Жизненный и творческий путь Ф.Й. Гайдна

33k

Жизненный и творческий путь Й.Гайдна.

Гайдн — великий австрийский композитор — прошел большой творческий путь. Значительнейшие произведе­ния Гайдна («Лондонские» симфонии, последние квар­теты, оратории «Сотворение мира» и «Времена года») созданы им в последние годы жизни (90-е годы XVIII века), Эти произведения, являющиеся блестящим итогом творчества композитора, принадлежа" к высшим достижениям венской классической школы и состав­ляют драгоценную часть мирового наследия музыкаль­ного искусства.

Гайдн оставил множество произведений почти во всех музыкальных жанрах и формах, существовавших в его время. Но при всех высоких художественных ка­чествах и совершенном мастерстве произведений Гайд­на различных жанров основное историческое и художе­ственное значение приобрела его инструментальная му­зыка — симфоническая и камерная, а также две последние большие оратории. В симфониях, концертах, квартетах и в других жанрах инструментальной музы­ки, созданных в 90-е годы, со всей силой проявилась вся самобытность творчества Гайдна как выдающегося художника, глубоко связанного с австрийской нацио­нальной демократической культурой.

Детство композитора. Йозеф Гайдн родился в 1732 году в маленькой деревушке нижний Австрии Рорау.Отец его был по профессии каретником, а   мать — кухаркой. Родители обладали недюжинными музыкальны­ми способностями и страстно любили музыку. В доме Матиаса Гайдна (отца композитора) часто устраива­лись импровизированные концерты: сам хозяин по слу­ху пел и аккомпанировал себе на арфе.

Деревенская обстановка, в которой Гайдн . провел свое раннее детство, народные танцы и песни явились той почвой, на которой так мощно выросло будущее творчество композитора. Во всех его произведениях сохраняется связь с австрийским народным творче­ством.

На музыкальное дарование обнаружив­шееся чрезвычайно рано обратил внимание школьный учитель и церковный регент Франк, Он увез мальчика к себе в ма'ленький городок на берегу Дуная—Хадн-бург, где Гайдн стал петь в церковном хоре, обучаться , нотной грамоте, а также игре на скрипке и клавесине. Эти занятия продолжались три года.

Служба в венском соборе св. Стефана. Однажды церковь в Гайнбурге посетил венский композитор и ка­пельмейстер Георг Роитер, совершавший поездку по Австрии с целью подбора мальчиков с хорошими голо­сами для своего соборного хора. Роитер обратил внимание     на     красивое      сопрано    и    необычайную  Музыкальность Гайдна и увез его  с  собой в Вену. Там Гайдн пел в хоре собора св. Стефана.

Сам Гайдн так вспоминает это время в автобиогра­фической заметке, написанной  в      1776   году.:   «Наряду  с школьными занятиями я изучал там искусство пения, клавир и скрипку у очень хороших мастеров. Я пел дискантом как в соборе, так и при дворе с большим успехом до восемнадцатого года моей жизни». Служ­ба мальчика в церкви была довольно тяжела: Гайдну приходилось ежедневно участвовать в длинных бого­служениях, репетировать к ним, принимать участие в многочисленных придворных торжествах. Для учения оставалось мало времени.

Кроме того, руководитель хора Ройтер уделял мало внимания первым композиторским опытам Гайдна и за девять лет дал ему всего два урока теории композиции, Гайдн не имел настоящих учителей. «Истинной шко­лой» для него была сама жизнь и практическая ра­бота. Репертуар церковного хора состоял из многочис­ленных культовых сочинений в полифоническом стиле (австрийских и итальянских композиторов), среди ко­торых были и шедевры контрапунктического искусства. Принимая непосредственное участие в исполнении по­лифонической музыки прошлого, гениально одаренный юноша, схватывавший все буквально на лету, в работе над своими первыми сочинениями постиг в совершен­стве это искусство.

Немалое значение для творческого развития Гайдна имела музыкальная жизнь Вены, ее богатый и своеоб­разный фольклор, итальянская опера, инструменталь­ная музыка, распространенная в быту, а также сопро­вождавшая трапезы богатых вельмож.

Прислуживая за столом в качестве лакея во время придворной трапезы, Гайдн слушал симфонии и увер­тюры различных композиторов. Все полученные им му­зыкальные впечатления (бытовая музыка, опера» цер­ковная музыка, застольная) Гайдн переработал в своем творчестве в большое искусство жизненной правды и высокого профессионального мастерства.

В последние годы работы Гайдна в соборе св. Сте­фана (1745) в ту же школу поступил его младший брат: Михаэль Гайдн, в будущем композитор и педагог, учи­тель К. М. Вебера. Иозеф Гайдн сам занимался с бра­том, обучал его композиторскому мастерству, которое постиг самоучкой. Йозеф и Михаэль обладали краси­выми и сильными голосами, благодаря чему выступали в хоре собора св. Стефана в качестве солистов.

Жизнь мальчиков в школе была тяжела: за любой мелкий проступок или просто за "невнимание их под­вергали телесным наказаниям. С наступлением возраста, когда у мальчиков начинает ломаться голос, их безжа­лостно увольняли. Та же участь постигла и Гайдна.

Увольнение со службы. Несколько дней бродил Гайдн по улицам Вены, ночи проводя на скамейках. Случайно встретившись на улице со своим товарищем, Гайдн на­шел с его помощью маленькую комнату под самой крышей большого дома. Там был старый, разбитый кла-викорд, на котором Гайдн мог играть, сколько ему было угодно. Уже в эти молодые годы Гайдну пришлось по­знать нужду. В поисках заработка он скитался по близ­лежащим городкам и селам, надеясь (устроиться орга­нистом в какой-нибудь церкви. Но все эти попытки пп, к чему не приводили, и, не достигнув цели Гайдн воз­вращался в Вену. Ради заработка он давал частные уроки, получая за это жалкие гроши.

Знакомство с сочинениями Ф. Э. Баха. Живя в своей маленькой, холодной и сырой комнате, Гайдн много за­нимался: играл на клавикорде и иа скрипке, читал тру­ды по теории музыки, изучал произведения разных ком­позиторов, сочинял. Сильнейшее впечатление произвели на него клавириые сонаты Фнллиппа Эммануила Баха, ставшего отныне одним из любимейших композиторов Гайдна. Мелодическая выразительность и непосредст­венная эмоциональность музыки Ф. Э. Баха, ее модуля­ционные богатства, ритмическая свобода чрезвычайно привлекали молодого музыканта. Влияние произведений Ф. Э, Баха обнаруживается во многих ранних сочине­ниях Гайдна.

Музыкальный быт Вены. Лишь благодаря своему жизнерадостному характеру и присущему ему опти­мизму Гайдн не унывал. Он принимал живое участие в шуточных проделках товарищей и в ночных серенадах. Исполнение всевозможных лендлеров, экосезов и других танцев еще более сблизило Гайдна с бытовой музыкой Вены (наряду с деревенскими впечатлениями в детстве), что имело неоценимое значение для его творческого роста; именно австрийская народно-быто­вая музыка в основном определила музыкальный стиль многочисленных произведений Гайдна.

Первый зингшпиль. Однажды (это было в 1751 году) одну из ночных уличных серенад, сочиненную Гайдном, услышал комический актер Курц. Он был создателем и участником целого ряда балаганных арлекинад, испол­нителем роли шута, известного под именем Гансвурста К Курц предложил Гайдну написать музыкальную коме­дию (зингшпиль) под названием «Асмодей, или Новый хромой бес». Зингшпиль девятнадцатилетнего Гайдна (поставленный с успехом в венском театре «Kartner tor») был его первым сочинением для сцены. Музыка этого зиигшпиля не сохранилась.

Никколо Порпора, Чувствуя в своих сочинениях не­достатки композиторской техники, Гайдн все больше ощущал настоятельную потребность серьезно  учиться. Не имея на это средств, Гайдн поступил аккомпаниато­ром в класс итальянского композитора, певца и педа­гога Никколо Порпора,, жившего в то время в Вене. Будучи не только аккомпаниатором, но и прислуживая ему в качестве лакея (чистка сапог, уборка комнат и т. д.), Гайдн мог пользоваться советами маститого му­зыканта в области композиторского творчества. От об­щения с Порпора Гайдн извлек некоторую пользу; упо­рядочил свои знания в искусстве контрапункта и гене­рал-баса   (то есть гармонии).

Участие в квартетной игре. В 1755 году Гайдн ста­новится участником музыкального кружка в имении по­мещика Фюрнберга. Он был просвещенным человеком, большим любителем музыки и часто устраивал у себя в доме квартетные вечера. Фюрнберг пригласил Гайдна в качестве  исполнителя   партии  скрипки   в   квартетах.Это несколько улучшило материальное положение Гайдна, так как участие в любительских ансамблях музыканта-профессионала оплачивалось, и, что осо­бенно важно, способствовало дальнейшему творческому росту Гайдна. Для кружка он написал около двадцати квартетов, являвшихся первыми его произведениями в жанре камерно-инструментальной музыки. Уже в этих квартетах с большой определенностью сказываются черты нового стиля, получившие в последующих его произведениях столь мощное развитие: яркая народная основа музыки (танцевальная и песенная), жизнерадо­стность, юмор, обращение к гомофонно-гармоппческому письму.

На службе у графа М. Морцина, По рекомендации Фюрнберга Гайдн в 1759 году был принят на долж­ность капельмейстера при дворе чешского графа Мак­симилиана Морцина, содержавшего в своем именин Лу­кавец (в Чехии) небольшую оркестровую капеллу из двенадцати музыкантов. Для этой капеллы Ганди пи­сал, главным образом, дивертисменты развлекатель­ного характера. Но.именно здесь в 1759 году им были созданы.и'первые.симфонии. В них еще нет той лначн-тельности содержания, новаторства и мастерства, каких достиг Гайдн в симфонических произведениях 80-х и 90-х годов, но это было началом его творческой дея­тельности в той области, в которой ему суждено было сыграть особо выдающуюся роль.

На службе у Эстергази. Прослужив всего дна года капельмейстером у графа Морцина, Гайдн в 1761 году перешел на работу в капеллу венгерского князя Павла Антона Эстергази. Руководителем этой капеллы Гайдн был в течение тридцати лет» до 1791 года.Капелла  князя Эстергази находилась в его резиден­ции в венгерском городке Эйзенштадте (ие'далеко от Вены), Первоначально число музыкантов составляло примерно четырнадцать человек (не считая органиста it нескольких певцов и певиц).

Служебные и административные обязанности. У Гайд­на было много., различных   обязаностей,   записанных в договоре, который он заключил с Эстергази. Этот до­говор представляет собой интереснейший, в историче­ском отношении документ. Он характеризует социаль­ное положение музыканта XVIII века, находившегося на придворной службе в условиях феодально-абсолю­тистского строя. Так, согласно договору, Гайдн был обязан написать к определенному дню (когда ожида­лись гости) симфонию, квартет или мессу и вообще со­чинять множество произведений по заказу своего хо­зяина; разучивать новые произведения с капеллой и ис­полнять их в назначенный день; являться на работу одетым по надлежащей форме—в камзоле, расшитом золотом, в белых чулках и пудреном парике с косичкой; ежедневно до и после обеда ожидать в приемной рас­поряжений князя, касающихся музыки на сегодняшний день; следить за дисциплиной в капелле, записывать в штрафную книгу опаздывающих на репетиции; быть ответственным за состояние музыкальных инструментов и сохранность нот; давать уроки певцам и т. д. Сам же капельмейстер находился в замке своего господина на положении лакея.

Несмотря на массу административных обязанностей, Гайдн очень много сочинял. Из произведений, создан­ных им в первый год работы у Эстергази (1761), выде­ляются три симфонии; «Утро», «Полдень», «Вечер», в которых"" уже обнаруживаются характерные черты гайдиовского симфонического творчества — народная основа музыки, тематические и динамические контра­сты. После смерти старого князя Павла Антона Эстер­гази его ..наследник. Николай Эстергази, склонный к удовольствиям, решил подражать роскоши Версаля. Он построил в Нижней Венгрии, недалеко от Эйзен-: штадта, пышный дворец из ста двадцати шести ком­нат, при дворце выстроил два театра — оперный и те­атр марионеток; увеличил состав капеллы до двадцати пяти человек. Эта летняя резиденция младшего Эстер­гази получила название «Эстергаз». Сюда он выезжал па летние месяцы вместе со своей капеллой и. капель­мейстером.

Произведения первых лет службы у Эстергази. В доме Николая Эстергази музыка занимала первое место, и Гайдн работал очень много;   писал   симфонии, ...мессы, квартеты, оперы, музыку для театра марионеток, много произведений для баритона  — любимого инструмента князя; все эти произведения сразу же исполнялись под управлением самого Гайдна. Изредка он вместе с ка­пеллой сопровождал князя в Вену, где дирижировал своими симфониями во дворцах венской знати. II в то же время жизнь Гайдна была' унизительна и тяжела. Об этом говорят некоторые документальные источники и в особенности письма Гайдна к друзьям. «Вот, сижу я, —писал он,— в моей пустыне, почти без человече­ского общества, печальный... Последние дни я не знал, капельмейстер я или капельдинер... Печально ведь по­стоянно быть рабом...».

«Прощальная симфония». Неоднократно получаемые от самодура князя незаслуженные упреки и обиды при­водили Гайдна в угнетенное состояние духа, усугубляв­шееся неудачным браком: жеиа Гайдна, малокультур­ная женщина, ничего не понимала в художественных стремлениях мужа. PI если музыка Гайдна в ранний пе­риод его творчества в подавляющем большинстве про­изведений отличалась жизнерадостностью и брызжу­щим весельем, то в начале 70-х годов в значительной степени под влиянием тяжелых душевных переживаний он писал произведения, проникнутые грустными, даже трагическими настроениями. К ним относятся «Тра­урная симфония», «Прощальная симфония» и другие.

Интереснейшим сочинением раннего периода твор­чества Гайдна является «Прощальная симфония», со­зданная в 1772 году. Это произведение занимает особое место в симфоническом творчестве Гайдна и резко выделяется среди его ранних симфоний. Вместо тради­ционных четырех в ней пять частей. Симфонию играли при зажженных свечах, во время исполнения последней .части музыканты по очереди тушили свечи, забирали свои инструменты и- уходили (сначала валторнист, за­тем гобоист и т. д.); наконец, оставались два скрипача, которые тихо и грустно заканчивали симфонию . В от­личие от более ранних симфоний Гайдна, преимущест­венно развлекательно-веселого характера, в «Прощаль­ной симфонии» преобладают патетические, драматиче­ские образы, особенно в первой и четвертой частях, близкие некоторым страницам музыки Бетховена; в то время как подавляющее большинство симфоний Гайд­на мажорные, «Прощальная симфония» написана в ми­норной тональности  (фа-диез минор).

Начало творческой зрелости. «Парижские» симфонии. В 80-е годы творчество Гайдна достигает полной зре­лости и мастерства; окончательно устанавливается его композиторский стиль. К лучшим произведениям Гайд­на 80-х годов относятся шесть так называемых «Па­рижских» симфоний (1786). Они были исполнены впер­вые в Париже под управлением Госсека. В 1788 году написана «Детская симфония» для струнного оркестра и набора детских инструментов (дудочка, свистулька, кукушка и т. д.). Это же десятилетие ознаменовалось сближением и дружбой между Гайдном и Моцартом, который знал и высоко ценил сочинения Гайдна. Мо­царт считал Гайдна одним из своих «духовных учите­лей», и некоторое влияние его музыки сказалось в ран­них произведениях Моцарта. Также и Гайдн' видел в Моцарте гениального музыканта. В своих поздних величайших сочинениях 90-х годов, написанных после смерти Моцарта, Гайдн творчески претворил некоторые принципы моцартовского симфонического творчества.

Концертные поездки в Лондон. «Лондонские» симфо­нии. 90-е годы внесли в жизнь Гайдна значительные перемены. По приглашению скрипача и антрепренера Петера Саломоиа в 1791  году Гайдн   впервые   выехал в Лондон, где, согласно договору, он должен был про­дирижировать рядом концертов, написать оперу и шесть новых симфоний. Это была первая в жизни почти ше­стидесятилетнего Гайдна далекая поездка; до сих пор вся его жизнь была ограничена австро-венгерскими владениями.

Обстоятельства благоприятствовали поездке Гайдна в Лондон. В 1790 году умер старый Николай Эстерга» зи, а его сын (тоже Николай), равнодушный к музыке, распустил капеллу. Гайдн был свободен и мог, фор­мально числясь на службе в качестве придворного ка­пельмейстера, жить в Вене независимо,, получая от Эс-тергази положенное содержание. В это время и после­довало приглашение из Лондона, где Гайдн прожил пол­тора года (с зимы 1791 до лета 1792 года). В англий­ской столице он дирижировал своими новыми шестью симфониями (первая серия «Лондонских», симфоний) и написал оперу «Орфей и Эвридика или Душа Философа»  (1791).

В столице Англии Гайдн оказался в новой, ранее ему незнакомой обстановке. Огромный город с капита­листическим укладом (в отличие от феодально-абсолю­тистской Австрии) обладал множеством торговых, про­мышленных организаций и учреждений буржуазно-предпринимательского типа. Это сказалось и на концертной жизни Лондона, где наряду с закрытыми концертами во дворцах и салопах аристократической знати преобладали платные концерты для большой де­мократической публики. Новые условия порождали более серьезные требования к музыкальному искусству. Вме­сто легкой развлекательности и бездумности искусства аристократических салопов здесь нужно было искус­ства значительное по содержанию, богатое и разнооб­разное, воплощающее широкий круг образов. Естест­венно, что такого рода музыка требовала расширения масштаба исполнительских средств. И действительно, в Лондоне Гайдн управлял большим оркестром по сравнению" "с" оркестровой капеллой князя Эстергази лондонский оркестр, состоял из сорока—пятидесяти че­ловек. Все это соответствовало творческим задачам Гайдна его стремлению к окончательному преодолению дивертисментности, к углублению содержания произве­дений. Почести и поклонение начали окружать Гайдна, имя его стало черезвычайно популярным за пределами города. В 1802 году оратория «Сотворение мира» была впервые исполнена, в Петербурге в концер­те Филармонического общества.

После 1802 года Гайдн больше ничего не написал, Это было время грандиозных социальных потрясении. Отгремела французская революция, взбудоражившая всю Европу и поставившая перед человечеством новые социальные и идеологические проблемы. Европейские страны бороздили армии генерала Бонапарта, объявив­шего себя в 1804 году императором Франции. По свое­му воспитанию, привычкам и миросозерцанию Гайдн, принадлежавший XVIII веку, не мог понять француз­ской революции и народно-освободительных движений, вызванных наполеоновскими войнами. Все эти собы­тия воспринимались Гайдном как всеобщее крушение, гибель, пугали его. Возможно, этим объясняется его творческое молчание в последние годы жизни. Умер он ,31 мая 1809 года.