Краткий анализ сонаты. Л. В. Бетховен - Соната №26 (ор. 81) I часть

3k

Л. В. Бетховен - Соната №26 (ор. 81), I часть

Соната № 26 Л.В.Бетховена была написана между 1809 и 1810 годами и посвящена эрцгерцогу Рудольфу. Первая её часть имеет программное название "Прощание" (Der Abschied). Она написана в сонатной форме со вступлением и кодой.

Вступление (такты 1-16) состоит из двух предложений повторного строения (6+6 т.) и небольшой связки (4т). Тематически оно строится из двух типов контрастных интонаций (первый элемент - "золотой ход валторн", и второй элемент - восходящие скачки в мелодии, из которых позже вырастают все остальные темы части. В жанровых основах вступления есть сигнальносгь ("ход валторн"), маршевость (пунктирный ритм мелодии и ровное сопровождение) и декламационность в мелодии.

Оба предложения начинаются проведением "хода валторн" в Es-Dur, который неожиданно разрешается в c-moll в первом предложении, и в Ces-Dur во втором. Каждое предложение строится из трех фраз по 2 такта. Во вступлении преобладает экспозиционный тип изложения, сменяясь на срединный только в небольшой связке перед экспозицией. Структура предложений — не совсем обычное дробление с замыканием (2+0,5+0,5+1+1+1), а в связке — периодичность (1+1+1+1). Медленный темп вступления (Adagio) контрастирует с Allegro экспозиции.

Главную партию (такты 17-29) можно назвать периодом нестандартного строения (три предложения по 4 такта). Первое предложение тематически и тонально (SD) представляет собой вступление к следующим двум повторного строения. Общая схема: a-b-b1. Структура первого предложения — дробление с замыканием, а второго и третьего  суммирование, где последний такт концом сцеплен с началом следующего предложения. В первом и втором предложении каденция вторгающаяся (D-Т), а в третьем половинная на D (отклонение), следовательно период разомкнутый. По характеру главная партия  устремленная, энергичная, в ней преобладают образы движения, что достигается ямбической стопой в строении мотивов и фраз (затакты), вторгающимися каденциями  равномерным движением восьмыми в сопровождении. В жанровых основах есть сигнальность (квартовые скачки), напевность (в мелодии) и моторика (в равномерном сопровождении). Внутри сама партия контрастна. Каждое ее предложение делится на две фразы (по 2т), первая из которых представляет активное восходящее скачкообразное движение, а вторая более плавное, нисходящее, гаммаобразное. Квартовые скачки в первом предложении являются производным контрастом от второго элемента вступления. 

Связующая партия (такты 30-49) состоит из двух разделов. Первый небольшой раздел (5такт) модулирует в тональность доминанты (B-Dur) и останавливается на доминанте к ней (F). Второй раздел (15такт) представляет длительный предыкт перед побочной партией, на повторяющемся тоне доминанты (F) в мелодии и басу. По характеру связующая более легкая, шутливая, что выражается в "беспорядочных" разнонаправленных гаммах в первом разделе и в многократных трелеобразных повторах во втором. Также здесь можно увидеть оба элемента вступления в измененном виде: интонацию "хода валторн" в восходящем движении, и интонацию восходящего скачка  обыгранной ритмически и интервально. По структуре в первом разделе связующей есть
суммирование (1+1+1+2), а во втором дробление и дробление с замыканием.

Побочная партия (такты 50-58) состоит из двух полностью идентичных предложений по 4 такта, второе из которых проводится на октаву ниже. Она также, как и главная партия устремленного характера (благодаря вторгающейся каденции и трелеобразному равномерному сопровождению из связующей партии), но более спокойная, лирическая, что связано с нисходящим поступенным движением мелодии к тонике. Тема представляет собой производный контраст от "хода валторн" из вступления, лирически пропетого (первые 2 такта) и родственна второму элементу главной партии (вторые 2 такта). Благодаря многократному кадансированию в тонику тема приобретает  заключительный характер. По структуре предложение побочной партии представляет
Зт+2т, причем последний такт сцеплен концом с началом следующего предложения,

Заключительная партия (такты 59-69) краткая, представляет как бы дополнение побочной партии и утверждение тональности доминанты. В ней проявляется идея торможения движения. Вначале (З такта) гаммаобразное кадансирование, далее (4 такта) каноническое проведение нисходящей гаммы, и в завершение (4 такта) концентрация нисходящего движения в выдержанных нисходящих терциях и аккордах, одновременно выполняющих роль связки. Структурно здесь преобладает периодичность: вначале деление по 1такту, потом по 0,5твкта, потом снова по 1такту.

Разработка (такты 70-109) небольшая по размеру, основывается на мотивной разработке первого элемента главной партии и трансформированных интонаций "хода валторн" из побочной партии. Состоит из проведения 1-го предложения главной партии полностью (отклонение в F) и диалога интонаций "хода валторн" из побочной партии в полутоновом виде (lamento) с остановкой на диссонирующем аккорде и ответных восходящих скачков из главной партии в басу в различном интервальном виде. Общее направление движения в разработке — нисходящее. Завершается разработка длительным предыктом (такты 94-109) перед репризой с фигурированным органным пунктом на VI ст. (терцовый тон S) к Es-Dur. Структурно в разработке преобладает периодичность: деление по 2такта в первом разделе, и деление по 1такту в предыкте.

Реприза (такты 110-161) полностью повторяет материал экспозиции, за исключением связующей партии, первый раздел которой сокращается на Щ такт, приводя обратно к основной тональности Es-Dur, после чего весь музыкальный материал: часть связующеи, побочная и заключительная партии транспонируются в основную тональность.

 

Кода (такты 162-255) соединяет в себе функции второй разработки, кульминации и завершения. Главная партия проводится полностью в тональности f-moll (1-е предложение увеличено на 1 такт). Третье предложение темы вместо каданса отклоняется в тональность es-moll, где продолжает проведение материала главной партии еще 6 тактов. Внезапно прерывается каноническим проведением в верхнем и нилянем голосах интонаций "хода валторн", вначале полутоновых, как в разработке, далее. постепенно изменяющихся в сторону приближения к своему экспозиционному виду. Это раздел связки (16такт), подготавливающий проведение побочной партии в основной тональности Es-Dur. Интонация "золотго хода валтон", до этого скрытая в началс побочной партии здесь ярко проявляется в том же виде, что и во вступлении. Побочная партия проводится в виде двух построений (12+16 тактов), из которых первые 4 такта — это собственно проведение побочной партии на фоне гаммообразного движения, а следующие - это дополнение и завершение, основанное на гаммаобразном восходящем движении в мелодии басу неполного "хода валторн". Следующий раздел (22такт) продолжает каноническое проведение "хода валторн" из связки, но уже в чистом виде. Постепенно эти интонации ритмически ускоряются и сдвигаются на другие доли такта, что вызывает достаточно терпкие гармонии. Структурно этот раздел представляет интересный эффект — в отличии от предыдущего материала, который группируется в основном по 2такта с канонически сцепленными началом и концом — здесь структурные единицы постепенно уменьщаются: вначале 2такга, потом 1,5такта, потом 1такт. Последние 11 тактов представляют собой завершение: гаммаобразное восходящее движение и завершающие аккорды.

Краткая структурэ всей части:

 Вступление     Экспозиция              Разработка      Реприза             Кода
                              гп-сп-пп-зп                    гп+Пп          Гп-Сп-Пп-Зп        гп-пп
Es-c-Ces---            Es------B  В                         -------             Es------Es  Es        f----Es

Таким образом, вся форма этой сонаты строится на взаимодействии двух контрастных тематических элементов из вступления, на основе которых вырастают основные темы экспозиции, а также строится развитие в разработке и утверждение этих тем в коде.