Милий Алексеевич Балакирев

Милий Алексеевич Балакирев

10
Милий Алексеевич Балакирев

Милий Алексеевич Балакирев (21 декабря 1836, Нижний Новгород — 16 мая 1910, Санкт-Петербург) - русский композитор, пианист, дирижёр, педагог, глава «Могучей кучки». Милий Балакирев появился на свет 21 декабря 1836 года наследником старинной дворянской фамилии, первые упоминания о которой восходят к 14 столетию. Балакиревы несколько веков состояли на военной службе, но отец будущего композитора, Алексей Константинович, был штатским государственным служащим. Дом, где родился Милий Алексеевич -семейный особняк в Нижнем Новгороде на Телячьей улице. Столь необычное имя мальчик получил от мамы, Елизаветы Ивановны, в роду которой оно было достаточно распространено.

В биографии Балакирева, как и у многих других русских композиторов можно встретить упоминания о том, что первое знакомство с музыкой вообще и фортепиано в частности происходило благодаря матери. Балакирев не исключение - Елизавета Ивановна прекрасно играла сама и научила сына основам владения инструментом, а в 10 лет отвезла его в Москву к известному педагогу А. Дюбюку. Вскоре по возвращению домой она скончалась, но Милий стал обучаться у дирижера К. Эйзериха. В 16 лет юноша выпускается из стен Нижегородского дворянского института и поступает вольнослушателем на математический факультет Казанского университета. Зарабатывать на жизнь ему приходилось преподаванием музыки. Не проучившись в Казани и двух лет, он возвращается домой, где начинает дирижировать оркестром К. Эйзериха, выступая на ярмарке, в театре и Дворянском собрании.

А.Д. Улыбышев, первый русский музыковед, также нижегородец, в доме которого часто проводились симфонические вечера с участием Балакирева, высоко оценил талант молодого человека. Он был вхож в музыкальные круги столицы и в 1855 году привез в Петербург 19-летнего Милия. Балакирев сразу стал выступать как пианист и познакомился с М.И. Глинкой. Это знакомство, а также сближение с критиком В. Стасовым стало судьбоносным в его жизни. Благодаря Глинке, он активно взялся за сочинение музыки, а вместе со Стасовым они стали идеологами «Могучей кучки», к которой впоследствии присоединились Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и А.П. Бородин.

Главной задачей всей своей жизни Балакирев считал становление русской музыки и музыкальной школы. Он активно участвовал в работе не только «кучкистов», но и других композиторов, Чайковского, например, подсказывая им новые темы и сюжеты для творчества. Тем самым собственное сочинительство отошло на второй план. В 1862 году Балакирев основал «Бесплатную музыкальную школу», а несколькими годами позже отказался от приглашения стать профессором Московской консерватории, считая себя недостаточно образованным для преподавания в академических стенах. С 1867 года он -дирижер концертов Императорского русского музыкального общества. Его отстранение от этой должности в 1869 году — результат и придворных интриг, и его собственного непримиримого радикализма во взглядах на музыку.

К началу 1870-х годов дороги композиторов-кучкистов разошлись, Балакирев тяжело переживал потерю влияния на своих бывших единомышленников. Он отказался от музыкальных занятий, поступил на рутинную службу на Варшавской железной дороге, ударился в религию и в минуты душевного опустошения раздумывал даже об уходе в монастырь. Только в следующем десятилетии композитор вернулся к полноценной музыкальной деятельности, вновь возглавив свою школу и приняв в 1883 году предложение стать руководителем придворной певческой капеллы. За 11 лет на этой должности он продемонстрировал свои лучшие организаторские качества - начиная с перестройки здания капеллы и заканчивая заботой о судьбе певцов, потерявших голос. Именно с этого момента в учреждении появляется свой полноценный оркестр, существующий и сегодня.

После увольнения из капеллы Милий Алексеевич получает возможность и время заняться собственным творчеством. Он пишет новые произведения, перерабатывает те, что были написаны в юности. Становясь все более деспотичным и нетерпимым, он поддерживает славянофильские взгляды и осуждает революцию 1905 года, чем отталкивает от себя многих людей из ближайшего окружения. 10 мая 1910 года композитора не стало. Несмотря на то, что он давно уже не участвовал в публичной музыкальной жизни, его хоронили как великого деятеля русской культуры.

Интересные факты о Балакиреве

  • Симфоническую поэму «Тамара» не обошли вниманием «Русские сезоны» СП. Дягилева, который был лично знаком с композитором. В 1912 году М. Фокин поставил одноименный балет с Тамарой Карсавиной в заглавной партии.
  • Именно Балакиревым заинтересовалась юная пианистка Н.А. Пургольд. Не встретив взаимности, девушка переключила свое внимание на Римского-Корсакова, за которого впоследствии вышла замуж. А Милий Алексеевич так никогда и не женился.
  • Балакирев был ярым противников консерваторий, считая, что талант взращивается только в домашних условиях.
  • Летние месяцы композитор проводил в Гатчине - отдаленном пригороде Санкт-Петербурга.
  • После кончины императора Александра III в 1894 году Балакирев подал в отставку с поста руководителя Придворной капеллы, в том числе и потому, что не жаловал престолонаследника, Николая II, и это было взаимно. Однако у него остался неравнодушный покровитель при дворе - вдовствующая императрица Мария Федоровна. Она принимала участие в судьбе композитора, отвечала на его просьбы. Так, она выделила денег для отправки на лечение в Европу больных туберкулезом племянниц Балакирева.
  • Биография Балакирева гласит, что композитор много изучал народное творчество, собирая неизвестные песни в поездках по поволжским деревням и селениям кавказских народностей - грузин, армян, чеченцев.
  • Балакирев всю жизнь был весьма небогатым человеком. Поправить свое материальное положение он смог только в годы службы в капелле. Тем не менее окружающие отмечали его щедрость и отзывчивость, он всегда приходил на помощь тем, кто к нему обращался.

Творчество Милия Балакирева

Основу творческого наследия Балакирева составляет инструментальная музыка. Выпишите его важнейшие произведения.

Будучи продолжателем традиций Глинки, Балакирев внес много нового в палитру выразительных средств русской музыки, обогатил ее многими выдающимися достижениями европейской музыки периода зрелого романтизма. С его именем связан расцвет русской музыки для ф-но, в т.ч. -ярко-концертной, виртуозно-блестящей, развитие жанра инструментального концерта, к которому, как известно, принципиально не обращался Глинка. Муз. стиль Балакирева содержит важнейшие элементы, «зерна» стиля кучкистов, отличается замечательным мелодическим и гармоническим богатством, яркостью национального колорита (как русского, так и других стран, и народов - в частности, испанского, восточного). Однако в целом его композиторская индивидуальность - менее яркая, чем у Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова.

Об особенностях педагогической деятельности Балакирева хорошо сказано в «Летописи моей музыкальной жизни» Римского-Корсакова. Суть - в следующем.

Балакирев сам не получил систематического музыкального образования, поэтому и не мог (да и не считал нужным) дать его своим молодым коллегам. Он давал сумму отрывочных сведений по гармонии, форме, инструментовке, критиковал чужие произведения не в целом, а по отдельным фрагментам (первые 4 такта - хорошо, следующие 8 - плохо, и т.д.), не объясняя причины, не давая эстетической оценки произведения в целом. Начинающих композиторов он мог сразу посадить за сочинение симфонии (поистине удивительно, что из этого, как правило, что-то получалось!). Балакирев сам исправлял многие фрагменты чужих сочинений, не терпел никаких возражений, навязывал свои вкусы. Так, например, начало скерцо «Богатырской» симфонии Бородина (энгармоническая модуляция из си минора в фа мажор) - именно такое «исправление», оставшееся в тексте симфонии по сей день.

Первые свои произведения Балакирев написал еще, будучи студентом Казанского университета. Среди них и Фантазия на темы оперы «Иван Сусанин», которую он сыграл при первом знакомстве с Глинкой, произведя на последнего огромное впечатление. Даргомыжскому также понравился молодой музыкант, и Милий с большим воодушевлением уехал на лето в Казань поработать частным преподавателем, надеясь творить и сочинять. В его планах была и симфония, и фортепианный концерт... Но, оставаясь один на один с листом нотной бумаги, он испытывал волнение, перераставшее в депрессию. Он не был уверен в себе, он хотел быть лучшим, стать на одну ступень с Глинкой или Бетховеном, но боялся разочарования и провала. Гораздо лучше ему удавалась роль музыкального консультанта и редактора, вдохновителя своих соратников по «Могучей кучке», лишь бы не писать самому. Идеи «для себя» его быстро разочаровывали и, как следствие -отвергались. Возможно потому, что самые выигрышные сюжеты он отдавал своим ученикам-кучкистам.

Согласно биографии Балакирева, в 1857 году он приступает к работе над подаренной ему Глинкой темой Увертюры на тему испанского марша. Написанная в тот же год, Увертюра через 30 лет была полностью переработана. Символично, но первым произведением, которое в 1859 году познакомило петербургскую публику с молодым композитором, стала Увертюра на темы трех русских песен. В 1861 году в Александрийском театре ставился шекспировский «Король Лир», музыку к спектаклю заказали Балакиреву. В итоге у композитора получилось самостоятельное симфоническое произведение, сюжет которого в некоторых сценах не соответствовал сюжету трагедии. Но музыка эта в Александринке так и не прозвучала - Балакирев не успел ее закончить ко дню премьеры.

В 1862 году из-под пера композитора выходит симфоническая поэма «1000 лет», которая впоследствии была переименована в «Русь». Поводом к ее написанию стало открытие в Великом Новгороде памятника тысячелетию Руси. Эта музыка стала отображением взглядов формировавшейся «Могучей кучки», ее идеи прослеживаются в более поздних произведениях Мусоргского и Римского-Корсакова.

В 1862-63 годах композитор побывал на Кавказе и под впечатлением от поездок принялся писать симфоническую поэму «Тамара» по мотивам стихотворения М.Ю. Лермонтова, своего любимого поэта. Работа затянулась без малого на 20 лет. Премьера произведения состоялась только в 1882 году. На восточную тему в 1869, после третьего посещения Кавказа, было написано самое технически сложное фортепианное произведение композитора «Исламей».

В 1867 году после поездки в Прагу для дирижирования концертами из произведений Глинки, Балакирев написал увертюру «В Чехии», в которой дал свою трактовку народных моравских песен. Создание Первой симфонии заняло много времени: первые наброски датируются 1860-ми, а завершение -1887 годом. Симфония эта, безусловно, родом из времен «Могучей кучки», поскольку построение главных ее тем находит свое отражение и у Бородина, и у Римского-Корсакова. В основе произведения - мелодика народной русской и восточной музыки. Вторая симфония родилась на склоне жизни композитора, в 1908 году. В своих симфонических произведениях Балакирев ориентируется, прежде всего, на Берлиоза и Листа, однако, недостаток академического образования не позволяет ему до конца использовать все достижения стиля этих композиторов.

В 1906 году в Петербурге торжественно открывается памятник М.И. Глинке. Для этой церемонии Балакирев пишет Кантату для хора и оркестра - одну из четырех своих хоровых работ. Другое произведение, написанное к открытию памятника, на сей раз Шопена, в 1910 году - Сюита для оркестра, составленная из 4 сочинений польского композитора. Концерт Es-dur для фортепиано с оркестром - последнее крупное произведение Балакирева, которое заканчивал уже его соратник СМ. Ляпунов. Оно, как и многие сочинения для фортепиано, отличается исполнительской сложностью. Балакирев, будучи превосходным пианистом, старался в своих произведениях подчеркнуть мастерство музыканта, иногда и в ущерб мелодической ценности пьесы. Самым обширным по количеству осталось наследие Балакирева в жанре романса и песни - всего более 40 произведений на стихи ведущих поэтов эпохи: Пушкина, Лермонтова, Фета, Кольцова. Романсы композитор создавал в течение всей своей жизни, начиная с 1850-х годов.

Сочинения для оркестра

  • Увертюра на тему испанского марша (1857):
  • Музыка к трагедии У. Шекспира «Король Лир» (1858—1861):
  • Увертюра на темы трёх русских песен (1858):
  • «1000 лет», музыкальная картина (1863—1864; 2-я ред., под названием «Русь»: 1884):
  • Симфония № 1 (1864—1866, 1893—1897):
  • Увертюра на три чешские темы (1867; 2-я ред., под названием «В Чехии»:(1905):
  • «Тамара», симфоническая поэма (1867—1882):
  • Симфония №2 (1900—1908)
  • Сюита (1901—1908; завершена С. М. Ляпуновым)

Сочинения для солирующего инструмента с оркестром

  • «Большая фантазия на русские народные песни» для фортепиано с оркестром (1852)
  • Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1855—1856)
  • Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1861—1862, 1906—1909; завершён С. М. Ляпуновым)

 Камерно-инструментальные сочинения

  • Септет для флейты, кларнета, струнных и фортепиано (1852; утрачен)
  • Октет для флейты, гобоя, валторны, струнных и фортепиано (1855—1856)
  • Романс для виолончели и фортепиано (1856; завершён С. М. Ляпуновым)

Сочинения для фортепиано

  • Фантазия на темы из оперы Глинки «Иван Сусанин» (1854—1856)
  • Соната № 1 (1855—1856)
  • Три ноктюрна (1856; 1901; 1902)
  • «Фанданго-этюд» (1856; 2-я ред., под названием
  • «Испанская серенада»:(1902)
  • Три скерцо (1856; 1900; 1901)
  • Полька фа-диез минор (1859)
  • Экспромт фа минор (ок. 1850—1860)
  • Семь мазурок (1861; 1861; 1886; 1886; 1900; 1902; 1906)
  • «На Волге» для фортепиано в 4 руки (ок. 1863)
  • «Исламей», восточная фантазия (1869)
  • «В саду» (1884)
  • «Тридцать русских народных песен» для фортепиано в 4 руки (1898)
  • «Думка» (1900)
  • Соната № 2 (1900—1905)
  • «Эскизы» (1909)
  • Сюита для фортепиано в 4 руки (1909)

Романсы и песни

«Три забытых романса» (1855)

  • «Ты пленительной неги полна» (А. Головинский)
  • «Звено» (В. Туманский)

«Двадцать песен» (1858—1865)

  • «Испанская песня» (М. Михайлов) 
  • «Песня разбойника» (А. Кольцов)
  • «Обойми, поцелуй» (А. Кольцов)
  • «Баркаролла» (А. Арсепьев из Гейне)
  • «Колыбельная песня» (А. Арсеньев)
  • «Взошёл на небо месяц ясны»й (М. Япенич)
  • «Когда беззаботно, дитя, ты резвишься» (К. Вильде)
  • «Рыцарь» (К. Вильде)
  • «Так и рвётся душа» (А. Кольцов)
  • «Приди ко мне» (А. Кольцов)
  • «Песня Селима» (М. Лермонтов)
  • «Введи меня, о, ночь» (А. Майков)
  • «Еврейская мелодия» (М. Лермонтов из Байрона)
  • «Исступление» (А. Кольцов)
  • «Отчего» (М. Лермонтов)
  • «Песня золотой рыбки» (М. Лермонтов)
  • «Песня старика» (А. Кольцов)
  • «Слышу ли голос твой» (М. Лермонтов)
  • «Грузинская песня» (А. Пушкин)
  • «Сон» (М. Михайлов из Гейне) «Десять песен» (1895—1896)
  • «Над озером» (А. Голенищев-Кутузов)
  • «Пустыня» (А. Жемчужников)
  • «Не пенится море» (А. Толстой)
  • «Когда волнуется желтеющая нива» (М. Лермонтов)
  • «Я любила его» (А. Кольцов)
  • «Сосна» (М. Лермонтов из Гейне)
  • «Nachtstiick» (А. Хомяков)
  • «Как наладили» (Л. Мей)
  • «Среди цветов поры осенней» (И. Аксаков)
  • «Догорает румяный закат» (В. Кульчинский) «Десять песен» (1903—1904)
  • «Запевка» (Мей)
  • «Сон» (Лермонтов)
  • «Беззвёздная полночь дышала прохладой» (А. Хомяков)
  • «7-е ноября» (А. Хомяков)
  • «Я пришёл к тебе с приветом» (А. Фет)
  • «Взгляни, мой друг» (В. Красов)
  • «Шепот, робкое дыханье» (А. Фет)
  • «Песня» (М. Лермонтов)
  • «Из-под таинственной холодной полумаски» (М. Лермонтов)
  • «Спи» (А. Хомяков) «Два романса» (1909)
  • «Заря» (А. Хомяков)
  • «Утёс» (М. Лермонтов)

Другие сочинения для голоса и фортепиано

«Сборник русских народных песен» (1865—1866)

  • «Тридцать песен русского народа» (1898)

Хоровые произведения

  • «Христос воскресе» для женского или детского хора (1883); для смешанного хора (1906)
  • «Колыбельная песня» для смешанного хора, на слова Н. Кукольника (ок. 1887)
  • «Гимн в честь великого князя Георгия Всеволодовича» для смешанного хора (1889)
  • «Умчалось время золотое» для женского хора (1891)
  • «Колыбельная песня» для двух детских или женских голосов и фортепиано или оркестра, на слова А. Арсеньева (1898)
  • «Под сенью щедрой благостыни», гимн для женского хора и фортепиано (1899)
  • «Молитва русских» для женского хора (1899)
  • «Духовно-музыкальные переложения и сочинения» для смешанного хора (опубл. в 1900)
  • «Две былины» для смешанного хора (1902)
  • «Кантата на открытие памятника М. И. Глинке в Петербурге» для сопрано, смешанного хора и оркестра (1902—1904)
  • «Эко сердце», обработка русской народной песни для смешанного хора (1902?)
  • «Ангел вопияше» для мужского хора (опубл. в 1912)
  • «Уст твоих», тропарь Иоанну Златоусту для смешанного хора (опубл. в 1912)
Boutique project

Другие статьи