Характеристика творчества Ф.Й. Гайдна

30k

Характеристика творчества

Гайдн писал музыку в самых разнообразных жанрах и формах. Его перу принадлежат: больше ста симфоний (точное число их неизвестно), огромное количество ка­мерных ансамблей (квартеты, трио и другие), множество концертов для различных инструментов, произведения для клавира соло (рондо, вариации, сонаты), двадцать четыре оперы, много вокальных произведений (в том чи­сле обработки шотландских и ирландских песен). Но главное значение Гайдна состоит в развитии ин­струментальной  музыки   (симфонической  и   камерной),

Народность творчества Гайдна. Являясь одним из величайших представителей венской классической шко­лы, Гайдн в своей музыке широко.использовал и органи­чески претворил австрийский музыкальный фольклор во всей его полноте и многообразии, в сочетании разнона­циональных элементов: южнонемецких, венгерских, сла­вянских. Нередко он обращался к подлинным народным мелодиям, но чаще создавал собственные мелодии в духе народных песен и танцев. Австрийский фольклор на­столько глубоко вошел в творчество Гайдна, что стал его «второй натурой». Многие мелодии, сочиненные са­мим Гайдном, становились народными и распевались даже теми, кто не знал имени их творца.

Настроения и образы музыки Гайдна. Наиболее ха­рактерными для его музыкальных произведений являют­ся образы, связанные с жизнью и бытом австрийского крестьянства. Но крестьянская жизнь в музыке Гайдна дана несколько идиллически: картины мирной счастли­вой жизни, танцы и хороводы, красивая природа состав­ляют ее содержание. При всех невзгодах и страданиях народ никогда не утрачивал оптимистического отноше­ния к жизни. И эту радость жизнеощущения выразил в своей музыке Гайдн. Поэтому произведения Гайдна отличаются характером бодрым и жизнерадостным, в них преобладают мажорные тональности, много света и жизненной энергии. Есть в музыке Гайдна и грустные, даже трагические настроения. Но они редки, и лишь по контрасту больше подчеркивают общий радостный тон, сияющую улыбку и здоровый народный юмор.

Сонатно-симфонический цикл у Гайдна. В инструментальной музыке Гайдна (сольной, камерной и симфо­нической) полное и совершенное классическое воплоще­ние получил сонатно-симфонический цикл. Все четыре части произведения, соединяясь в единую художествен­ную концепцию, выражают разные стороны жизни. Обычно первая часть (сонатное allegro) наиболее дра­матична, импульсивна; вторая часть (медленная)—это часто сфера лирических переживаний, спокойного раз­думья; третья часть (менуэт) переносит в атмосферу танцевальности и связывает сонатно-симфонический цикл с танцевальной сюитой XVII — XVIII веков; чет­вертая часть (финал) заключает в себе жанрово-быто-вое начало и особенно близка к народной песеино-танцевалышй музыке. Жанрово-бытовой характер имеет музыка гайдиовских произведений в целом (за некото­рыми исключениями), танцевальностыо и песенностыо пронизана не только музыка третьих и четвертых частей цикла, но и первых двух. Но при этом каждая часть имеет свою основную ведущую драматургическую функ­цию и участвует в постепенном развертывании, раскры­тии идеи всего произведения.

Симфоническое творчество

Гайдн создавал свои симфонии с конца 50-х до се­редины 90-х годов. Первые его симфонии относятся к периоду становления европейского симфонизма, — и они явились важным звеном в процессе формирования стилистических основ зрелого симфонизма венской шко­лы. Поздние симфонии Гайдна были написаны, когда уже существовали все симфонии Моцарта и молодой Бетховен вырабатывал принципы своего симфонического мышления в фортепианных сонатах и камерных ансам­блях, приближаясь к созданию своей Первой симфонии. Поздние симфонии Гайдна демонстрируют зрелый клас­сический симфонизм.

Эволюция симфонического творчества.

Эволюция сим­фонического творчества Гайдна представляет интерес не только для изучения творческого пути великого компози­тора, но и для понимания формирования и развития классического симфонизма XVIII века вообще. Ранние симфонии Гайдна еще ничем по существу не отличаются от камерной музыки (которую он писал одновременно) и почти не выходят из рамок обычных для той эпохи развлекательно-бытовых жанров. Лишь в 70-е годы по­являются произведения, выражающие более глубокий мир образов («Траурная симфония», «Прощальная сим­фония» и некоторые другие). Постепенно, по мере творческой  эволюции композитора, его симфонии насы­щаются. более глубоким драматическим содержанием. Если многие ранние симфонии Гайдна мало отличались от сюиты с ее несколько внешним контрастным располо­жением частей преимущественно танцевального характе­ра, то постепенно в симфонических произведениях про­исходит процесс преодоления сюитиости. Сохраняя связи с сюитой, зрелые симфонии Гайдна вместе с тем стано­вятся целостными произведениями, четыре части кото­рых, различные по своему характеру, являются разными этапами в развитии единого круга образов.

Все это в известной степени достигнуто в «Париж­ских» симфониях Гайдна 1786 года, как и в отдельных более ранних симфониях. Но высшим достижением гайд-новского симфонизма являются двенадцать «Лондонских» симфоний.

"Лондонские" симфонии.

За исключением одной (до-минорной) все «Лондонские» симфонии Гайдна на-писаны в мажорных тональностях. Хотя мажорный или минорный лад сам по себе не может быть критерием для определения содержания музыкального произведения, в данном случае мажорность подавляющего большин­ства произведений Гайдна является важным показате­лем их оптимизма, светлого и радостного жизнеощу­щения.

Структура сонатного allegro. Каждая из «Лондон­ских» симфоний (за исключением до-минорной) начина­ется кратким медленным вступлением торжественно-ве­личавого, глубокомысленно-сосредоточенного, лирически-задумчивого или спокойно-созерцательного характера (обычно в темпе Largo или Adagio). Медленное всту­пление резко контрастирует с последующим Allegro (являющимся, собственно, первой частью симфонии) и одновременно подготавливает его. Но между темами главной и побочной партий яркий образный контраст отсутствует. И те и другие обычно носят народный ие-сеннотапцевальиын характер. Имеется лишь тональный контраст; основной тональности главных партий проти­вопоставляется доминантовая тональность побочных партий. В тех случаях, когда главные и побочные партии различны по тематическому материалу, они во многом схожи по характеру музыки, по образному строю.

Значительное развитие получили в симфониях Гайд­на разработки, которые строятся путем мотивиого вы­членения. От темы главной или побочной партии отде­ляется короткий, но наиболее активный отрезок и под­вергается довольно длительному самостоятельному раз­витию (непрерывные модуляции в разные тональности, проведение у различных инструментов и в различных регистрах). Это придает разработкам динамический и устремленный характер.

Медленные части. Вторые (медленные) части имеют различный характер: иногда задумчиво-лирический, со­средоточенный, иногда песенный, в некоторых случаях и маршеобразиый. По форме они также бывают различ­ны. Чаще всего встречаются сложная трехчастиая и ва­риационная формы.

Менуэты. Третьи части «Лондонских» симфоний всегда называются Menuetto (менуэт). Но менуэты Гайдна отличаются от чопорно-галантных менуэтов, под звуки которых танцующие пары совершали поклоны и реве­рансы. Многие менуэты Гайдна имеют характер дере­венских танцев с их несколько тяжеловатой поступью, размашистой мелодией, неожиданными акцентами И ритмическими сдвигами, создающими часто юмористиче­ский эффект. Трехдольный размер традиционного ме­нуэта сохраняется, но образно-смысловое содержание музыки меняется: менуэт утрачивает свою аристократи­ческую изысканность и становится демократическим, крестьянским танцем.

Финалы. В финалах симфонии Гайдна обычно при­влекают внимание жанровые образы, также восходящие к народно-танцевальной музыке. Весело и непринужден­но несется в быстром темпе музыка финала, завершая всю жизнерадостную и, в сущности, жаирово-таицсваль-ную по своему образному строю симфонию,

Форма финалов чаще всего бывает сонатная или рон­до-соната. В некоторых финалах «Лондонских» симфо­ний Гайдна широко используются приемы варпацпоииого и полифонического (имитационного) развития, еще бо­лее подчеркивающие стремительное движение музыки и динамизирующие всю музыкальную ткань,

Оркестр Гайдна. Оркестр в симфониях Гайдна имеет обычный парный состав: две флейты, два фагота, две валторны, две трубы, пара литавр, струпный квинтет, Из деревянных духовых инструментов далеко не во всех симфониях Гайдна употребляются кларнеты. Например, в соль-мажорной («Военной») симфонии они участвуют только во второй части. Лишь в партитурах двух по­следних «Лондонских» симфоний Гайдна № 103 и 104 имеются два кларнета наряду с двумя флейтами, гобоя­ми и фаготами.

Ведущую роль играют первые скрипки, которым по­ручается изложение основного тематического материала, но и флейты с гобоями достаточно активно участвуют в его изложении и разработке, то удваивая скрипки, то чередуясь с ними в проведении темы или ее отрывков. Виолончели и контрабасы играют одну и ту же басовую партию (контрабасы лишь октавой ниже виолончелей). Поэтому в гайдновских партитурах их партии выписаны на одной строке.

Валторны и трубы, как правило, выполняет весьма скромную функцию, в некоторых местах подчеркивая гармонию и ритм. В тех случаях, когда все инструменты оркестра (tutti) играют в унисон тему forte, валторны и трубы участвуют па равных правах с другими инстру­ментами. Чаще всего это связано с темами фанфарного характера. Можно сослаться в качестве примера на глав­ную партию из симфонии до мажор № 97, излагаемую всем оркестром.