Анализ фуги И.С. Баха cis moll

15k

Прелюдия и фуга cis-moll,l том
Ассоциативный образ цикла -«Моление о чаше».
В его основе - текст Евангелий: от Матфея (гл. 26, ст. 36 44); от Луки (гл. 22, ст. 40-44) - молитва Христа в Гефсиманском саду в ночь перед пленением. Текст повествует о том, как Иисус трижды молился Богу, Отцу Своему, чтобы чаша страданий миновала его, говоря: «Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя». (Матф., гл. 26, ст. 42).

Прелюдия - скорбное ариозо, теме ее соответствует образ «воздевания рук вверх и бессильного опускания их». Ф. Бузони так характеризует прелюдию: «В благородной меланхолии этих звуков слышится  приглушенное,  лишь кое-где громче прорывающееся страдание в духе «Страстей»» (9, с. 141).

Начальный мотив темы звучит в двухголосных инвенциях Баха e-moll и f-moll, что говорит об общности содержания этих произведений - молитвенном сосредоточении. В прелюдии много нисходящих звукорядов (catabasis) - «знаков печали»; часто встречается символ предопределения (принятия своего жребия - «да будет воля Твоя») и символ постижения воли Господней.

В тактах 26 и 35-36 появляется первая тема фуги - крест, но изложенный с конца к началу. Он символизирует свершение крестной муки.
В фуге три темы.

1-я тема - один из важнейших у Баха символов - символ креста, распятия. Истоки этого мотива восходят к хоралам «Num komm, der Heiden Heiland» («Грядет язычников Спаситель»)*, «Christ, unser Herr, zum Jordan kam» («Христос, Господь наш, пришел к Иордану»)**, «Was mein Gott  will, das g' scheh allzeit» («Что мой Бог хочет, то сбудется»).M. С. Друскин пишет об этом символе: «Высокой степени обобщенности достигла хроматизированная тема распятия как эмблема страдания, «страстей Христовых», В разных интервальных сочетаниях она встречается во множестве баховских произведений, в явном или скрытом виде... Эмблема эта состоит из четырех разнонаправленных нот; если графически связать первую с третьей, а вторую с четвертой, образуется рисунок креста (X). Фамилия Бах (BACH) при нотной расшифровке образует такой же рисунок, что, вероятно, не могло не поразить композитора» (4, с. 168).

* Это наблюдение принадлежит Л. Л. Кандинскому-Рыбникову. В его статье мы читаем: «Семантику этого мотива в баховской музыке обычно возводят к возгласам толпы в «Страстях»: «Распни его!» Но в нашей литературе, кажется, не отмечалось, что хорал «Num komm, der Heidcn Heiland» (средневековый латинский гимн, переведенный на немецкий язык М. Лютером для использования его в протестантском богослужении) начинается с той же попевки, символизирующей грядущие страдания Христа. Отсюда и обилие крестообразных фигур в органных прелюдиях, фантазиях и партитах на этот хорал (в том числе и в баховских), и частое использование их там, где композиторы обращались к образу Спасителя или вообще к мысли о страданиях. Напев этого хорала был, как говорится, на слуху, что облегчало понимание замысла автора* (6, с. 322-323).
**Наблюдение Р. Э. Берченко.

В разных интервальных и ритмических вариантах символ креста встречается во множестве, если не во всех сочинениях Баха.

Как символ страстей мотив креста звучит в "Страстях по Матфею" №54 и 59 "Распни его", в мессе h-moll (Kyrie eleison, Crucifixus, Agnus Dei) и других. Этот символ многозначен уже в силу сочетания нескольких интонационных слоев: острые интервалы, хроматизация, мотивы вздоха, уменьшенная кварта - несопряжение как выражение страдания.
2-я тема - "чаши страдания". На картинах старых мастеров, посвященных молению в Гефсиманском саду, нередко в правом верхнем углу изображалась золотая мерцающая чаша, как бы парящая в воздухе. Фигура circulatio (вращение) передает образ витающей чаши страданий. По справедливому замечанию Р. Берченко, это многослойный образ, заключающий в себе прощание, прощение, сострадание и вместе с тем успокоение, умиротворение. Символ чаши несет и важнейший догматический смысл - Святого Причастия.

3-я тема - символ предопределения "Да свершится воля Твоя". Этот мотив содержится во многих хоралах, на него приходятся ключевые слова текстов, выражающие принятие воли Господней ("Was mein Gott will, das g,scheh allzeit") ("Что мой Бог хочет, то сбудется"); "Christ lag in Todesbanden" ("Христос лежал в пеленах смерти"); "Es ist gewiss lich an der Zeit" ("Это непреложно в свое время")и др

Три темы последовательно раскрывают содержание фуги: ожидание крестной муки, моление о чаше, неизбежность грядущих страданий. Главный этический смысл моления о чаше заключается в принятии предуготованного жребия, в смирении перед волей Бога. Поэтому в последнем разделе фуги (с т.94) исчезает тема чаши и настойчивым stretto проводятся 1-я и 3-я темы - креста и предопределения. Это говорит о том, что чаша страданий принята  Христом: «Да свершится страдание».