Формирование популярной (эстрадной) музыки

Формирование популярной (эстрадной) музыки

74
Формирование популярной (эстрадной) музыки

Популярная музыка – это музыка, легко воспринимаемая на слух, доступная по форме. Многие произведения классической музыки гораздо популярнее, чем произведения иных поп-коллективов, но если рассматривать популярную музыку как жанр, как особое течение в человеческой культуре, то фактическая популярность не будет определяющим фактором. Определяющим фактором является легкость для восприятия и в большинстве случаев – расчет на успех у массового слушателя. Расчет этот, конечно, далеко не всегда меркантилен: когда 16-летняя Консуэло Веласкез сочиняла Бесаме мучо (Bessame mucho), она, как утверждала впоследствии, совсем не надеялась на то, что эта песня станет столь известной. Но в то же время эта девушка изначально сочиняла песню в жанре популярной музыки, придумывая короткую лирическую песню с яркой, запоминающейся мелодией. Такие характеристики – идеальные составляющие популярной музыки.

В основе всякой популярной музыки – стоят народные песни и танцы. С древних времен в различных частях света музыкальное творчество постепенно разделялась на различные виды: простонародная музыка и музыка для знати, церковная, или сакральная музыка, праздничные танцы и военные марши, свадебные, земледельческие и т.д.

Популярная музыка сформировалась на основе, прежде всего, развлекательных жанров. Те песни, которые бродячие музыканты в Средние века исполняли для увеселения публики на ярмарках, празднествах, всевозможные любовные куплеты и танцевальные мелодии можно считать ранними формами популярной музыки.

В Западной Европе развилась форма песни, называвшаяся балладой. Чаще всего это был последовательный рассказ: история жизни какого-нибудь человека, война, описание битвы или трагической любви. Часто эти баллады соединялись с театральными представлениями, были частью какого-нибудь спектакля. Обеспеченная публика Европы в основном развлекалась салонным музицированием. Вскоре даже Появился особый жанр салонной баллады, который был упрощенным подражанием оперному искусству. Для бедных же людей одним из немногочисленных развлечений стала шарманка, изобретенная в конце 18 в. в Швейцарии. Шарманка могла воспроизвести одну или несколько популярных мелодий, и бродячие шарманщики исполняли различные песни: от сатирических куплетов до печальных баллад.

С середины 19 в. начинается активный рост индустрии популярной музыки и индустрии развлечений в целом. Нотные листки и сборники становятся все более доступными по цене, и быстро растет число мест, где можно было бы послушать популярную музыку. В Европе и США возникают так называемые увеселительные парки, в которых постоянно даются различного рода представления и играет музыка. В Англии первый такой парк, «Воксхолл», был основан еще в 1660. Характер музыки, исполнявшейся в увеселительных парках, например в знаменитом копенгагенском «Тиволи», открытом в 1840, был исключительно развлекательный, увеселительный. Репертуар парков состоял из шуточных песен, комических номеров, фольклорных баллад.

Развитие музыкального театра связано с такими жанрами популярной музыки, как оперетта и мюзик-холл. Оперетта возникла в середине 19 в. в Париже. Она основывалась не столько на фольклорных, сколько на классических образцах, и часто авторами оперетт являлись академические композиторы. От оперы этот жанр отличается отсутствием эпического размаха, речитативов между ариями (которые заменили на диалоги и монологи), а также порой комическим, сатирическим или злободневным содержанием произведений. Арии из оперетты запоминались гораздо легче, чем классические, – фактически они могли существовать в виде отдельных популярных песен, которые можно было напевать, насвистывать себе под нос.

Другим видом музыкального театра стал в середине 19 в. мюзик-холл. Возникавшие повсеместно музыкальные залы продолжали линию увеселительных парков, только теперь посетители получали возможность смотреть представления, сидя за столиком с едой и выпивкой. Развлекательные программы во Франции получили название «варьете» (то есть «всякая всячина»), и этот термин вскоре широко распространился.

Музыкальные залы оказались очень популярными и прибыльными. Их владельцы начали привлекать профессиональных композиторов-песенников для сочинения программ и музыкальных номеров. В мюзик-холле стали появляться свои «звезды», как в опере и оперетте, только в гораздо большем количестве. Это было уже очень близко к современному состоянию популярной музыки с ее многочисленным и бесконечно обновляющимся запасом “звезд” и “легенд”.

Мюзик-холлы вскоре становятся наиболее популярным местом времяпрепровождения горожан-европейцев, местом семейного отдыха. Одним из известнейших музыкальных театров Англии был «Кентерберийский мюзик-холл». Во Франции одним из обязательных элементов музыкальной программы становится водевиль (первоначально так назывались песни долины реки Вир в Нормандии) – «комедия положений», включавшая в себя куплеты, романсы и баллады. Содержание водевилей могло быть весьма резким и эротичным.Этот термин приживается и в США, где индустрия развлечений развивается не меньшими, а то и большими темпами, чем в Европе.

28-ая улица в Нью-Йорке была сосредоточением музыкальных издательств и своего рода штаб-квартирой американского шоу-бизнеса. Журналист Монро Рознефельд прозвал ее «Аллеей жестяных сковородок» (Tin Pan Ally), из-за грохота и шума, который стоял на этой улице. Это выражение закрепилось, и его часто применяли, когда речь заходила о музыкальном издательском бизнесе США или Англии. В Лондоне тоже была своя «аллея сковородок»: Денмарк-стрит. Централизация музыкального бизнеса в начале 20 в. была еще одним шагом в создании индустрии поп-музыки.

В первых десятилетиях 20 столетия Америка становится законодателем мод в популярной музыке. Рэгтайм, фокстрот, чарлстон, – эти танцы покоряют Европу, а мюзик-холл, вобрав в себя многие черты оперетты, дает жизнь новому популярному жанру: мюзикл.

Джаз в сочетании с фольклорными элементами (кантри), европейскими традициями и установкой на эффектную зрелищность, – вот на этом и строился мюзикл. Особенно свежим было привлечение только что вошедшего в моду джаза.

К середине 20 в. театры мюзикла группируются на нью-йоркском Бродвее, который до сих пор остается главной музыкальной улицей Америки.

Большинством направлений популярной музыки 20 и начала 21 в. мы обязаны Новому Свету. Этот бурно развивавшийся континент оказался невероятно богатым в музыкальном отношении – прежде всего за счет пестрого смешения множества народов и культур. Западноевропейская, средиземноморская, африканская, индейская культуры и даже культура юго-востока Азии соединялись и переплетались, образуя новые удивительные стили.

Латинская Америка дала миру танго, самбу, босса-нову, Карибский бассейн – калипсо, ска и рэгги, Северная Америка – блюз, рэгтайм, джаз, рок-н-роллл и т.д. У всех этих направлений была одна общая черта: они родились в «простонародье», бедных слоях общества, и высшие сословия первое время смотрели на эту музыку с презрением, называя ее вульгарной, – привычное обвинение популярной музыки. Но проходило немного времени, и музыка простых людей и бедных кварталов покоряла буквально всех, сметая сословные границы. Характерный пример – история танго. Этот танец, считавшийся в начале 20 в. слишком грубым и чувственным, через некоторое время стал рассматриваться как высокое искусство.

Огромную роль для развития популярной музыки сыграло изобретение в конце 19 в. граммофона. Теперь сотни тысяч людей получали возможность услышать знаменитых исполнителей, даже если эти исполнители никогда не доберутся с концертами до их города или отдаленного поселка. В 1910-х был установлен стандарт двусторонней грампластинки на 78 оборотов в минуту, а в конце 1940-х гг. появилась т.н. долгоиграющая пластинка на 33,3 оборота и т.н. “сорокопятка” – небольшой диск, рассчитанный на скорость 45 оборотов в минуту.

Индустрия распространения песен на нотных листах еще некоторое время конкурировала с грамзаписью, но к середине века виниловые диски вытеснили нотные листы, как впоследствии, в конце 20 в., компакт-диски вытеснили “винил”.

Другим важным каналом распространения популярной музыки стало радио. Это было доступное для большинства удовольствие, а владельцы радиостанций быстро нашли общую выгоду с хозяевами звукозаписывающих фирм, как только стало понятно, что радиоэфир – это эффективный способ рекламировать пластинки, а также навязывать публике музыку и вкусы. В 1920 в США открылась первая частная радиостанция, а в 1925 в Лондоне заработала Британская радиовещательная корпорация (ВВС), до сих пор одна из крупнейших в мире.

1950-е годы были временем триумфа эстрадной песни в популярной музыке. Во Франции появляются такие новые «звезды» шансона, как Жак Брель и Шарль Азнавур, а в Америке «царит» Фрэнк Синатра. Эстрадная песня Америки сочетает в себе элементы свинга, европейскую и джазовую мелодику. Это мягкая и лирическая музыка. Американский вариант распространяется во многих странах мира, даже во Франции, хотя позиции шансона, эстрадной и авторской песни, основанной на народных традициях, там очень сильны. Кроме того, во французской эстраде, как и в эстраде других стран существует жанр, который можно определить как просто лирическая и мелодичная песня.

В 1960-х во французской музыке появляется много новых имен. Среди них – певец Сальваторе Адамо и певица Мирей Матье. Мирей Матье сравнивают с великой Эдит Пиаф, потрясавшей своим пением Европу в середине 20 в., но музыка Матье гораздо мягче, и в ней нет той степени боли и отчаяния, которая выносит Пиаф за пределы развлекательного искусства.

В 1970-х всемирную известность получает испанский певец Хулио Иглесиас. В юности он мечтал о карьере футболиста, но получив серьезную травму, которая не позволила ему продолжать заниматься футболом, решил попробовать себя в эстрадной песне. Так он стал одним из популярнейших в мире исполнителей. Одна из особенностей Х.Иглесиаса заключается в том, что он исполняет песни не только на испанском и английском, но и на многих других языках мира.

Сельский блюз американского Юга, перенесенный в черные городские кварталы, к 1940-х гг. трансформировался в то, что теперь называют ритм-н-блюз (rhythm"n"blues, или R&B). Поставленный на четкий танцевальный ритм, исполняемый группой («бэндом»), использовавшей электрические гитары, ритм-н-блюз часто довольно далеко уходил от интимного, задумчивого настроения раннего блюза и превращался в неистовую, сверхэмоциональную музыку городских вечеринок. Так, ритм-н-блюз перерастает в рок-н-ролл, который буквально «взорвал» популярную культуру второй половины 20 в.

Началом эпохи рок-н-ролла (rock"n"roll) считается 1955, когда вышла пластинка Рок круглые сутки (Rock Around the Clock) Била Хейли и его группы Кометс, хотя и до этого, с начала 50-х гг. его группа успела выпустить несколько дисков, ставших впоследствии классикой рок-н-ролла. Билл Хейли был белым музыкантом, как и Элвис Пресли, и Джерри ли Льюис и Бадди Холли, культовые фигуры рок-н-ролла. Белой публике было привычнее слышать и видеть своих «белых парней», хотя мода на рок-н-ролл позволила прорваться в большой шоу-бизнес и тем черным ритм-н-блюзовым исполнителям, которые, собственно, и сформировали этот сверхпопулярный стиль: Литттл Ричарду, Чаку Берри, Бо Дидли и Фэтсу Домино.

Элвис Пресли стал первой настоящей суперзвездой рок-н-ролла, образцом для подражания для миллионов подростков. В Великобритании аналогом такого рок-героя стал Томми Стил, а во Франции – Джонни Холлидей.

Англичане оказались очень восприимчивыми к американской и афроамериканской музыке: рок-н-роллу, ритм-н-блюзу и блюзу. Следствием этого явилось «британское вторжение» начала 1960-х, когда английские группы, вдохновленные Элвисом Пресли, Чаком Берри и другими американцами, буквально захватили американский и мировой поп-рынок. Во главе этого вторжения стояли Битлз (The Beatles) и Роллинг стоунз (Rolling Stones). Последние настаивали на том, что они играют именно ритм-н-блюз, а не рок-н-ролл. Во «вторжении» участвовали и такие великие группы, как Ху (The Who), Кинкс (The Kinks), Энималз (Animals) и многие другие. Скоро их музыка вышла за рамки простого рок-н-ролла, и термин сократили до одного слова «рок».

Эстрадная песня в то время обогащается многими приемами рок-музыки.: примером тому является английский певец Том Джонс, привнесший в эстрадную песню афроамериканскую чувственность и энергию рок-н-ролла. Во Франции с рок-н-ролльными формами экспериментирует певец, композитор и поэт Серж Гензбур, начинавший в конце 50-х как традиционный шансонье.

Вторая половина 60-х – время больших социальных и культурных перемен. В популярной музыке тоже необычайный расцвет. Пластинки, которые выпускали группы и исполнители в конце 60-х – несут на себе особенный отпечаток свободы, воодушевления и искренности.

Однако индустрия шоу-бизнеса с готовностью включает в свой оборот всех, кто выглядит коммерчески перспективным: от старых блюзменов, на волне моды вдруг вывезенных из сельской глуши в крупные звукозаписывающие студии, до групп хард-рока. Группы «Лед Зеппелин» и «Блэк Саббат» в 1970-х гг. собирают многотысячные стадионы, их диски раскупаются миллионами, принося внушительную прибыль.

Но во второй половине 1970-х наступает время, когда коммерческий потенциал любой «стадионной» группы начинает сдавать свои позиции по сравнению с исполнителями диско, даже довольно посредственными.

Стиль диско - был создан на основе фанка (funk), но сильного упрощенного. На протяжении десятилетия, с конца 1960-х фанк был наиболее популярной и прогрессивной музыкой среди черного населения США. Джеймс Браун, Слай Стоун из группы «Слай энд фэмили стоун» («Sly & The Family Stone») и Джордж Клинтон со своими проектами Фанкаделик энд Парламент (Funkadelic и Parliament) были главными идеологами фанка.

Диско-бум не только переориентировал популярную музыку и индустрию на сугубо танцевальное направление, но и вынудил многих известных музыкантов заигрывать с диско, чтобы «остаться на плаву», потому что радиостанции и фирмы грамзаписи одно время требовали исключительно композиции в стиле диско. Но были группы, создававшие в диско-ритмах поразительные вещи, как например, талантливый и невероятно популярный шведский коллектив «АББА» (АВВА).  

Реакцией на диско стал стиль хип-хоп (hip-hop), созданный ди-джеями черных нью-йоркских дискотек, которые не могли смириться с тем, как быстро деградировала популярная музыка в эпоху диско-истерии. Вскоре с хип-хопом соединилась традиция импровизированной уличной поэзии афроамериканских городских гетто (а также элементы ямайского стиля калипсо), и в середине1980-х оформилось доминирующее направление современной черной музыки, которое называют рэп (rap, речитатив) или хип-хоп. Волна хип-хопа вернула к популярности и фанк-музыку, ибо именно фанк лежит в основе этого нового афроамериканского жанра.

Другой реакцией на диско стало появление альтернативных танцевальных стилей, и среди них наиболее известен эйсид-хаус (Acid House) – совмещение психоделической культуры 1960-х и танцевального ритма.

В середине 1970-х во многом благодаря харизме Боба Марли, в мир популярной музыки прочно вошел ямайский стиль рэгги (reggae). В 1960-х на Ямайке доминировала музыка в стиле Ска (Ska), отличавшаяся упругим раскачивающимся танцевальным ритмом. Рэгги представляет собой замедленный, размеренный вариант ска. Боб Марли исполнял много популярных песен, но значительную часть его творчества составляли также песни борьбы и протеста. Политически ориентированной была и другая известная ямайская групппа, «Блэк Ухуру» («Black Uhuru»). Но танцевальная динамика, заложенная в ямайских ритмах, широко используется в поп-музыке. Положив рэгги-ритм в основу своей музыки, большого успеха добились такие европейские поп-исполнители, как Ю-Би 40 (UB40) и «Эйс оф Бэйз» («Ace Of Base»). Среди известных черных исполнителей поп-рэгги 1990-х гг. первым следует назвать Шэгги (Shaggy). В 1992–1993 кратковременный успех имела ямайская поп-группа «Иннер Серкл» («Inner Circle»).

Особую роль в развитии современной популярной музыки стало возникновение в начале 1980-х ряда музыкальных телеканалов, таких, как VH-1 и MTV. Последний ориентируется исключительно на молодежную аудиторию. Собственно, музыкальное телевидение – главная движущая сила современной популярной музыки. Видеоклипы настойчиво рекламируют певца или группу. Настоящим детищем музыкального телевидения стала певица Мадонна (Madonna). Весьма обязан MTV и Майкл Джексон (Michael Jackson), также как Принс (Prince) и очень многие популярные певцы и группы.

Популярная музыка 1980-х строилась главным образом на совмещении черного стиля соул и европейских баллад. Поэтому и возникло такое определение, как соул-баллады. Хотя соул (soul) возник еще в 1950-х, до 1980-х он оставался музыкой, которую слушали преимущественно афроамериканцы. Такие музыканты, как Марайя Кэри (Mariah Carey), Уитни Хьюстон (Whitney Houston), Пол Янг (Paul Young) и, конечно же Тина Тернер (Tina Turner), выступающая на R&B и соул-сцене с конца 1950-х, сделали этот стиль одним из основных в современной поп-музыке.

В 1990-х в соул-балладу был привнесен жесткий фанковый (или хип-хоповый) ритм. Его можно услышать у таких певиц, как Тони Брэкстон, Кристина Агилера или Бритни Спирс, групп «Ти-Эл-Си» («TLC»), «Дестиниз чайлд» («Destiny"s Child») и многих других.

Отличительным знаком середины 1990-х стало появление массы «мальчуковых» и «девичьих» коллективов. Бойз-бенды (boys-bands) начала 1990-х из Британии: «Ист севентин» («East 17») и «Тэйк зет» («Take That») определили стандарт для сотен своих последователей, таких как, «Бэкстрит бойз» («Backstreet Boys»), «Файв» («Five»), «Уэстлайф» («Westlife») и др., а старт девичьим квинтетам, квартетам и трио дали в 1996 британские же «Спайс герлз» («Spice Girls»).

В конце 1990-х началась мода на латиноамериканскую музыку: сначала хит-парады сокрушил Рики Мартин (Ricky Martin), затем знаменитый гитарист Карлос Сантана (Carlos Santana), выпустив невероятно популярный альбом Сврхъестественный (Supernatural) и получил за него 5 наград Американской музыкальной академии «Грэмми», а затем главной фигурой стал Энрике Иглесисас (Enrique Eglesias), сын всемирно известного певца Хулио Иглесиаса.

В 1990-е годы и в начале нового века очень успешно развивается и электронная музыка. Начавшись с техно (techno) и рэйва (rave), это десятилетие дало популярной музыке такие направления, как джангл (jungle), драм"н"бэйс (drum"n"bass), брэйкбит (breakbeat), гоа-транс (goa-trance), изи лисенинг (easy listening), лаундж (lounge), даунтемпо (downtempo) и т.д.

Большинство пластинок прогрессивной электронной музыки выпускается на небольших фирмах ограниченным тиражом, но есть немало электронщиков, добившихся мировой славы: «Фэтбой Слим» («Fatboy Slim», Norman Cook), «Продиджи» («Prodigy»), «Кемикал бразерс» («Chemical Brothers»), «Ди-джей Санчес» («DJ Sanches»).

Отдельно можно упомянуть исландскую певицу Бьорк (Bjork), немало сделавшую для популяризации «странной» музыки, а также главных исполнителей направления трип-хоп (trip-hop): «Massive Attack», «Portishead, Tricky», «Morcheeba», невероятно модного в середине 1990-х и по-прежнему притягательного. В начале 21 в. в популярной музыке по-прежнему преобладают направления, рожденные афро- и латиноамериканцами. Имеют место также и азиатские мотивы, как, например, в песнях певицы Шакиры (Shakira). Популярная музыка старается использовать любое яркое достижение музыкальной традиции разных народов, в поисках таких форм, которые могут заинтересовать массового слушателя.

Boutique project

Другие статьи

Джаз в основе – музыка инструментальная (хотя в ее истоках заложено вокально-хоровое начало). Образность в…