История развития клавишных инструментов

3090

История развития клавишных инструментов

Клавишные музыкальные инструменты – те, извлечение звука в которых осуществляется при помощи системы рычагов и управляется при помощи клавиш, расположенных в определённом порядке (клавиатура). По типу звукообразования и способу извлечения звуков клавишные музыкальные инструменты делятся на следующие группы:

Электромеханические (электропиано, клавинет)
Электронные (
синтезаторы, электроорган)
Духовые (
Клавишно-духовой (орган и его разновидности)
Язычковые (фисгармония, баян, аккордеон, мелодика)
Клавишные
Ударно-клавишные (клавикорд, фортепиано)
Щипково-клавишные (клавесин и его разновидности)
Самозвучащие ударно-клавишные (
Челеста)

Клавишные инструменты существовали ещё в Средние Века. Орган можно назвать самым древним из клавишных. Клавиши у органа были широкими и нажимали их кулаками, они пришли на смену большим рычагам, введенным в XI веке взамен неудобных ручных задвижек. В начале XVI века широкие клавиши были заменены более удобными узкими, с помощью которых играют и сейчас. Так орган стал клавишным духовым инструментом.                       

Первый струнным клавишным инструментом является клавикорд. Он появился в позднее Средневековье. Устройство клавикорда напоминает  устройство современного фортепиано. Звук у клавикорда довольно тихий и мягкий. Родственником клавикорда является клавесин.  Оба эти инструмента были очень популярны в эпоху барокко. Принцип звукоизвлечения на клавикорде такой: при нажатии на клавишу, маленький медный квадратик под названием «тангент» ударяет струну и, упираясь в неё, разделяет её на две части, одна из которых звучит, а другая заглушается лентой из войлока, протянутой вдоль струн. При отпускании клавиши тангент возвращается в исходное положение, колебания переходят на всю струну и мгновенно заглушаются частью, заглушенной войлоком.

Клавесин – клавишный инструмент, вероятно, был изобретен в Италии в XV веке. Клавесины бывают с одним или двумя (реже с тремя) мануалами, а звук в них извлекается защипыванием струны плектром из птичьего пера (наподобие медиатора) при нажатии клавиши. Струны клавесина расположены параллельно клавишам (как у современного рояля), а не перпендикулярно (как у клавикорда и современного пианино).

Концертный клавесин обладает довольно резким звуком, но все же слишком слабым для исполнения музыки в больших залах. Чтобы продлить звучание нот, композиторы использовали множество мелизмов (украшений).Разновидностями клавесина (по сходству звукоизвлечения, но отличные от него по конструкции) являются спинет, мюзелар и вёрджинел. Это небольшие клавесины с одной клавиатурой (реже с двумя), их диапазон четыре октавы. Поскольку клавесины предназначались преимущественно для домашнего музицирования, то они, как правило, искусно декорировались, становясь частью интерьера.

На рубеже XVIII века у музыкантов возникла  потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на яркое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо, тонкие динамические переходы.

В 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори изобрел первое фортепиано. Он назвал своё изобретение «gravicembalo col piano e forte», что означает «клавишный инструмент, играющий тихо и громко». Это название затем было сокращено, и появилось слово «фортепиано».

Механизм звукоизвлечения у фортепиано Кристофори состоял из клавиши, войлочного молоточка и специального механизма для возвращения молоточка. У такого фортепиано не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая её вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина или клавикорда. Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны.

Позднее была изобретена двойная репетиция, позволившая молоточку опускаться наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и быстро повторяющихся нот (в частности, тремоло и других мелизмов).

                                                                            

Другие статьи

Электронная музыка

Электронная музыка (от нем. Elektronische Musik,…
Читать

Джаз и популярная музыка в музыкальной культуре Запада второй половины XX - начала XXI в.

Джаз возник как соединение нескольких музыкальных…
Читать

Джакомо Пуччини, становление великого композитора.

Семья Пуччини с давних пор пользовалась большим…
Читать

Образ современного вокального педагога на примере известного американского педагога Сета Риггса

Сложность преподавания искусства пения заключается,…
Читать

Милий Алексеевич Балакирев

Милий Алексеевич Балакирев (21 декабря 1836, Нижний…
Читать