Михаил Иванович Глинка

89

Родился М.И. Глинка в 1804 году в селе Новоспасском Ельнинского уезда Смоленской губернии, там же прошло его детство. Но, несмотря на это, город на Неве без натяжки можно назвать родным городом композитора. Здесь он учился, начал свой творческий путь. Тут созданы им почти все произведения, в том числе величайшие творения - оперы "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила".

Рассветным утром зимнего дня в конце 1817 года через заставу на Средней Рогатке в Петербург въехал небольшой запряженный цугом возок. За ним, скрипя полозьями, тащился обоз со всякими деревенскими припасами. Проехав по Московской дороге, путники свернули на Загородный, миновали Владимирскую площадь и по Невскому доехали до Знаменской улицы (ныне ул. Восстания). Здесь остановились у роскошного особняка, принадлежавшего старому и заслуженному генералу Василию Васильевичу Энгельгардту.

Младший брат матери будущего композитора Евгении Андреевны - Иван Андреевич Глинка служил управляющим имения Энгельгардта в Смоленской губернии и поэтому жил с семейством в его доме. Здесь и поселился прибывший в столицу 13-летний Миша Глинка, сопровождаемый матерью.

Вблизи Калинкина моста на Фонтанке и поныне существует двухэтажный, построенный в форме буквы "П" дом, центральный корпус которого с мезонином увенчан треугольным фронтоном. Теперь он Значится под № 164. Сюда 2 февраля 1818 года в только что открытый Благородный пансион при Главном педагогическом институте был зачислен Михаил Глинка. Гувернером и преподавателем российской словесности в пансионе был недавно окончивший Царскосельский лицей поэт В.К. Кюхельбекер, а профессором права - А.И. Куницын, преподававший в Царскосельском лицее.

Еще в детстве мальчик пристрастился к музыке - в семье, в дядюшкином оркестре, а также слушая народные песни своей няни.
Весь досуг свой Миша отдавал музыке и уже в эти годы сочинял ее, одновременно совершенствуясь у известных педагогов в игре на фортепиано и беря уроки скрипичной игры. Другой его страстью стали оперные и балетные спектакли в Большом театре. Часто посещал Глинка и концерты любителей музыки в доме Ф. П. Львова (Почтамтская ул., 7/4).

С августа 1820 года пансион с Фонтанки, где он помещался в доме надворного советника Отто, переехал в собственное помещение в Роты Семеновского полка (ныне угол улиц Социалистической и Правды, 11/7). В конце июля 1822 года Глинка окончил пансион, 3 июля на торжественном акте он выступил в концерте и имел большой успех.
К этому времени Глинка был уже автором нескольких музыкальных произведений. Его интерес к музыке становится все более глубоким и серьезным. По его собственному признанию, он уже тогда "много работал на русские темы".
В последующем композитор жил в Петербурге с более или менее продолжительными перерывами, делая поездки на родину, в Москву.

Вот перечень петербургских адресов, где жил М. И. Глинка в разные годы. Осень 1822 - март 1832 года - Караванная улица. Лето 1824 - конец лета 1825 года - Коломна, дом Фалеева (ныне Канонерская ул., 2).
К тому времени Глинка уже был зачислен на службу в канцелярию Совета путей сообщения - в здание, где теперь размещается Университет путей сообщения (Московский пр., 9). В 1825 году композитор написал романс на слова Е. А. Баратынского "Разуверение", принесший ему известность и признание.

Вскоре Глинка переезжает на новую квартиру - в дом Нечаевой на Загородном проспекте (теперь территория дома № 42). Ширится круг его знакомств, его охотно приглашают на музыкальные вечера.
На одном из таких вечеров летом 1826 года у генерала П. П. Ба-зена Глинка впервые встретился с Анной Петровной Керн, воспетой Пушкиным. Произошло это в бывшем Юсуповском дворце на Фонтанке (ныне дом № 115). Летом следующего года на даче своего друга Штерича в Павловске уже известный композитор познакомился с поэтом В. А. Жуковским и композитором М. Ю. Виельгорским.

10 мая 1828 года Глинка оставил службу и целиком посвятил себя любимому делу - сочинению музыки. Он поселился в доме на углу Невского и Владимирского проспектов (ныне дом № 49/2). Недалеко отсюда в доме № 9 на Загородном проспекте жил лицейский друг и товарищ Пушкина А. А. Дельвиг. Михаил Иванович часто стал бывать здесь, на стихи хозяина дома он сочинял музыку. Одна из таких песен "Не осенний частый дождичек" впоследствии была использована композитором для романса Антониды "Не о том скорблю, подруженьки" в опере "Иван Сусанин".

В литературном салоне Дельвига, у Олениных в Приютино, на квартире В. А. Жуковского, в так называемом Шепелевском доме Зимнего дворца (ныне на этом месте находится здание Нового Эрмитажа) Глинка постоянно виделся с Александром Сергеевичем Пушкиным. Свидетельством искренней любви и преклонения композитора перед великим поэтом служат десять романсов на стихи Пушкина и опера "Руслан и Людмила", написанная уже значительно позже, после смерти поэта, в 1842 году.
Именно на вечере у Жуковского 29 марта 1835 года родилась идея создания оперы "Иван Сусанин". Композитор жил тогда на Вознесенском проспекте (ныне участок дома № 14). На протяжении всего времени работы над оперой Глинка постоянно делился мыслями о ней с Пушкиным, Жуковским и кружком близких ему людей. Когда опера была закончена, композитор, сменив к тому времени несколько адресов, в конце 1836 года переехал ближе у Большому театру - в дом Мерца на углу Фонарного и Глухого переулков (ныне угол переулков Фонарного и Пирогова, № 3/8).

Впервые оркестровая репетиция первого акта оперы, в подготовке -которой деятельно помогал А. С. Даргомыжский, состоялась 1 февраля 1836 года в особняке Юсупова на Мойке (ныне Дворец работников просвещения, наб. Мойки, 94). А после долгих и мучительных усилий 27 ноября 1836 года в Большом театре состоялась премьера "Ивана Сусанина", названная тогда по воле Николая I "Жизнь за царя".

Восторженно встретили оперу Пушкин, Гоголь, Одоевский. 13 декабря, меньше чем через месяц, в доме Всеволожского (угол пр. Римского-Корсакова и ул. Глинки, 35/8) состоялось чествование композитора. В нем приняли участие Виельгорский, Вяземский, Жуковский, Пушкин. Каждый из них приветствовал композитора стихами, составившими "Шуточный канон". Заключительную строфу прочитал Пушкин:

Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.

В дальнейшем, проживая в столице, Глинка сменил еще по меньшей мере 12 адресов. Так, жил он на набережной Мойки в здании Капеллы (ныне наб. Мойки, 20), у Измайловского моста в доме Гар-новского (ныне угол Измайловского проспекта и наб. Фонтанки, 2/120), на Большой Мещанской улице, дом Шуппе (ныне ул. Плеханова, 16), на Гороховой улице, дом Давыдова (Гороховая ул., участок дома № 5). Последний его адрес с 25 августа 1854 года по 27 апреля 1856 года - Эртелев переулок, дом Томиловой (ул. Чехова, 7).

Весной 1856 года, чтобы вырваться из удушающей его обстановки, Глинка покидает Петербург и выезжает в Берлин.
А вскоре после этого в Берлине он простудился и скончался 3 (15) февраля 1857 года в возрасте 52-х лет. 23 февраля в Конюшенной церкви, где 20 лет до этого отпевали Пушкина, была отслужена панихида по Глинке, 27 мая гроб с его прахом, привезенный из Берлина, был захоронен в Александро-Невской лавре.

Другие статьи

История развития клавишных инструментов

История развития клавишных инструментов Клавишные…
Читать

Изучение первой и второй частей сонаты И.Брамса для альта и фортепиано фа минор

Самое раннее время для изучения сонаты для альта и…
Читать

Этапы творческого пути Г.П. Вишневской

Галина Павловна Вишневская – одна из самых ярких…
Читать

Лексика песен М.П. Мусоргского

Музыкант Мусоргский обладал бесценным даром…
Читать

И.Ф. Стравинский: Влияние на музыку XX века.

Игорь Стравинский родился в 1882 году на Швейцарской…
Читать