творчество Н.Я. Мясковского

Мясковский - это устремление целого поколения русских…
Читать

Кристоф Виллибальд Глюк жизненный и творческий путь.

ЖИЗНЕННЫЙ   И   ТВОРЧЕСКИЙ  …
Читать