Выразительные движения в оркестровом дирижировании

195

Практическая значимость темы и навыков владения выразительными движениями является высокой и постоянной в коммуникации дирижёр-оркестр. Точные и понятные выразительные движения доносят информацию быстро и заблаговременно, что в конечном итоге влияет на качественный результат репетиций, интерпретаций, концертных исполнений оркестровых произведений.

Воспроизвести художественный образ и раскрыть идею произведения – приоритетные задачи дирижёра. Язык коммуникации дирижёра с оркестром, с помощью которого оркестру передаётся замысел композитора – это целая система технических средств. Выразительные движения дирижёра являются её значимой составляющей.

Используя выразительные жесты, мимику и пантомимику, дирижер передает исполнителям как нужно воспроизводить нотный текст, что он хочет услышать в исполняемом произведении. Выразительные движения придают красоту дирижированию. Они притягательны не только для музыкантов оркестра, но и для зрителей. Основная цель работы определить степень значимости выразительных средств для работы дирижера с оркестром. Изучение разнообразных выразительных возможностей в дирижировании, которые раскрывают перед дирижером возможность овладеть совершенством дирижирования.

Техника дирижирования основана на разграничении функций рук. Но это не означает, что каждая рука работает автономно и выполняет только свою роль. Выразительность дирижёрских жестов достигается тогда, когда движения рук взаимодействуют друг с другом.

Правая рука должна выполнять движения схемы тактирования. Она не может в полной мере использовать движение пальцев, так как они должны держать палочку. Но эти ограничения не влияют на художественную сторону исполнения. В этом специфический характер правой руки. Её выразительность заключается в амплитуде и скорости, большей или меньшей резкости, или мягкости движений, изменения уровня тактирования, использования в движении тех или иных частей руки в различных сочетаниях и т. д. Техника правой руки основана на отображении ритма во времени и пространстве. Управление ритмом, динамикой, штрихами, агогикой и характером музыки – это основные функций правой руки, если рассматривать действия руки отдельно от других средств управления.

В основном дирижирование предполагает пользоваться средствами выразительности через движения и жесты левой руки. Так как у неё нет необходимости тактировать, она может использовать любые движения. А это значит, что она может выполнять любые задачи технического или художественного характера. В дирижировании используются естественные, данные с рождения движения, которые отражают эмоциональное состояние, дополняют речь, поясняют действия… Именно поэтому левая рука может быть более пластичной, чем правая. Показ деталей музыкального материала выполняет в основном левая рука. Она же служит средством выражения художественного образа. Дирижёр, владея левой рукой, не только применяет навыки, но и осуществляет творческий процесс, раскрывает свою индивидуальность и свои черты дирижирования. Левая рука показывает характер музыки, вступления отдельным голосам или группам, выявляет фактурные особенности (это могут быть, например, подголоски). Одна из главных задач руки – регулировать динамику. Чтобы показать crescendo, нужно медленно поднимать руку ладонью вверх. Кульминация совпадает с моментом достижения рукой наивысшей точки подъёма. И наоборот при diminuendо. Участие левой руки важно при показе штриха. Левая рука бывает очень нужна для показа отдельных ритмических сочетаний независимо от правой. Ею можно, например, показывать синкопы. Она может оказать помощь при внезапных сменах темпа. Рукою можно дать оркестру ауфтакт в новом темпе, в то время как правая рука заканчивает последний такт в предыдущем темпе. Все это представляет дирижёру как большое разнообразие функций, так и трудность сочетания технического и художественного порядка.

Но наибольшая степень выразительности достигается, когда обе руки, используя свои выразительные средства, взаимодействуют. Таким образом, возможности дирижёрской техники и выразительности расширяются. Можно вспомнить слова французского дирижёра первой половины 20 столетия Шарля Мюнша: «Правая рука отбивает такт, левая - указывает нюансы. Первая - от разума, вторая - от сердца. Правая рука рисует, левая окрашивает». Важно помнить, что все движения рук должны быть строго скоординированы и их главная цель добиться как можно лучшего исполнения музыки.

Профессор Казанской консерватории С. А. Казачков говорит об общезначимости и общепонятности языка жестов. Но явление общезначимости не означает единообразие языка жестов. Каждый человек выразит чувство по-своему, и не найдется того, кто абсолютно точно повторил бы его движения.

Дирижёрский жест идёт от общей природы человеческих движений. Накопление энергии, её воздействие на источник звучания или атаку звука и расход энергии – это общий принцип звукоизвлечения. Это связано с общностью строения музыкальных инструментов (или голоса). Из изложенного следует, что универсальная общность исполнительской техники является основой универсальности техники дирижирования.

Язык жестов и выразительных движений общепонятен и общезначим. Но общезначимость жестов и движений не означает единообразие языка жестов. Не найдётся и двух человек, которые выразили бы одно и то же чувство абсолютно одинаковыми движениями. У каждого будет своя характерная черта, несмотря на общее сходство движения.

В процессе становления и развития дирижёрской профессии стихийно отбирались, закреплялись и совершенствовались те из естественных, жизненных, бытовых жестов, которые имели высокую степень информационности и однозначности. Дирижер пользуется большим количеством жестов. Для того чтобы разобраться и понять их природу, существуют классификации. И. А. Мусин разделил жесты на несколько групп. К жестам, которые дополняют ситуативную речь и почерпнутые из жизненной практики, он отнёс пригласительный, зовущий, указывающий, отказывающий и другие жесты… А к другой группе, которую дирижёр обозначил как «выразительные движения, имевшие определённый практический смысл», относятся жесты отстраняющие, прекращающие действие. К группе «движения, имеющие в основе трудовые действия» относятся удар и нажим. Илья Александрович особенно выделяет жесты, вызывающие представление о «весе» и «пространстве».

С. А. Казачков предлагает свою классификацию жестов. Он делит их на безусловные и условные жесты. Безусловные (язык жестов) легко воспринимается исполнителями и вызывает их мгновенную реакцию. Это движения, которые передают чувства и настроения, динамику и агогику, характер пульсации… В свою очередь безусловные делятся на выразительные, которые выражают внутренний строй, и изобразительные. Последние изображают внешние звуковые особенности (способы звукоизвлечения, штрихи). Условные жесты требуют предварительного объяснения, что бы их понимали. Например, это могут быть метрические схемы (о которых уславливаются заранее). Эти движения выполняют служебную роль и не берут на себя выразительную функцию.

Природа мимики и жестов в повседневной жизни спонтанна. Дирижёрская техника должна быть реальной. Придуманные или скопированные движения могут быть не выразительными и не нести в себе ничего. Все движения должны быть оправданы, а техника отточена, проработана. «Несоответствие движений рук и тела со звуковым образом… нарушает и у исполнителя, и у слушателя представление о характере музыки».

Б. Ф. Смирнов пишет: «Если музыка есть искусство звука, то дирижирование как художественное средство управления оркестровым исполнительством есть прежде всего искусство мануального выразительного движения и жеста – пантомимики».

Во всем своем разнообразии дирижерские выразительные движения имеют огромное значение. Все богатство музыки дирижер передаёт путем придания выразительным жестам различных функций, усиления или ослабления тех или иных элементов жеста. Эта основа дает дирижеру свободу в выборе приема для показа соответствующей исполнительской задачи.