Символика русских народных песен

27k

 История фольклора уходит своими корнями в глубокую древность. Человек издавна хотел познать окружающий мир природы и найти свое место в нем. Это выражалось в песнях, танцах, произведениях прикладного искусства, украшениях и др.

Древнему народному искусству присущ синкретизм, то есть некое единение разных видов творчества. Так, например, в народной песне нельзя отделить слова от мелодии, а саму песню от танца или обряда

Фольклор – это бесписьменная культура, для которой характерна коллективная память, локальные традиции и символы.

Символика – это древнее явление. А песенная символика возникла с появлением и формированием именно лирических песен. Весь окружающий мир природы стал своеобразным материалом для песенной символики: солнце, ветер, тучи, месяц, трава, цветы, деревья, птицы и т.д. А также разные виды трудовой деятельности (сеяние, поливание, косьба, охота и т.п.) и обрядовые действа (расплетание косы, открывание ворот и др.).

Главным объектом символизации в русских народных лирических песнях является человек – крестьяне и крестьянки, их мысли и чувства, настроения, поступки.

Наиболее древними символами русской обрядовой лирики являются следующие образы: - образ месяца (символ отца);образ солнца (символ матери);- образ звезд (символ детей);- образ месяца-молодца (символ мужа)- образ зорюшки-девушки (символ жены).

Во многих лирических песнях в роли символов выступают птицы. Например, соловей, сокол, селезень, голубь являются символом молодца, белая лебедушка, сизая голубка – символом девушки, а серая кукушка – символом печальной девушки или горькой женской доли.

Наибольшим разнообразием отличаются символы, взятые из растительного мира: белая береза, калина, малина, сладка вишня символизируют девушку; а, если птица клюет вишню, то это значит, что молодец сватает девушку; груша, осина, рябина или сосна – символ женщины; дуб, хмель или виноград – символ молодца.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что женские образы имеют наибольшее количество поэтических символов в русской народной лирической песне. Женщины создавали традиционные лирические песни, в которых отражался их духовный мир, их чувства и переживания.

Часто в русских народных лирических песнях есть не один, а два и более героев. Так, например, утушка и селезень, лебедушка и гусь, вишня и сокол, голубушка и голубь. И, естественно, чем больше в песне героев, тем больше в ней символов.

Анализируя тексты, можно заметить, что поэтические символы, указывающие на героев песни, употребляются главным образом в обрядовой (свадебной) лирике («рыбица» – невеста, «тучи» - печаль). И напротив, символы, обозначающие не конкретный образ, а то или иное настроение, указывают на необрядовую лирику.

«Два основных цикла человеческих эмоций, - пишет Н. П. Колпакова, - радость и горе с их многочисленными тематическими подразделениями – составляют основное содержание народных лирических песен» (Колпакова Н. П. «Русская народная бытовая песня». М.-Л., с. 207). Отсюда, символику русских народных лирических песен можно разделить на две группы:символику счастья,- символику горя.                

Символами счастливой любви и счастья может быть и свет солнца, и цветение растений. И наоборот, например, их увядание – символом горя и печали, а также разлуки («сохнет и вянет в поле травка»).Также символами печали являются: груша без вершины (девушка без родителей);   - береза, на которой сидит кукушка; - осина;  - сосна;  - рябина; - горькая полынь;  - явления природы (шум леса или листьев дерева,роса, туман, крутые горы, чистое поле, ветер).

Протяжная лирическая песня Кировской области «Не листочики шумят» относится к группе песен с символикой печали. Об этом нам говорит содержание песни:      

Не листочики шумят,

Про милова говорят.

Про милова, любезнова,

Про Иванушка-дружка.

Про Иванушка-дружка,

Завтра праздничок будёт.

Завтра праздник – воскресеньё,

Девкам – радостной денёк.

Девкам – радостной денёк,

В лес за ягодам пойдём.

В лес за ягодам пойдём, за калиной, за малиной,

За чёрной черёмухой.

За чёрной черёмухой…

Не набравши Маша ягод

Из лесочка прочь пошла.

(Запись текста с учетом местного диалекта).

Печаль символизируют следующие строки:

«не листочики шумят» (шум листьев);

«в лес за ягодам пойдём» (лес); «из лесочка прочь пошла» (лес).

Кроме этого, «калина», «малина», «чёрная черёмуха» - это символы девушки, которая ждет встречи с Иванушкой-дружком

   Раньше, по словам народных исполнительниц, эту песню могли петь и на посиделках, и на работе и, когда возвращались уставшие с праведных трудов. Для исполнения дошкольниками протяжная лирическая песня «Не листочики шумят» трудна, поэтому я ее разучиваю с воспитателями и включаю в праздничные концерты.

   Изучая символику русских народных лирических песен, узнавая значения всё новых и новых для себя символов, работа над музыкально-поэтическим материалом становится более интересной и увлекательной для детей и познавательной для педагога. Это помогает глубже узнать жанровую природу русской народной лирики, а через нее русское народное творчество.

Мелодика русских народных песен.

Термин «мелос» ввел в научное употребление советский музыковед Б. Асафьев в работе «Речевая интонация» (в 30-е годы). В разные годы свои наблюдения о свойствах песенной мелодики высказывали В.Одоевский, В.Серов, В.Прокунин, П.Сокальский, Ю.Мельгунов, Е.Линева, В.Пасхалов и др. Позже Л.Мазель и В.Цуккерман говорили о принципах анализа мелодики, а Т.Бершадская - о последовании интонационных циклов. Музыковеды-фольклористы М.Енговатова и Б.Ефименкова при рассмотрении мелодики народных песен употребляют понятие «мелодические ячейки». В.М.Щуров предлагает название «мелодические звенья», т.к. напевы народных песен часто строятся путём сцепления нескольких мелодических попевок. Итак, в научном взгляде на мелодику подходы различны, но типичные мелодические рисунки до настоящего времени не были охарактеризованы.

Понятие «мелодика» употребляется в обобщенном (широком) или конкретном (узком) значениях.

Широкое – мелодичность музыки, когда речь идет о певучести, лиричности, т.е. о выразительных качествах музыки.

Узкое имеет три значения:

1).Мелодия – это музыкальная мысль, выраженная одноголосно (в вокальной музыке или одноголосный наигрыш в инструментальной музыке).

2).Мелодия – это совокупность нескольких компонентов музыкального языка – интонация, ритм, ладовая окраска.

Мелодия – это главный (или равноправный наряду с главным) голос многоголосного музыкального произведения. Например, в подголосочной полифонии типа «склад со второй».

Для собирателей и исполнителей народной песни особый интерес должно представлять крестьянское понимание мелодии. Например, Е.Э.Линева, много и интересно описывавшая свои встречи с крестьянами, записала: «песня, как река льется, с извилинами и загонами, а новая – как чугунка бежит».

Формы и тип мелодики.

 

1) Попевочный тип – простейшая форма, которая складывается из варьирования и повторения простейших интонаций (или интонационных элементов). Встречается в календарных песнях, детских, древних хороводных, причитаниях. Это напевы с узким звуковым объемом.

В.М.Щуров. Стилевые основы русской народной музыки.Тема «Изучение народной мелодики» гл.У111.стр.185

2) Развитый тип мелодики, ее формы:

-нисходящее мелодическое движение из « вершины-источника»;

-нисходящее движение с признаками поступательного;

- восходящее движение одним или несколькими скачками и заполнение его нисходящим движением.

-мелодический рисунок в виде «синусоиды», где напев начинается в среднем регистре, достигает вершины, а затем опускается ниже своего начала (может вернуться на начало);

-мелодический рисунок в виде «восходящей волны»;

-мелодический рисунок в соотношении «вопроса-ответа»; «ответа-вопроса»;

-вращательное движение (опевание основных звуков);

- «обращенная волна» - нисходящее переходит в восходящее.

В песенных мелодиях – голосах существует понятие вариантности ивариационности (импровизационности) в двух значениях:

 

а) узкое

Вариации – это ритмические, мелодические изменения основного напева песни в разных строфах (куплетах);

Варианты – это ритмические или мелодические изменения в одном произведении подголосочного склада в разных голосах.

б) широкое

Варианты – разные исполнительские варианты одного произведения;

Разные мелодические варианты произведения одного (сходного) содержания, записанные в разных местностях.