Бетховен Людвиг Ван

10k

Людвиг ван Бетховен был немецким пианистом и композитором, которого многие считают величайшим музыкальным гением всех времен. Его новаторские композиции объединили вокал и инструменты, расширив сферу сонаты, симфонии, концерта и квартета. Он - ключевая фигура переходного периода, связывающая классическую и романтическую эпохи западной музыки.

Людвиг Ван Бетховен родился предположительно 16 декабря 1770 года в городе Бонне в Кельнском электорате, княжестве Священной Римской империи. Хотя точная дата его рождения неизвестна, Бетховен был крещен 17 декабря 1770 года.
Согласно закону и обычаям, дети в то время крестились в течение 24 часов после рождения, поэтому 16 декабря является его наиболее вероятной датой рождения. Однако сам Бетховен ошибочно полагал, что он родился спустя два года, в 1772 году, и упорно настаивал на неправильной дате, даже если ему предоставлялись официальные документы, которые были вне всяких сомнений подлинными и подтверждали, что 1770 год был его истинным годом рождения.

Семья

У Бетховена было два младших брата: Каспар, родившийся в 1774 году, и Иоганн, родившийся в 1776 году. Мать Бетховена, Мария Магдалина ван Бетховен, была стройной, благородной и глубоко интеллигентной женщиной. Его отец, Иоганн ван Бетховен, был посредственным придворным певцом, более известным своим алкоголизмом, чем какими-либо музыкальными способностями. Однако дед Бетховена, крестный отец и тезка, капельмейстер Людвиг ван Бетховен, был самым преуспевающим и выдающимся музыкантом Бонна, источником бесконечной гордости для молодого Людвига.
Где-то между рождением его двух младших братьев отец Бетховена начал преподавать ему музыку, с необычайной строгостью и жестокостью. Это отложилось у него в памяти на всю жизнь.
Соседи рассказывали о маленьком мальчике, который плакал, когда он играл на клавир, стоял на цыпочках, чтобы достать ключи, а отец избивал его за каждое колебание или ошибку.
Почти каждый день Бетховена пороли, закрывали в подвале и лишали сна, чтобы дополнительно попрактиковаться в музыке. Он изучал скрипку и клавир со своим отцом, а также брал дополнительные уроки у органистов по всему городу. Вне зависимости от драконовских методов своего отца, Бетховен был поразительно талантливым музыкантом с самых ранних дней.

Образование

Надеясь, что его маленький сын будет признан музыкальным вундеркиндом в духе Вольфганга Моцарта, отец Бетховена организовал его первый публичный концерт 26 марта 1778 года. Он объявил его как "маленький сын 6 лет" (возраст Моцарта, когда он дебютировал для императрицы Марии) хотя ему было фактически 7 лет, Бетховен играл впечатляюще, но его сольный концерт не получил того признания, которого ожидал отец.
Тем временем музыкальный вундеркинд посещал латинскую начальную школу под названием Tirocinium, где его одноклассник сказал спустя годы: "Не было обнаружено никаких признаков той гениальной искры, которая впоследствии так ярко светилась в нем".
В 1781 году, в возрасте 10 лет, Бетховен покинул школу, чтобы полностью посвятить себя музыке и учиться у Кристиана Готтлоба Неефе, недавно назначенного придворного органиста. Нееф представил Бетховена Иоганну Себастьяну Баху, и в возрасте 12 лет Бетховен опубликовал свою первую композицию, набор фортепианных вариаций в честь неизвестного классического композитора по имени Дресслер.
В 1784 году, когда его отец стал еще больше пить, а голос стал ухудшаться, отец Бетховена уже не мог содержать семью, и Людвиг ван Бетховен попросил официального назначения на должность помощника судебного исполнителя. Несмотря на молодость, его просьба была принята, и Бетховен был зачислен в штат со скромной годовой заработной платой в 150 флоринов.

Бетховен и Моцарт

Есть только предположения и неубедительные доказательства того, что Бетховен когда-либо встречался с Моцартом, не говоря уже о том, чтобы учиться у него. Чтобы облегчить его музыкальное развитие, в 1787 году Бетховен отправился в Вену, европейскую столицу культуры и музыки, где он надеялся все-таки учиться у Моцарта.
Говорят, что, услышав о Бетховене, Моцарт сказал:

"Следите за ним; когда-нибудь он даст миру то, о чем потом будут долго говорить".

Всего через несколько недель после приезда в Вену, Людвиг узнал, что его мать заболела, и он вернулся домой в Бонн. Оставшись там, Бетховен продолжал завоевывать репутацию самого многообещающего молодого придворного музыканта города.

Ранняя карьера

Когда император Священной Римской империи Иосиф II умер в 1790 году, 19-летний Бетховен получил огромную честь составить музыкальный мемориал в его честь. По причинам, которые остаются неясными, композиция Бетховена никогда не исполнялась, и большинство полагало, что молодой музыкант оказался не в состоянии справиться с этой задачей.
Однако более века спустя Иоганнес Брамс обнаружил, что Бетховен на самом деле написал "красивую и благородную" музыкальную пьесу под названием "Кантата о смерти императора Иосифа II". В настоящее время это считается его самым ранним шедевром.
Бетховен и Гайдн
В 1792 году, когда французские революционные силы переправились через Рейнскую область в Кельнский электорат, Бетховен решил снова покинуть свой родной город и направиться в Вену. Моцарт скончался годом ранее, оставив теперь Джозефа Гайдна первым величайшим композитором.
В то время Гайдн жил в Вене, и именно у Гайдна молодой Бетховен теперь собирался учиться. В Вене Бетховен от всего сердца посвятил себя изучению музыки у самых выдающихся музыкантов того времени. Он изучал фортепиано с Гайдном, вокальную композицию с Антонио Сальери и контрапункт с Иоганном Альбрехтсбергером. Еще не известный как композитор, Бетховен быстро зарекомендовал себя как виртуозный пианист, который был особенно искусен в импровизации.

Дебютное выступление

Бетховен завоевал много покровителей среди богатых и именитых граждан венской аристократии, которые предоставили ему жилье и средства, позволив Бетховену в 1794 году разорвать все связи с электоратом Кельна. У Бетховена наконец состоялся долгожданный публичный дебют в Вене 29 марта 1795 года.
Первой весной нового века, 2 апреля 1800 года, Бетховен дебютировал со своей симфонией № 1 до мажор в Королевском императорском театре в Вене. Хотя Бетховен будет ненавидеть эту пьесу:

"В те дни я не знал, как сочинять", - заметил он позднее

Изящная и мелодичная симфония, тем не менее, сделала его одним из самых знаменитых композиторов Европы.
По мере развития нового века Бетховен сочинял произведения за произведением, которые отмечали его как искусного композитора, достигшего своей музыкальной зрелости. Его "Шесть струнных квартетов", опубликованные в 1801 году, демонстрируют полное владение этой самой сложной и заветной из венских форм, разработанных Моцартом и Гайдном.
Бетховен также написал "Существа Прометея" в 1801 году, дико популярный балет, который ставился в 27 спектаклях в Императорском придворном театре. Примерно в то же время Бетховен обнаружил, что он теряет слух.

Личная жизнь

По ряду причин, в том числе из-за его ужасной застенчивости и неудачного внешнего вида, Бетховен никогда не был женат и не имел детей. Однако он отчаянно любил замужнюю женщину по имени Антони Брентано.
В течение двух дней в июле 1812 года Бетховен писал ей длинное и красивое любовное письмо, которое он так никогда и не отправит.
Смерть брата Бетховена Каспара в 1815 году спровоцировала одно из величайших испытаний в его жизни - мучительную судебную тяжбу с его невесткой Иоганной за опеку над Карлом ван Бетховеном, его племянником и ее сыном.
Борьба продолжалась семь лет, в течение которых обе стороны наговорили друг другу много неприятных вещей. В конце концов, Бетховен выиграл опеку над мальчиком, хотя вряд ли был к нему привязан.
Несмотря на его известность, Бетховен был одинок и часто несчастен на протяжении всей своей жизни. Вспыльчивый, рассеянный, жадный и подозрительный до паранойи, Бетховен враждовал со своими братьями, издателями, домработницами, учениками и покровителями.
В одном показательном случае Бетховен попытался сломать стул над головой князя Лихновского, одного из его самых близких друзей и самых преданных покровителей. В другой раз он стоял в дверях дворца князя Лобковица, крича, чтобы все услышали:

"Лобковиц - осел!"

В течение многих лет ходили слухи о том, что Бетховен имел африканское происхождение. Эти необоснованные предположения могут основываться на темном цвете лица Бетховена или на том факте, что его предки происходили из региона Европы, в который когда-то вторглись испанцы, а мавры из северной Африки были частью испанской культуры. Однако никто при жизни Бетховена не называл композитора мавританцем или африканцем, и слухи о том, что он был чернокожим, в значительной степени опровергаются историками.

Был ли Бетховен глухим?

В то же время, когда Бетховен сочинял некоторые из своих самых бессмертных произведений, он изо всех сил пытался смириться с шокирующим и ужасным фактом, который он отчаянно пытался скрыть: он оглох.
На рубеже 19-го века Бетховен изо всех сил пытался разобрать слова, которые ему были сказаны в разговоре.
Бетховен раскрылся в душераздирающем письме 1801 года своему другу Францу Вегелеру:

"Я должен признаться, что я веду жалкую жизнь. В течение почти двух лет я перестал посещать какие-либо социальные общества, просто потому, что считаю невозможным сказать людям: Я глухой. Если бы у меня была другая профессия, я мог бы справиться со своей немощью, но в моей профессии это ужасный недостаток".

Завет Хайлигенштадта

Временами, доведенные до крайности меланхолией своим недугом, Бетховен описал свое отчаяние в длинной и пронзительной записке. Она датирована 6 октября 1802 года и упоминается как "Завет Хейлигенштадта". В ней говорится:

"О вы, люди, которые думают или говорят, что я недоброжелательный, упрямый или человеконенавистнический, как сильно вы меня обидели. Вы не знаете тайной причины, которая заставляет меня казаться вам таким, и я бы покончил с собой - только мое искусство сдерживает меня. Ах, кажется невозможным покинуть мир, пока я не выведу все то, что чувствую внутри себя".

Почти чудесным образом, несмотря на свою быстро прогрессирующую глухоту, Бетховен продолжал сочинять в бешеном темпе.
С 1803 по 1812 год, который известен как "средний" или "героический" период, он сочинил оперу, шесть симфоний, четыре сольных концерта, пять струнных квартетов, шесть струнных сонат, семь фортепианных сонат, пять комплектов фортепианных вариаций, четыре увертюры, четыре трио, два секстета и 72 песни.

Лунная соната

Самыми известными среди них были незабвенная Лунная соната, симфонии № 3-8, скрипичная соната Кройцера и Фиделио, его единственная опера.
Превосходно сложная, оригинальная и красивая музыка, созданная в этот период жизни Бетховена не имеет аналогов ни у одного другого композитора в истории.

Уход из жизни

Бетховен скончался 26 марта 1827 года в возрасте 56 лет от постгепатитического цирроза печени.
Вскрытие также дало подсказки о причинах его глухоты: артериальная болезнь, вместе с тифом, которым он переболел летом 1796 года, но вылечился, дали осложнения на слуховой аппарат.
Ученые, анализирующие оставшийся фрагмент черепа Бетховена, отметили высокий уровень содержания свинца и предположили, что причина смерти была от отравления им, но эта теория была в значительной степени дискредитирована.