Композиторы эпохи Средневековья

226

Одним из достижений эпохи Средневековья является становление фигуры композитора. Безусловно, люди, которые сочиняли авторские произведения были и раньше. Но благодаря изобретению нотации стало возможно не только говорить о том, что определенный человек сочинял музыку, но и непосредственно ознакомиться с его сочинениями и исполнять их. Познакомимся с первыми композиторами в западноевропейской культуре и посмотрим, какую музыку они писали.

Хильдегарда Бингемская
Традиционно первым композитором в европейской музыке называют Хильдегарду Бингемскую. Она жила в XII веке, была монахиней и настоятельницей бенедиктинского монастыря. Как и многие религиозные деятели той эпохи она отличалась широтой интересов. Среди наследия Хильдегарды можно найти религиозные тексты, трактаты по медицине и естествознанию а также музыкальные сочинения.

Хильдегарда создала моралите (это драматический жанр нравоучительного характера, где в качестве главных героев выступают абстрактные понятия, например добродетель, любовь и так далее) “”Ordo Virtutum” и около семидесяти монодических (то есть одноголосных) распевов. Для части своих сочинений Хильдегарда сама написала тексты, что для той поры очень неожиданный шаг (религиозные песнопения обычно сочиняли уже существующие церковные тексты).

Среди сочинений Хильдегарды – гимны, секвенции, антифоны. Ее манера письма выходит за рамки общепринятых на тот момент норм: она часто выходит за пределы стандартного певческого диапазона, допускает скачки в мелодии (тогда как мелодии Григорианского хорала традиционно были очень плавными), широко использует мелизматический распев (при таком распеве на один слог текста может приходится от трех до двенадцати звуков).

Стоит отметить, что первенство Хильдегарды во многом условно. Сочинением музыки до нее занимался бенедиктинский монах Герман Расслабленный (также его называют Герман из Райхенау) который жил в XI веке. Он тоже отличался широтой интересов, помимо музыки он создал труды в области астрономии, истории и поэзии. Его музыкальное наследие невелико и в основном представлено секвенциями.

Самые известные его сочинения – антифоны, посвященные Богородице “Alma Redemptoris mater” и “Salve regina”. Стоит отметить, современные музыковеды ставят под сомнение авторство Германа. 

Впрочем, его достижения в области теории музыки остаются неоспоримыми: он предложил способ нотации, основанный на записи не самих звуков мелодии, а интервалов между ними. Система хоть и не получила широкого распространения и была вытеснена более совершенными способами записи мелодий (Гвидо д’Ареццо разработал линейную нотацию примерно в это же время), но представляет интерес в качестве оригинальной идеи эпохи Средневековья.

Младший современник Хильдегарды – Леонин. До нас дошло мало сведений о его жизни. Одно можно сказать точно: он работал в соборе Нотр-Дам в Париже и в отличие от Хильдегарды сочинял уже многоголосные произведения. Ему приписывают авторство ряда произведений из “Magnus Liber”, одного из самых ранних сборников органумов. 

Органум – вид раннего многоголосия. Основной голос, который исполнял мелодию Григорианского хорала, был дополнен сопровождающим голосом. Изначально второй голос дублировал мелодию в октаву или квинту , однако позже появились и более развитые формы органума. 

Перотин
Из первостепенных композиторов эпохи Средневековья стоит отметить Перотина Великого. Он жил в Париже на рубеже XII-XIII веков и был важнейшим композиторской школы Нотр-дам. В творчестве Перотина многоголосие выходит на новый уровень – его самое известное сочинение “Viderunt omnes” состоит уже из четырёх развитых голосов. Достижение Перотина заключается в развитии и усложнении полифонической техники письма, разработке ритмической стороны музыки (ритм для западноевропейской церковной музыки долгое время оставался на втором плане, ведь главной задачей было донести смысл текста песнопений. Если система точной записи мелодии появилась еще в XI веке, то первые успешные попытки записи ритма относятся как раз ко времени жизни Перотина).

Творчество Леонина и Перотина относят к стилю Арс антиква (Ars antiqua), на смену которому пришел стиль Арс нова (Ars nova, новое искусство). Период Арс нова охватывает XIV век и включает в себя таких композиторов как Гийом де Машо, Филипп де Витри, Жанно де Лекюрель.
Гийом де Машо

Пожалуй самым известным композитором периода Предвозрождения можно назвать Гийома де Машо. Его влияние было настолько велико, что о нем говорят не только как о самом значимом композиторе XIV века во Франции, но и во всей Европе.

Гийом де Машо был и поэтом, и композитором. В его творчестве начинают свое становление светские жанры – виреле, баллады, рондо. Впрочем, духовная музыка составляет важную часть наследия Гийома де Машо: он создал множество мотетов, в том числе, многотекстовых и иозметрических, и является создателем первой авторской мессы (конечно, мессы создавались и до него, но он первый написал мессу полностью, без заимствований). 
Мотет – жанр вокальной духовной полифонической музыки. Считался “высоким” жанром, предназначенным для демонстрации композиторского мастерства. Мог содержать как один текст, так и сразу несколько разных текстов исполняемых одновременно.

Изометрический мотет – вид мотета, популярный в XIV веке, в основном представленный в творчестве Филиппа де Витри и Гийома де Машо. Состоял из фиксированного ритмического рисунка, называемого талией и мелодии – колора. Композитор мог варьировать талию, проводить ее в увеличении или уменьшении. Талия и колор не совпадали по продолжительности (обычно талия была гораздо меньше), что было одним из движущих средств развития.

Филипп де Витри
Еще один важный композитор XIV века – Филипп де Витри (или Филипп Витрийский). Собственно, именно название его трактата “Ars nova” дало имя периоду музыкального Предвозрождения. Филипп де Витри создал гораздо меньше произведений, нежели Гийом де Машо, и в отличии от последнего Витри писал в основном мотеты. Главное его достижение –  развитие ритмической стороны композиции и отказ от модусов ( стандартных ритмических формул) в пользу свободной ритмики.

 

Франческо Ландини
Если Витри и Машо являются представителями французской школы, то Франческо Ландини был итальянцем и творил в Италии. Витри был более светским композитором, нежели его северные современники. Он мало писал в жанрах духовной музыки и ни одно из сочинений подобного рода не дошли до наших дней. В противовес его светские сочинения хорошо известны, среди них баллаты, виреле, каччи. Отдельно стоит отметить его мадригалы: в эпоху Возрождения этот жанр станет ведущим и в последствии послужит одним из истоков оперы.

Эпоха Средневековья, которая началась с сочинений неизвестных авторов, пройдя стремительный путь развития завершилась формированием региональных школ. Однако, несмотря на весь головокружительный прогресс и значительное усложнение композиторского письма к концу Средневековья, ни одноголосные сочинения Хильдегарды, ни ранние двухголосные органумы Леонина не теряют для нас своей художественной ценности.