Ференц Лист краткая характеристика творчества.

Ференц Лист краткая характеристика творчества.

26
Ференц Лист краткая характеристика творчества.

Характеристика творчества Ференца Листа.

Ференц (Франц) Лист (22.10.1811 – 31.07.1886) – венгерский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель. Игре на фортепиано в детстве учился у отца – музыканта-любителя, концертировал с 9 лет.

Лист совершенствовался у К. Черни (фортепиано) и А. Сальери (композиция) в Вене, у Ф. Паэра и А. Рейхи (композиция) в Париже (с 1823), где в 1825 году была поставлена опера Листа «Дон Санчо, или Замок любви» (жанр, в котором Лист ничего законченного больше не создал), написаны первые фортепьянные сочинения – 12 этюдов и др.

Одновременно успешно выступал как пианист. Увлечение философией просветителей, романтической поэзией и главным образом общение с Г. Берлиозом, Н. Паганини и Ф. Шопеном оказали влияние на формирование эстетических принципов Листа, которые нашли отражение в его музыкальном творчестве, а также в статьях, написанных совместно с М. д'Агу (она печаталась под псевдонимом Даниель Стерн).

Лист приветствовал Июльскую революцию 1830 года; под впечатлением революционных событий он написал «Революционную симфонию» (не окончена). В 1838-1847, гастролируя с триумфом во всех странах Европы, Лист прославился как непревзойденный пианист. Он придал оркестровое звучание фортепиано, расширил сферу его художественного воздействия, превратив фортепиано из салонно-камерного инструмента в инструмент для массовой аудитории, что соответствовало его идее демократизации искусства. Реформаторские устремления Листа особенно ярко проявились в оперных фантазиях, виртуозных переложениях и обработках для фортепьяно – «Фантастической симфонии» Берлиоза (1833), симфоний Л. ван Бетховена, увертюры «Вильгельм Телль» Дж. Россини (1838) и др.

Во время гастролей в России (1842, 1843 и 1847) Лист встречался с М. И. Глинкой и В. Ф. Одоевским. Он проникся любовью к русской музыке и сделал транскрипции «Соловья» А. Алябьева и «Марша Черномора» Глинки.

В конце 1830-х гг. Лист создал ряд прославивших его оригинальных произведений для фортепьяно, в т. ч. «Альбом путешественника», 12 больших этюдов, «Три сонета Петрарки» и «Пляску смерти».

Велики достижения Листа и в симфоническом творчестве, расцвет которого связан с первым – Веймарским периодом его творчества (1848-1861), когда, отказавшись от карьеры концертирующего виртуоза и приняв должность придворного капельмейстера в Веймаре, композитор создал крупнейшие программные сочинения для оркестра: «Фауст-симфонию» (1854-1857), симфонию к «Божественной комедии» Данте (1855-1856), 12 симфонических поэм, в том числе «Тассо. Жалоба и триумф» (по Гёте – 1849-1854), «Прелюды» (по Отрану и Ламартину – 1848-1854).

Лист создал новый музыкальный жанр – программную одночастную симфоническую поэму. Он воплотил в музыке «вечные образы» мирового искусства (Фауст, Прометей, Орфей, Гамлет и др.). Претворяя в симфонических поэмах поэтически-сюжетный замысел, Лист стремился создавать музыку более доступную. К программно-симфоническим произведениям примыкают по замыслу крупнейшие фортепьянные сочинения - соната h-moll (1853), цикл пьес «Годы странствий» (1-й год – 1836-1854, 2-й год – 1838-1860, 3-й год – 1867-1877), основанные на впечатлениях от путешествий по Швейцарии и Италии и на образах искусства, а также «Поэтические и религиозные гармонии» (1845-1852).

В 1840-60-е гг. Лист создал 2 концерта ( 1849-1856, 1839-1861) и «Фантазию на венгерские народные темы» (1852) для фортепиано с оркестром, а также другие сочинения на венгерские темы, свидетельствующие о неразрывных творческих связях Листа с родиной. В Веймаре вокруг Листа объединились видные музыканты, образовавшие Веймарскую школу. Лист реализовал свои демократические идеи и как дирижёр-пропагандист сочинений современных ему композиторов (в т. ч. опер Р. Вагнера), и как музыкальный публицист (статьи о сочинениях Берлиоза, Шумана, Вебера).

Разочаровавшись в окружающей действительности, охваченный пессимистическими настроениями, Лист в 1865 году принял сан аббата. В 1860-1880 он создал ряд церковных сочинений – органных и хоровых, а также многие сочинения для фортепьяно, в том числе 2-й и 3-й «Мефисто-вальсы» и знаменитые «Три забытых вальса». Одновременно он продолжал содействовать развитию передового искусства, особенно венгерского: участвовал в учреждении в 1875 году Академии музыки в Будапеште (она носит имя Листа), был её первым президентом; способствовал формированию исполнительского и композиторского творчества венгерских музыкантов, а также деятелей национальной музыкальной культуры других стран. Также у него были тесные связи с русскими музыкантами, творчество которых он высоко ценил.

Не лишённая противоречий, но в целом прогрессивная разносторонняя деятельность Листа имела огромное значение для развития мировой музыкальной культуры, содействуя становлению многих национальных композиторских школ, в первую очередь венгерской.

Фортепианное творчество:

  1. «Годы странствий» - это цикл фортепианных пьес, созданных композитором под впечатлением его многочисленных путешествий. Существует 3 тетради. первый год странствий Швейцария:
  2. «Часовая Вильгельма Телля».
  3. «На Валленштадском озере».
  4. «Пастораль».
  5. «У родника».
  6. «Гроза».
  7. «Домена Обермана».
  8. «Эклога».
  9. «Тоска по Родине».
  10. «Женевские колокола» (ноктюрн).

Италия (второй год странствий):

  1. «Обручение».
  2. «Мыслитель».
  3. «Канцонетта Сальватора Розы».
  4. « Сонет Петрарки» № 47.
  5. « Сонет Петрарки» № 104.
  6. «Сонет Петрарки» № 123.
  7. «После чтения Данте» (соната-фаниазия).

Третий год странствий (без названия)…

  1. « Ангелюс».
  2. « У кипарисов виллы д Эсте Тренодия».
  3. «У кипарисов виллы д Эсте».
  4. «Фонтаны виллы д Эсте».
  5. «Sunt lacrymae rerum».
  6. « Похоронный марш».
  7. «Sursum corda».
  8. «Венгерские рапсодии». Их 19 штук. При создании этих сочинений ярко проявилось национальное самосознание композитора. В основе пьес – венгерский городской фольклор – венбуркош. Композитор не только заимствует венгерские и цыганские народные песни и пляски, но обрабатывает их. Типичный прием – варьирование, возможны эпизоды, представляющие собой фантазии на народные темы.
  9. Транскрипции и парафразы – фортепианные переработки симфонических и оперных сочинений других композиторов и своих собственных. Иногда это были фортепианное переложение, близкое к источнику.
  10. Этюды высшего исполнительского мастерства.
  11. Концерты для фортепиано с оркестром.
  12. Фортепианные миниатюры. 

Boutique project

Другие статьи