Поэзия в творчестве Г.В. Свиридова

698

Вокальный цикл из шести романсов на стихи Пушкина.

Вокальный цикл из шести романсов на стихи А.С. Пушкина, созданный в конце 1935 года, занимает особое место. Пушкинские романсы явились началом творческой самостоятельности автора. Впервые ясно, с большой определенностью обнаружились в них особенности композиторской индивидуальности Свиридова.

Выбор стихотворений, составивших первый вокальный опус, весьма примечателен. Это лирика философского характера, стихи размышления, почти в каждом из которых звучат гражданские мотивы. Значительная роль принадлежит также образам природы, русскому пейзажу. Чисто лирическая тема появляется лишь в двух последних стихотворениях цикла.

Расположение романсов, их последовательность выявляет общую направленность всего цикла, развития его главной темы темы одиночества, разлуки с друзьями, тяжелых предчувствий поэта.

Первый «Роняет лес багряный свой убор» - монолог, связанный с осенним пейзажем, воплощает томительное одиночество, печальные раздумья. Три последующих - «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер» -посвящены той же теме, но выражены в колорите сумрачных, холодных красок зимнего пейзажа. В пятом романсе «Предчувствие» («Снова тучи надо мною»), с его сосредоточенным суровым характером, впервые возникает женский образ, и хотя это прощание с любимой, все же здесь мелькает неожиданный огонек надежды, рождаются белые весенние чувства. А последний «Подъезжая под Ижоры» - переводит из грустного круга печальных и сосредоточенных раздумий в мир деятельный, жизнерадостный, искрящийся юмором и молодым весельем. Господствующие с цикле минорные тональности и главная из них, cis-moll, в которой звучал первый и предпоследний номер, неожиданно сменяются в конце светлым, лучезарным C-dur, завершающим цикл.

Способность глубоко и тонко почувствовать стихотворный текст, по-своему, но в полном соответствии с его характером и стилем воплотить в музыке, в форме удивительно ясной, простой и лаконичной вот что характеризует уже первый вокальный цикл Свиридова и что стало важной особенностью творчества композитора.

Здесь и на редкость бережное отношение к слову, создание мелодии декламационного типа, усиливающей, порой углубляющей его выразительность. При этом автор сохраняет и свободу его развития. Таков, например, первый монолог, с его элегическим содержанием - «Роняет лес багряный свой убор», - монолог об одиночестве и разлуке, исполненный печали суровой и мужественной.

В полном соответствии с характером и содержанием поэтического текста создает композитор романсы иного, песенного типа, как, например «Зимняя дорога». Прекрасные стихи Пушкина не поглощает разлив песенной мелодии, которая является здесь главным средством выразительности. Как и в других произведениях этого цикла, существенная роль в раскрытии текста, в создании образа принадлежит также и партии фортепиано. Простые гармонические фигурации шестнадцатыми в стремительно-быстром движении, исполняемые чуть слышным звуком pianissimo в сочетании с басовым голосом, ведущим мелодию легким staccato, создают необходимый звуковой колорит, воплощают образы и настроение пушкинского стихотворения. Без контрастной изобразительности простая и традиционная «обыкновенная» фактура фортепианной партии передает вместе с поющим голосом основной обобщенный образ текста, его поэтическую атмосферу.

Шесть романсов на стихи Пушкина еще в пору их рождения стали репертуарными, а автор их, 20-летний Свиридов, получил известность. Счастливая и редкая судьба! Мало кто из композиторов нашего времени имеет в своем творческом багаже произведение, созданное на четвертом году занятий музыкой, еще в среднем учебном заведении, и ставшее одним из лучших в данном жанре.

Цикл «Песни на стихи Роберта Бернса».

Вокальный цикл для баса с фортепиано на стихи Р. Бернса был сочинен Свиридовым в 1995 году. Седьмого января композитор начал импровизировать песню «Честная бедность», а затем с небывалым увлечением написал остальные песни и объединил их в цикл. Для этого ему понадобился только один месяц.

Типичный круг бернсовских образов, чутко воспроизведенных в переводах С. Маршака, зажил новой жизнью в музыке Свиридова. Все девять частей цикла связаны единой идеей и общим музыкально-драматургическим замыслом.

Основой произведения служит тема этической высоты и душевного богатства бедняка, - благородного и честного человека. Перед слушателями проходят разные люди, но эти черты свойственны им всем. В противоположность поэме «Страна отцов», песни на стихи Р.Бернса не монументальное полотно, но композитор снова обращается в них к волнующему его образу народа, воплощая его на этот раз не через эпос и героику, а через лирику, жанровые сцены, серию «портретов».

Роберт Берне говорил когда-то, что сначала задумывает мелодию, а потом уже сочиняет к ней стихи. Великий поэт не был композитором, он «подбирал» для своей поэзии мелодии шотландских песен, ритмы, напевность и музыка которых живут в его стихе.

Яркий, мужественный и демократичный по своей природе, стих Бернса глубоко чужд сентиментальности и романтических «излишеств». Эти его черты оказались близки творческой натуре Свиридова. Композитор исключительно чуток к духу поэзии Бернса, и именно поэтому от него не следует требовать чрезмерной верности ее букве; иногда он отбрасывает строки, где можно усмотреть хоть намек на сентиментальность.

Цикл на стихи Бернса это своеобразная небольшая поэма, которая при всей своей простоте и бытовой конкретности говорит о больших философских вопросах человеческой жизни. В цикле нет единого сюжета даже в том смысле, как он намечался в «Стране отцов». Скорее можно говорить о цельности идейно-эмоциональной и музыкально-композиционной.

В цикле чередуются жанровые сценки и поэтичная лирика, тонкий юмор и горькая ирония, эпическая величавость и тихая задумчивость. При этом Свиридов находит и лаконичные выразительные штрихи, подчеркивающие шотландский колорит в музыке цикла. Несмотря на условность таких приемов, как выдержанные «волыночные» квинты, пентатонные наигрыши или ходы мелодии по звукам трезвучия, в восприятии слушателя они ассоциируются с соответствующими приемами, характерными для шотландской народной музыки. Характерно, что в музыке песен на стихи Р. Бернса полностью отсутствуют задержания; автор предпочитает суровые и колоритные натуральные лады, диатоническую интервалику с опорными ходами по квартам и квинтам. Классическая ясность и строгость в отборе выразительных средств, сочетание декламационной броскости и несенной широты дыхания вот что наиболее типично для музыки этого замечательного цикла.

Первое исполнение «Песен на стихи Роберта Бернса» состоялось в Ленинграде в ноябре 1955 года (солист Е.Флакс, партию фортепиано исполнял автор).

Осень.

Музыка песни носит общий отпечаток грусти и сожаления, но смысл этого чувства раскрывается и углубляется постепенно. Сначала кажется, что речь идет всего лишь об уходящем лете, затем выясняется аллегоричность образа: старость    осень жизни человеческой.

И дважды в год

К нам не придет

Счастливая весна!

Мелодический склад «Осени» очень характерен для Свиридова: здесь сочетается декламационность с  песенной закругленностью  и  распевом.  В

 

момент раздумья (вопрос «Где этот летний рай?..») появляется речитатив, а по мере того, как возрастает светлое чувство, вызванное воспоминание о весне и надеждой па ее возвращение, все шире и свободнее разливается несенная мелодия («Но снова май придет в наш край»). Характерный штрих аккомпанемента • органный пункт с преобладанием квинт или октав -напоминает приемы игры на шотландской волынке.

Простая и мудрая мысль утверждается в этой песне: жизнь человека проходит, а жизнь природы течет по-прежнему, - так и должно быть; как ни грустно, но с этим нужно примириться.

Джон Андерсон.

Эта песня о дружбе двух убеленных сединами старцев, жизнь которых прошла рядом. Простая, ясная мелодическая линия выделяет каждое слово, подчеркивая смысловые акценты. В этой песне нет контрастов. Композитор создает единый образ мудрой созерцательной старости, которая величественно смотрит в лицо смерти, спокойно вспоминая светлые дни юности.

Робин.

Глубоко оптимистическая, живая и светлая песня рассказ о рождении мальчика в бедной крестьянской семье - служит своего рода ответом на предыдущую. Музыка «Робина» сильнее всего по сравнению с остальными частями бернсовского цикла напоминает изящные и жизнерадостные шотландские песни Бетховена. Следует говорить о единстве их народно-песенного склада и фортепианной фактуры. Фактура, как и в песне «Осень», связана с приемами музицирования, в первую очередь, с квинтовыми органными пунктами басов, типичными для звучания волынки.

Финдлей.

Эта песня одна из жемчужин творчества Свиридова: тонкая и обаятельно-нежная лирическая миниатюра, своеобразно воплотившая изящно-лукавое,   «игровое»   стихотворение   Р.Бернса.   По   сюжету        это диалогическая   сценка  между  деревенским   парнем   и  его   возлюбленной.

Свиридов сочетает выразительную декламационность вокальной партии, очень простой и лаконичной, с тонким воплощением чувства, которым охвачены собеседники и которое постепенно раскрывается слушателю в проникновенном звучании фортепиано.

Диалог мужественного парня и кокетливой возлюбленной передает один певец при помощи реплик в разных регистрах, выпукло и четко подается в них каждое слово. В прозрачном, поэтичном наигрыше фортепиано и тишина светлой северной ночи, и сдержанная, затаенная нежность; он служит сначала вступлением к диалогу.

Прощай!

Это - единственный случай открытой, явной любовной лирики в цикле Свиридова на стихи Р.Бернса. Лирика эта светлая, мужественная, без малейшей сентиментальности. Создается образ мужественного человека, который, прощаясь с любимой, не предается горьким сетованиям, а поет гимн любви и верности. Песня состоит из трех мелодически одинаковых куплетов. Динамизируется только партия фортепиано.

Честная бедность.

Заключительная песня цикла «Честная бедность» - это жизнерадостный, искрящийся юмором и уверенностью в своих силах гимн душевному превосходству народа над его поработителями. Здесь колоритно использованы приемы шотландского народного музицирования. Аккомпанемент, сначала просто дублирующий в октаву вокальную партию, во втором куплете получает относительную самостоятельность, интересно воспроизводя скупой и выразительный наигрыш шотландской волынки. Еще ярче воспроизводятся «волыночные» приемы в припеве, когда появляется квинтовый органный пункт и параллельные терции.

Куплетная форма объясняется ее драматургической функцией. Последний куплет и кода образуют развернутый заключительный раздел не только этой песни, но и всего цикла.

Заключение.

Одна из характерных черт творческого облика Г.В.Свиридова огромная чуткость к поэзии. Исключительно требовательный к себе, он не менее требовательный и к своим литературным «соавторам», избирая лишь действительно высокие поэтические образцы. Свиридов чрезвычайно чуток к слову и никогда не позволяет себе пройти мимо его выразительных возможностей. Композитору удается сочетать песенную гибкость и широту мелодии с точностью и психологической правдивостью декламации.

Свиридов идет по пути соединения песенности с декламационным подчеркиванием смысловых акцентов стихотворения. При этом песенные обороты у него почти никогда не сводятся к точным повторениям однажды найденных интонаций.

Песенные циклы композитора знаменовали в русском искусстве возрождение бессмертных традиций Даргомыжского и Мусоргского - с их острым видением нового, с их глубоким реализмом.

Другие статьи

Средства музыкальной выразительности

Совсем недавно, мы говорили о том, что такое музыка,…
Читать

Эрне Донаньи (предисловие к сборнику упражнений)

Обучение в музыкальных школах страдает, главным…
Читать

Вклад П.И. Чайковского в церковную музыку

Творчество Общая характеристика творчества. Метод и…
Читать

Фортепианное творчество Н.Я. Мясковского

Мясковский - это устремление целого поколения русских…
Читать

Анализ прелюдии А.Н. Скрябина ор. 16, №4

Прелюдия ми-бемоль минор - одна из самых известных и…
Читать