История развития клавишных инструментов

3628

История развития клавишных инструментов

Клавишные музыкальные инструменты – те, извлечение звука в которых осуществляется при помощи системы рычагов и управляется при помощи клавиш, расположенных в определённом порядке (клавиатура). По типу звукообразования и способу извлечения звуков клавишные музыкальные инструменты делятся на следующие группы:

Электромеханические (электропиано, клавинет)
Электронные (
синтезаторы, электроорган)
Духовые (
Клавишно-духовой (орган и его разновидности)
Язычковые (фисгармония, баян, аккордеон, мелодика)
Клавишные
Ударно-клавишные (клавикорд, фортепиано)
Щипково-клавишные (клавесин и его разновидности)
Самозвучащие ударно-клавишные (
Челеста)

Клавишные инструменты существовали ещё в Средние Века. Орган можно назвать самым древним из клавишных. Клавиши у органа были широкими и нажимали их кулаками, они пришли на смену большим рычагам, введенным в XI веке взамен неудобных ручных задвижек. В начале XVI века широкие клавиши были заменены более удобными узкими, с помощью которых играют и сейчас. Так орган стал клавишным духовым инструментом.                       

Первый струнным клавишным инструментом является клавикорд. Он появился в позднее Средневековье. Устройство клавикорда напоминает  устройство современного фортепиано. Звук у клавикорда довольно тихий и мягкий. Родственником клавикорда является клавесин.  Оба эти инструмента были очень популярны в эпоху барокко. Принцип звукоизвлечения на клавикорде такой: при нажатии на клавишу, маленький медный квадратик под названием «тангент» ударяет струну и, упираясь в неё, разделяет её на две части, одна из которых звучит, а другая заглушается лентой из войлока, протянутой вдоль струн. При отпускании клавиши тангент возвращается в исходное положение, колебания переходят на всю струну и мгновенно заглушаются частью, заглушенной войлоком.

Клавесин – клавишный инструмент, вероятно, был изобретен в Италии в XV веке. Клавесины бывают с одним или двумя (реже с тремя) мануалами, а звук в них извлекается защипыванием струны плектром из птичьего пера (наподобие медиатора) при нажатии клавиши. Струны клавесина расположены параллельно клавишам (как у современного рояля), а не перпендикулярно (как у клавикорда и современного пианино).

Концертный клавесин обладает довольно резким звуком, но все же слишком слабым для исполнения музыки в больших залах. Чтобы продлить звучание нот, композиторы использовали множество мелизмов (украшений).Разновидностями клавесина (по сходству звукоизвлечения, но отличные от него по конструкции) являются спинет, мюзелар и вёрджинел. Это небольшие клавесины с одной клавиатурой (реже с двумя), их диапазон четыре октавы. Поскольку клавесины предназначались преимущественно для домашнего музицирования, то они, как правило, искусно декорировались, становясь частью интерьера.

На рубеже XVIII века у музыкантов возникла  потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на яркое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо, тонкие динамические переходы.

В 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори изобрел первое фортепиано. Он назвал своё изобретение «gravicembalo col piano e forte», что означает «клавишный инструмент, играющий тихо и громко». Это название затем было сокращено, и появилось слово «фортепиано».

Механизм звукоизвлечения у фортепиано Кристофори состоял из клавиши, войлочного молоточка и специального механизма для возвращения молоточка. У такого фортепиано не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая её вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина или клавикорда. Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны.

Позднее была изобретена двойная репетиция, позволившая молоточку опускаться наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и быстро повторяющихся нот (в частности, тремоло и других мелизмов).

                                                                            

Другие статьи

Философия музыки Ф.Одоевского

Данная статья посвящена рассмотрению основных идей…
Читать

Электронная музыка

Электронная музыка (от нем. Elektronische Musik,…
Читать

Анализ фуги И.С. Баха cis moll

Прелюдия и фуга cis-moll,l том Ассоциативный образ цикла…
Читать

Русская вокальная школа (основы)

Русская вокальная школа накопила богатый опыт…
Читать

Жизненный и творческий путь Ф.Й. Гайдна

Жизненный и творческий путь Й.Гайдна. Гайдн —…
Читать