Милий Алексеевич Балакирев

1022

Милий Алексеевич Балакирев (21 декабря 1836, Нижний Новгород - 16 мая 1910, Санкт-Петербург) - русский композитор, пианист, дирижёр, педагог, глава "Могучей кучки". Милий Балакирев появился на свет 21 декабря 1836 года наследником старинной дворянской фамилии, первые упоминания о которой восходят к 14 столетию. Балакиревы несколько веков состояли на военной службе, но отец будущего композитора, Алексей Константинович, был штатским государственным служащим. Дом, где родился Милий Алексеевич -семейный особняк в Нижнем Новгороде на Телячьей улице. Столь необычное имя мальчик получил от мамы, Елизаветы Ивановны, в роду которой оно было достаточно распространено.

К началу 1870-х годов дороги композиторов-кучкистов разошлись, Балакирев тяжело переживал потерю влияния на своих бывших единомышленников. Он отказался от музыкальных занятий, поступил на рутинную службу на Варшавской железной дороге, ударился в религию и в минуты душевного опустошения раздумывал даже об уходе в монастырь. Только в следующем десятилетии композитор вернулся к полноценной музыкальной деятельности, вновь возглавив свою школу и приняв в 1883 году предложение стать руководителем придворной певческой капеллы. За 11 лет на этой должности он продемонстрировал свои лучшие организаторские качества - начиная с перестройки здания капеллы и заканчивая заботой о судьбе певцов, потерявших голос. Именно с этого момента в учреждении появляется свой полноценный оркестр, существующий и сегодня.

После увольнения из капеллы Милий Алексеевич получает возможность и время заняться собственным творчеством. Он пишет новые произведения, перерабатывает те, что были написаны в юности. Становясь все более деспотичным и нетерпимым, он поддерживает славянофильские взгляды и осуждает революцию 1905 года, чем отталкивает от себя многих людей из ближайшего окружения. 10 мая 1910 года композитора не стало. Несмотря на то, что он давно уже не участвовал в публичной музыкальной жизни, его хоронили как великого деятеля русской культуры.

Интересные факты о Балакиреве

  • Симфоническую поэму "Тамара" не обошли вниманием "Русские сезоны" С.П. Дягилева, который был лично знаком с композитором. В 1912 году М. Фокин поставил одноименный балет с Тамарой Карсавиной в заглавной партии.
  • Именно Балакиревым заинтересовалась юная пианистка Н.А. Пургольд. Не встретив взаимности, девушка переключила свое внимание на Римского-Корсакова, за которого впоследствии вышла замуж. А Милий Алексеевич так никогда и не женился.
  • Балакирев был ярым противников консерваторий, считая, что талант взращивается только в домашних условиях.
  • Летние месяцы композитор проводил в Гатчине - отдаленном пригороде Санкт-Петербурга.
  • После кончины императора Александра III в 1894 году Балакирев подал в отставку с поста руководителя Придворной капеллы, в том числе и потому, что не жаловал престолонаследника, Николая II, и это было взаимно. Однако у него остался неравнодушный покровитель при дворе - вдовствующая императрица Мария Федоровна. Она принимала участие в судьбе композитора, отвечала на его просьбы. Так, она выделила денег для отправки на лечение в Европу больных туберкулезом племянниц Балакирева.
  • Биография Балакирева гласит, что композитор много изучал народное творчество, собирая неизвестные песни в поездках по поволжским деревням и селениям кавказских народностей - грузин, армян, чеченцев.
  • Балакирев всю жизнь был весьма небогатым человеком. Поправить свое материальное положение он смог только в годы службы в капелле. Тем не менее окружающие отмечали его щедрость и отзывчивость, он всегда приходил на помощь тем, кто к нему обращался.

Творчество Милия Балакирева

Основу творческого наследия Балакирева составляет инструментальная музыка. Выпишите его важнейшие произведения.

Будучи продолжателем традиций Глинки, Балакирев внес много нового в палитру выразительных средств русской музыки, обогатил ее многими выдающимися достижениями европейской музыки периода зрелого романтизма. С его именем связан расцвет русской музыки для фано, в т.ч. ярко-концертной, виртуозно-блестящей, развитие жанра инструментального концерта, к которому, как известно, принципиально не обращался Глинка. Муз. стиль Балакирева содержит важнейшие элементы, "зерна" стиля кучкистов, отличается замечательным мелодическим и гармоническим богатством, яркостью национального колорита (как русского, так и других стран, и народов - в частности, испанского, восточного). Однако в целом его композиторская индивидуальность - менее яркая, чем у Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова.

Об особенностях педагогической деятельности Балакирева хорошо сказано в "Летописи моей музыкальной жизни" Римского-Корсакова. Суть - в следующем.

Балакирев сам не получил систематического музыкального образования, поэтому и не мог (да и не считал нужным) дать его своим молодым коллегам. Он давал сумму отрывочных сведений по гармонии, форме, инструментовке, критиковал чужие произведения не в целом, а по отдельным фрагментам (первые 4 такта - хорошо, следующие 8 - плохо, и т.д.), не объясняя причины, не давая эстетической оценки произведения в целом. Начинающих композиторов он мог сразу посадить за сочинение симфонии (поистине удивительно, что из этого, как правило, что-то получалось!). Балакирев сам исправлял многие фрагменты чужих сочинений, не терпел никаких возражений, навязывал свои вкусы. Так, например, начало скерцо "Богатырской" симфонии Бородина (энгармоническая модуляция из си минора в фа мажор) - именно такое "исправление", оставшееся в тексте симфонии по сей день.

Первые свои произведения Балакирев написал еще, будучи студентом Казанского университета. Среди них и Фантазия на темы оперы "Иван Сусанин", которую он сыграл при первом знакомстве с Глинкой, произведя на последнего огромное впечатление. Даргомыжскому также понравился молодой музыкант, и Милий с большим воодушевлением уехал на лето в Казань поработать частным преподавателем, надеясь творить и сочинять. В его планах была и симфония, и фортепианный концерт... Но, оставаясь один на один с листом нотной бумаги, он испытывал волнение, перераставшее в депрессию. Он не был уверен в себе, он хотел быть лучшим, стать на одну ступень с Глинкой или Бетховеном, но боялся разочарования и провала. Гораздо лучше ему удавалась роль музыкального консультанта и редактора, вдохновителя своих соратников по "Могучей кучке", лишь бы не писать самому. Идеи "для себя" его быстро разочаровывали и, как следствие -отвергались. Возможно потому, что самые выигрышные сюжеты он отдавал своим ученикам-кучкистам.

Согласно биографии Балакирева, в 1857 году он приступает к работе над подаренной ему Глинкой темой Увертюры на тему испанского марша. Написанная в тот же год, Увертюра через 30 лет была полностью переработана. Символично, но первым произведением, которое в 1859 году познакомило петербургскую публику с молодым композитором, стала Увертюра на темы трех русских песен. В 1861 году в Александрийском театре ставился шекспировский "Король Лир", музыку к спектаклю заказали Балакиреву. В итоге у композитора получилось самостоятельное симфоническое произведение, сюжет которого в некоторых сценах не соответствовал сюжету трагедии. Но музыка эта в Александринке так и не прозвучала - Балакирев не успел ее закончить ко дню премьеры.

В 1862 году из-под пера композитора выходит симфоническая поэма "1000 лет", которая впоследствии была переименована в "Русь". Поводом к ее написанию стало открытие в Великом Новгороде памятника тысячелетию Руси. Эта музыка стала отображением взглядов формировавшейся "Могучей кучки", ее идеи прослеживаются в более поздних произведениях Мусоргского и Римского-Корсакова.

В 1862-63 годах композитор побывал на Кавказе и под впечатлением от поездок принялся писать симфоническую поэму "Тамара" по мотивам стихотворения М.Ю. Лермонтова, своего любимого поэта. Работа затянулась без малого на 20 лет. Премьера произведения состоялась только в 1882 году. На восточную тему в 1869, после третьего посещения Кавказа, было написано самое технически сложное фортепианное произведение композитора "Исламей".

В 1867 году после поездки в Прагу для дирижирования концертами из произведений Глинки, Балакирев написал увертюру "В Чехии", в которой дал свою трактовку народных моравских песен. Создание Первой симфонии заняло много времени: первые наброски датируются 1860-ми, а завершение - 1887 годом. Симфония эта, безусловно, родом из времен "Могучей кучки", поскольку построение главных ее тем находит свое отражение и у Бородина, и у Римского-Корсакова. В основе произведения - мелодика народной русской и восточной музыки. Вторая симфония родилась на склоне жизни композитора, в 1908 году. В своих симфонических произведениях Балакирев ориентируется, прежде всего, на Берлиоза и Листа, однако, недостаток академического образования не позволяет ему до конца использовать все достижения стиля этих композиторов.

В 1906 году в Петербурге торжественно открывается памятник М.И. Глинке. Для этой церемонии Балакирев пишет Кантату для хора и оркестра - одну из четырех своих хоровых работ. Другое произведение, написанное к открытию памятника, на сей раз Шопена, в 1910 году - Сюита для оркестра, составленная из 4 сочинений польского композитора. Концерт Es-dur для фортепиано с оркестром - последнее крупное произведение Балакирева, которое заканчивал уже его соратник С.М. Ляпунов. Оно, как и многие сочинения для фортепиано, отличается исполнительской сложностью. Балакирев, будучи превосходным пианистом, старался в своих произведениях подчеркнуть мастерство музыканта, иногда и в ущерб мелодической ценности пьесы. Самым обширным по количеству осталось наследие Балакирева в жанре романса и песни - всего более 40 произведений на стихи ведущих поэтов эпохи: Пушкина, Лермонтова, Фета, Кольцова. Романсы композитор создавал в течение всей своей жизни, начиная с 1850-х годов.

Сочинения для оркестра

  • Увертюра на тему испанского марша (1857):
  • Музыка к трагедии У. Шекспира "Король Лир" (1858-1861):
  • Увертюра на темы трёх русских песен (1858):
  • "1000 лет", музыкальная картина (1863-1864; 2-я ред., под названием "Русь": 1884):
  • Симфония № 1 (1864-1866, 1893-1897):
  • Увертюра на три чешские темы (1867; 2-я ред., под названием "В Чехии":(1905):
  • "Тамара", симфоническая поэма (1867-1882):
  • Симфония №2 (1900-1908)
  • Сюита (1901-1908; завершена С.М. Ляпуновым)

Сочинения для солирующего инструмента с оркестром

  • "Большая фантазия на русские народные песни" для фортепиано с оркестром (1852)
  • Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1855-1856)
  • Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1861-1862, 1906-1909; завершён С.М. Ляпуновым)

 Камерно-инструментальные сочинения

  • Септет для флейты, кларнета, струнных и фортепиано (1852; утрачен)
  • Октет для флейты, гобоя, валторны, струнных и фортепиано (1855-1856)
  • Романс для виолончели и фортепиано (1856; завершён С.М. Ляпуновым)

Сочинения для фортепиано

  • Фантазия на темы из оперы Глинки "Иван Сусанин" (1854-1856)
  • Соната № 1 (1855-1856)
  • Три ноктюрна (1856; 1901; 1902)
  • "Фанданго-этюд" (1856; 2-я ред., под названием
  • "Испанская серенада" (1902)
  • Три скерцо (1856; 1900; 1901)
  • Полька фа-диез минор (1859)
  • Экспромт фа минор (ок. 1850-1860)
  • Семь мазурок (1861; 1861; 1886; 1886; 1900; 1902; 1906)
  • "На Волге»"для фортепиано в 4 руки (ок. 1863)
  • "Исламей", восточная фантазия (1869)
  • "В саду" (1884)
  • "Тридцать русских народных песен" для фортепиано в 4 руки (1898)
  • "Думка" (1900)
  • Соната № 2 (1900—1905)
  • "Эскизы" (1909)
  • Сюита для фортепиано в 4 руки (1909)

Романсы и песни

"Три забытых романса" (1855)

  • "Ты пленительной неги полна" (А. Головинский)
  • "Звено" (В. Туманский)

"Двадцать песен" (1858—1865)

  • "Испанская песня" (М. Михайлов) 
  • "Песня разбойника" (А. Кольцов)
  • "Обойми, поцелуй" (А. Кольцов)
  • "Баркаролла" (А. Арсепьев из Гейне)
  • "Колыбельная песня" (А. Арсеньев)
  • "Взошёл на небо месяц ясный" (М. Япенич)
  • "Когда беззаботно, дитя, ты резвишься" (К. Вильде)
  • "Рыцарь" (К. Вильде)
  • "Так и рвётся душа" (А. Кольцов)
  • "Приди ко мне" (А. Кольцов)
  • "Песня Селима" (М. Лермонтов)
  • "Введи меня, о, ночь" (А. Майков)
  • "Еврейская мелодия" (М. Лермонтов из Байрона)
  • "Исступление" (А. Кольцов)
  • "Отчего" (М. Лермонтов)
  • "Песня золотой рыбки" (М. Лермонтов)
  • "Песня старика" (А. Кольцов)
  • "Слышу ли голос твой" (М. Лермонтов)
  • "Грузинская песня" (А. Пушкин)
  • "Сон" (М. Михайлов из Гейне) «Десять песен» (1895—1896)
  • "Над озером" (А. Голенищев-Кутузов)
  • "Пустыня" (А. Жемчужников)
  • "Не пенится море" (А. Толстой)
  • "Когда волнуется желтеющая нива" (М. Лермонтов)
  • "Я любила его" (А. Кольцов)
  • "Сосна" (М. Лермонтов из Гейне)
  • "Nachtstiick" (А. Хомяков)
  • "Как наладили" (Л. Мей)
  • "Среди цветов поры осенней" (И. Аксаков)
  • "Догорает румяный закат" (В. Кульчинский) "Десять песен" (1903-1904)
  • "Запевка" (Мей)
  • "Сон" (Лермонтов)
  • "Беззвёздная полночь дышала прохладой" (А. Хомяков)
  • "7-е ноября" (А. Хомяков)
  • "Я пришёл к тебе с приветом" (А. Фет)
  • "Взгляни, мой друг" (В. Красов)
  • "Шепот, робкое дыханье" (А. Фет)
  • "Песня" (М. Лермонтов)
  • "Из-под таинственной холодной полумаски" (М. Лермонтов)
  • "Спи" (А. Хомяков) "Два романса" (1909)
  • "Заря" (А. Хомяков)
  • "Утёс" (М. Лермонтов)

Другие сочинения для голоса и фортепиано

  • "Сборник русских народных песен" (1865-1866)
  • "Тридцать песен русского народа" (1898)

Хоровые произведения

  • "Христос воскресе" для женского или детского хора (1883); для смешанного хора (1906)
  • "Колыбельная песня" для смешанного хора, на слова Н. Кукольника (ок. 1887)
  • "Гимн в честь великого князя Георгия Всеволодовича" для смешанного хора (1889)
  • "Умчалось время золотое" для женского хора (1891)
  • "Колыбельная песня" для двух детских или женских голосов и фортепиано или оркестра, на слова А. Арсеньева (1898)
  • "Под сенью щедрой благостыни", гимн для женского хора и фортепиано (1899)
  • "Молитва русских" для женского хора (1899)
  • "Духовно-музыкальные переложения и сочинения" для смешанного хора (опубл. в 1900)
  • "Две былины" для смешанного хора (1902)
  • "Кантата на открытие памятника М. И. Глинке в Петербурге" для сопрано, смешанного хора и оркестра (1902-1904)
  • "Эко сердце", обработка русской народной песни для смешанного хора (1902?)
  • "Ангел вопияше" для мужского хора (опубл. в 1912)
  • "Уст твоих", тропарь Иоанну Златоусту для смешанного хора (опубл. в 1912)

Другие статьи

Музыкальный слух

Сегодня хотелось бы поговорить о слухе, совсем…
Читать

Музыка эпохи Возрождения

Кватроченто (XV в.) характеризуется прежде всего…
Читать

Методы и методики психолого-педагогического исследования

Данная работа направлена на изучение основных…
Читать

Суть оперной реформы К.В. Глюка

Принципы оперной реформы Основные положения своей…
Читать

10 Великих исполнений классических арий

Талант исполнителя важен в любом музыкальном жанре,…
Читать