Образ современного вокального педагога на примере известного американского педагога Сета Риггса

Образ современного вокального педагога на примере известного американского педагога Сета Риггса

128
Образ современного вокального педагога на примере известного американского педагога Сета Риггса

Сложность преподавания искусства пения заключается, прежде все­го, в его многогранности и в том, что оно включает в себя множество компонентов. Трудно себе представить, но певец одновременно должен являться музыкантом, вокальным «инструментом», «контролёром» своей вокальной технологии и, в то же время исполнителем, т.е. созда­телем и выразителем художественной концепции. При этом он дол­жен соединить два разных проявления интеллектуально-психической деятельности поющего: рациональный, подконтрольный процесс фонации и творческий художественно-исполнительский процесс.

На протяжении всей истории вокального искусства педагоги, ме­тодологи, учёные и певцы ищут пути наиболее рационального владения голосом, его правильной постановки. В этом участвуют специалисты многих направлений, начиная от медиков, физиологов, биологов, кончая математиками, лингвистами и т.д. Все ищут «эликсир пения» для создания супер-певца. Но нельзя забывать одного – главная особенность вокального искусства, она же его ценность и уникальность, заключается в том, что каждый певец – это неповторимая индивидуальность. Не мо­жет быть единого рецепта для всех поголовно, хотя основные, фундаментальные установки, общие принципы, должны, безусловно, существовать, иначе невозможно было бы само преподавание сольного пения.

Приемы и методы известного американского педагога Сета Риггса пользуются бешеной популярностью в мире суперзвезд, которым приходится выступать ежедневно, а иногда и по нескольку раз в день. На кон поставлены большие деньги, поэтому голоса его клиентов должны звучать легко и без напряжения. Не удивительно, что когда певцы со всех концов света съезжаются в Лос-Анджелес, их продюсеры, менеджеры или друзья сразу отправляют их к главному специалисту по вокалу. Сет начал петь Баха и Генделя в национальном соборе города Вашингтон в возрасте 9-ти лет. Его последующие интересы распространились на разные сферы индустрии развлечений. Он изучал актерское мастерство вместе с Ли Страсбергом, Сэнди Майснер, Бобби Льюисом и Фрэнком Силвера, хореографию вместе с Питером Геннаро, Маттом Мэттоксом и Луиджи. Вокалом он занимался вместе с Джоном Чарльзом Томасом, Робертом Уидом, Тито Шипа и Кейтом Дэвисом, а режиссурой с Пьером Бернаром, Матиаом Сингером, Лео Таубманом. Чарльзом Уодсвортом, Джоном Браунгли, Хансом Хайнцом и Луи Гревером.

Разнообразие жанров и стилей, в котором работают его питомцы, только лишний раз подтверждает универсальность и практическую ценность  его методики. Ежегодно без всякой рекламы к нему приходят более тысячи новых учеников. 40 процентов из них занимаются оперным искусством, а 60 поп-музыкой и мюзиклом. Он преподает в своей частной студии, в которой имеется репетиционный зал на 75 мест с 20 футовой сценой. Риггс читает лекции и проводит мастер-классы по вокальной технике в различных колледжах США и Канады. Кроме того, он консультирует самых известных медиков, специализирующихся на функциональных и органических расстройствах голосового аппарата. В прагматичном мире шоу-бизнеса, где время - это деньги, Сет Риггс, ученики которого получили 90 наград «GRAMMY», является профессионалом, чья работа направлена только на результат.

В 2005 году в Москве в помещении РАМ им. Гнессиных маэстро Сет Риггс поделился секретами своего мастерства и провел серию мастер-классов по вокальной технике академического, эстрадно-джазового пения и специфике рок-вокала.

С точки зрения Сета Риггса:  пение - это музыкальное использование вашего голоса, при помощи которого вы передаете аудитории свои идеи и эмоции. Технически же это не что иное, как растянутая речь, только в большем динамическом и звуковысотном диапазонах. Способность постоянно поддерживать звукоизвлечение в речевой позиции позволяет держать различные регистры диапазона в соединенном состоянии. Петь это не то же самое что разговаривать, однако при звукоизвлечении необходимо поддерживать такую же удобную, простую позицию, которую вы поддерживаете при разговоре так, чтобы вам не приходилось "вытягивать" верхние ноты и "выдавливать" нижние.

Начинать развивать музыкальность, считает Сет, необходимо как можно раньше. Для этого годиться любой струнный инструмент, например: скрипка, альт или виолончель. Они дают представление о длинной, продолжительной, смысловой линии, а также о вибрато, схожим по своим свойствам с человеческим голосом. Фортепиано и гитара помогут в дальнейшем изучении гармонии, а кроме того могут оказаться полезными при самостоятельном аккомпанировании, разовьет навыки по чтению с листа и ритмики.

Начинать занятие нужно осторожно, к голосу надо относиться бережно, сохраняя и открывая все его лучшие природные качества. По мнению Сет Риггса существуют два фактора участвующих в создание певческого звука:

  1. Колебания голосовых связок – выдыхаемый воздух вхаимодействует с голосовыми связками и создает звук определенной высоты и интенсивности. Дыхание во время пения – это очень расслабляющих процесс, при котором для получения хорошего звучания не требуется большое количество воздуха.
  2. Резонанс – при прохождении через лежащие над связками полости исходный звук изменяется и усиливается. Резонансные системы разных людей отличаются друг от друга, поэтому каждый человек обладает уникальным голосом. Сопровождающие резонанс физические ощущения помогают управлять своим голосом. Оптимальный для вашего голоса способ функционирования: естественная техника пения в речевой позиции.

Пение в речевой позиции, по мнению мастера, является основой голосовой свободы. А для тренировки голоса необходимо научиться координировать и усиливать мышцы гортани, так чтобы можно было петь в речевой позиции в широком динамическом и звуковысотном диапазоне. Эту задачу можно решить при помощи специальных упражнений:

 

 

 

 

Самые основные, первые требования к телу исполнителя:    

1.  Поза  человека,  поющего  и  говорящего  на сцене, должна  бытьудобной и естественной.  Он должен уметь  хорошо и  удобно стоять на двух ногах,   что  обеспечивает  устойчивость   тела,  равномерное  распределение нагрузки на все мышцы и мускулы, мобилизует нервную систему.    

2.  Плечи должны  быть  хорошо развернуты на  прямом  позвоночнике. Это помогает полноценно брать дыхание в легкие и использовать грудной резонатор.    

3.  Голову не опускать  и не запрокидывать, она должна  смотреть  прямо перед  собой,  находясь  на  свободной, не зажатой  шее  - это  обеспечивает свободу   гортани   и  глотки,   их   естественное  состояние.   Все  должно способствовать полноценному звучанию голоса.    

4. Лицо поющего, говорящего должно  быть свободно от гримас и подчинено общей задаче - идее творчества. В процессе занятий  улыбка важна как фактор, как  чувство  радости,  удовольствия от дела. "Как чувство радости  вызывает улыбку и  блеск в  глазах,  так улыбка  на лице  заставляет ученика  ощутить приподнятость, радость  творчества".      Слово,  обращенное к  аудитории либо в  речи, либо в пении, должнобыть  четким  по  произношению,  выразительным  и достаточно  громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала.    

Необходима хорошая  дикция,  то есть четкое,  ясное  произношение слов.Чтобы  добиться хороших  результатов,  надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности.     

Артикуляционный аппарат  -  это часть голосового аппарата,  формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная  на  создание  звуков речи  (гласных,  согласных) называется артикуляцией.     К  артикуляционному  аппарату относятся:  ротовая  полость (щеки, губы, зубы,  язык,  челюсти, небо), глотка,  гортань. Надо  помнить,  что  ротовая полость - это очень важный резонатор (подвижный резонатор), от "архитектуры" которого зависит качество звука.     Первое  условие  работы  артикуляционного аппарата -  естественность  и активность. Добиваться активной естественности  можно через снятие различных зажатий и стимуляции  четкой  работы различных мышц и органов. Конечно очень просто  сказать: "снятие зажатий",  - но  ведь их надо  сначала обнаружить и только   после   длительной   работы   перед   зеркалом   и   с   постоянным вниманием, эти недостатки начнут исчезать. В этой работе  нам помогут простейшие упражнения.     Активная естественность или активная свобода - это нормальная жизненная манера  (но  не манерность!) произношения  звуков,  чуть-чуть  утрированная, активизированная с расчетом "на последний ряд зрительного зала". Активизация не   должна  создавать   новых   зажатий.   Она  возникает  через  удобство, естественность  и свободу. Даже  Карузо говорил:  "Плох  тот  певец, который думает петь с зажатой челюстью". Эта фраза говорит о том, как  ценил большой мастер гармонию и естество в процессе творчества. Зеркало - большой помощник в работе над приобретением этой  гармонии и естества, так как многие зажатия отражаются  не  только  в  звуке,  но  и на лице  поющего и говорящего. В этой работе  помогут простейшие упражнения:         

 1. Рассмотрим анатомию своего рта. Взгляните в зеркало. Лицо спокойное. Обратите  внимание  на  естественную   форму   губ.  Теперь  попробуйте   их активизировать:  пошлепать губами,  собрать их в  трубочку,  поднять верхнюю губу, открыть верхние зубы.  Откройте рот. Посмотрите, какая у него красивая форма, как спокойно в нижней челюсти лежит язык. У  корня языка  рассмотрите свод,  маленький  язычок,   попробуйте  его   подобрать,  освободив  глотку. Попробуйте зевнуть, почувствовать мягкое  небо, ведь от верхних  зубов  идеттвердое небо, а затем мягкое, подвижное небо и маленький язычок.    

2.  Для активизации  языка.  Пошевелите  языком из стороны  в  сторону, вперед,  назад, вправо,  влево, круговые  обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта.    

3 "Внутренним взглядом" осмотрите  полость рта, естественное положение зыка,  который  спокойно  лежит  в  нижней  челюсти,  его  кончик  касается внутренней  поверхности нижних зубов у самого их  корня. Наверху  - "высокое небо". Корень языка  спокоен, опущен, поэтому гортань  спокойная, свободная. "Послушайте"  и  запомните  эти  ощущения.  Если  не  получается  сразу  все почувствовать,  то возьмите зеркало, посмотрите, а потом  представляйте себе строение рта, как будто вы  смотрите в зеркало. Педагоги-вокалисты заметили, что когда  язык лежит горбом, то он подтягивает и напрягает гортань, нарушая спокойствие и гармонию в пении. Насильно укладывать язык не стоит, полезно с помощью  зеркала  зафиксировать  этот  дефект, почувствовать его  и поискать комфортное положение и состояние. Здесь помогут глаза и внимание.

О чем должен помнить начинающий, чтобы осилить эту задачу?    

1. Следить за тембром голоса на средних  (примарных) тонах. Окраскаего  должна  быть  приятная, открытая.    

2.  Следить  за  правильностью,  ровностью  переходных  тонов  среднего регистра,  не разрешать себе,  своему  голосу  ломаться,  изменяться  -  это обеспечивается смешиванием головного и грудного звучания.    

3. Следить за тем, чтобы окраска звука была светлая и звонкая. Темная и блеклая  делает  звук глухим  и тусклым.

 Несколько советов для начала занятий вокальными упражнениями    

"Первоначальные упражнения надо  петь  полным голосом, естественно, без усилий, не изменяя гласной и с одинаковой силой".    

Упражнения  для  самых   начинающих  должны   быть  просты  ритмически, построены  на узких  интервалах  и  в  пределах квинты,  чтобы  внимание  не отвлекалось в начале от координации вокальных процессов,  начинающий успевал следить за дыхания и качеством звука.    

Конечно, в дальнейшей  работе надо использовать  все гласные,  чтобы  в пении при  чередовании в  тексте  разных гласных  и согласных звук оставался ровным и, по возможности, красивым.    

Ровность   звука  не  должна   зависеть   от   преодоления  музыкальных интервалов, от изменения гласных и согласных. Все гласные  должны иметь одну вокальную форму. Согласные не должны вырывать гласный звук из его вокального гнезда, они должны  быть  легкими  и четкими  в произношении и не  прерывать поток гласных.     Именно  на  упражнениях  приобретается навык  пения  звуком красивым  и ровным по силе, качеству и тембру. Непрерывность  и   ровность   красивого   звучания  голоса   -   основа художественной ценности  пения. Достигается эта  ровность,  легатность звука совершенствованием стабильности и  скоординированности процессов  дыхания  и атаки звука. Дыхание - как бы педаль, связывающая звуки вместе.        

Создавая наилучшие условия для хорошего звучания, певец как бы "растит" свой голос, а не выгоняет его силой. Никогда не надо форсировать звук". Для каждого голоса forte и  piano должны быть индивидуальны. Никогда не надо  забывать  итальянскую поговорку: "Нужно петь процентами своего голоса, не пользуясь капиталом".    

Результат  хорошей вокальной "школы" - это когда мышечный автоматизм  в пении проходит  через  слуховой  "контроль"  поющего.  Надо  с самых  первых упражнений учиться слушать свой голос, уметь его воспринимать критически, но и  уметь его любить, как  нежное растение,  растить, оберегать, любоваться - тогда голос зазвучит, заблестит. Работу надо начинать буквально  с одной  ноты,  но она  должна отвечать всем требованиям вокала.Для работы над подвижностью и  беглостью голоса  берутся в начале очень простые упражнения и поются сначала в очень  спокойном  темпе и ограниченном количестве, чтобы не утомлять гортань.    

Основной  принцип   в  этой  работе:  точность   интонации,  отсутствие подъездов, скольжений, все четко, точно, ритмично темпа.  Беглость делает  гортань эластичной, гибкой, упругой,  послушной для сложных технических заданий. Приступать к  работе над беглостью можно только при условии освобожденной гортани.    

Недостаточно  чистая  интонация у  певца  может  быть  либо  при отсутствии координации,  вокальном  неустройстве,  либо  при  плохо развитом слухе.  И то,  и  другое  развивается при непрерывном  контроле со стороны и сознательном самоконтроле в работе. Чистой интонации надо добиваться работой и терпением.     Каждый трудный, не удающийся вокально интервал или отрезок произведения нужно "вынуть" из музыки и  спеть на  удобные гласные legato, martellato, а, может быть, транспонировать вниз, вверх  (на  1/2 тона, на 1 тон). Петь этот "кусочек", как вокальное упражнение.

Условия необходимы для профессионального становления голоса?    

1. Психологический климат, моральная обстановка.    

Для здоровой, нормальной  творческой работы  необходима, прежде  всего, спокойная      атмосфера      нормального      психологического     климата, доброжелательности,  что  исключает нервно-психические  травмы  и  срывы. Не случайно при нервных расстройствах первой страдает голосовая функция. Такт и культура в общении - это главное условие сохранения здоровья.     Не должно быть никаких насильственных  искусственных приемов в  учебе и работе, совершенно исключается агрессия и враждебность. В  общении необходима  предельная естественность  и доброжелательность.Требуется  индивидуальный   подход   к   каждой   личности   с   учетом   ее физиологических возможностей.         

 2. Система в занятиях и репетициях.

Это чрезвычайно важный момент, от  которого зависит результат выработки рефлексов  -  основных  механизмов деятельности нервной  системы.  Система и тренинг  вырабатывают  выносливость физическую и  дают технический эффект  в навыках.  Совершенство  системы  занятий  дает  результаты  и творческие,  и физические,   заметно  уменьшает  количество  профессиональных  заболеваний, растет  профессиональное  совершенство.

В разгар концерта в знаменитом лосанджелесском «Форуме» суперзвезда Стиви Уандер неожиданно прервал шоу, чтобы в присутствии многотысячной аудитории выразить признательность человеку, которому вомногом был обязан своей успешной и продолжительной карьерой. Он обратился не к менеджеру или продюсеру, а к Сету Риггсу - своему учителю пения. И этот случай не единственный Благодарные звезды отдают должное человеку, чьи необычные методы помогают им с максимальной эффективностью использовать их главный инструмент - голос. Будь то киносъемка, концерт или запись в студии, будь то Натали Коул, Джереми Айронс или Майкл Джэксон, Сет Риггс помогает избежать неприятностей всем - и звездам, и их нервничающим продюсерам. Недавно он давал урок пения Уэйлону Дженнингсу даже по телефону.   Певец стиля «кантри» находился в Тахо, где дожжен был открывать шоу вместе со своей женой Джесси Колтер, как вдруг он почувствовал, что с его голосом чот-то не в порядке. Это был первый контакт Дженнингса и Риггса. Тем не менее, Риггс смог быстро восстановить голос певца при помощи всего лишь нескольких своих упражнений.

Boutique project

Другие статьи

Джаз в основе – музыка инструментальная (хотя в ее истоках заложено вокально-хоровое начало). Образность в…