Шуман - Детские сцены

187

Шуман. Детские сцены

Одной из самых плодотворных сторон творчества Роберта Шумана является фортепианные циклы. Крейслериана, Карнавал, Фантастические пьесы, Симфонические этюды – это далеко не полный список. В этой статье познакомимся с одним из самых известных циклов Шумана – Детскими сценами.

Начинает цикл спокойная и нежная пьеса Из дальних стран. Основная интонация произведения – скачок на малую сексту от третьей ступени к тонике и последующее нисходящее гаммообразное движение. 

Первая часть состоит из периода. Вторая начинается с проведении темы в минорном наклонении в нижнем регистре. После четырех тактов секвенции и двух тактов связки композитор повторяет первоначальное проведение темы в мажорной тональности. 

Интересно, что пьеса Мама из Детского альбома Чайковского интонационно близка к этому произведению Шумана: тот же неспешный темп, нежное настроение, аккомпанемент из разложенных аккордов, мелодия, построенная восходящем на скачке от третьей ступени к первой. Даже тональность та же –  соль мажор. Однако, даже несмотря на сходство тематического материала, два композитора по разному работают с материалом.

Вторая пьеса, Забавная история, более подвижная и игривая по сравнению с первой. Она также идет в среднем темпе, в мажорной тональности, но ее настрой уже скорее бодрый, нежели мечтательный. Для этого произведения Шуман выбирает аккордовую фактуру, однако форшлаги и использование пунктирного ритма не дают музыке стать слишком статичной. 

Форма пьесы –  двухчастная. Часть B совсем небольшая, всего четыре такта. Контраст с основным материалом достигается за счет разделения мелодической линии, которая идет гаммообразно восьмыми, и аккомпанемента. 

Игра в прятки имеет напряженный, игривый характер. Подвижная гаммообразная мелодия шестнадцатыми сопровождается легким аккордовым аккомпанементом. Пьеса совсем небольшая (без выписанных повторов она укладывается в 17 тактов), в ней раскрывается один образ и нет сильных контрастов. 

Пьеса Просящее дитя возвращает умиротворенное и мечтательное настроение. Она похожа на первый номер цикла: они совпадают по характеру, по развитию средних голосов, похожи даже их мелодические линии. 

Пятая пьеса цикла, Полное удовольствие, словно вытекает из предыдущей: у них одинаковая тональность, ре мажор, и одинаковый размер – 2/4. Видимо, просьбы ребенка увенчались успехом и он получил то, о чем просил, ведь характер пьесы – безоблачно радостный и веселый. Оживленную и беззаботную мелодию восьмыми с подголосками сопровождает аккомпанемент шестнадцатыми. 

Пьеса написана в простой двухчастной форме. Интересно, как Шуман делает контрастную часть: он остается на прежнем тематическом материале, однако проводит его в тональности низкой третьей ступени, в фа-мажоре.

Важное происшествие рисует торжественное и радостное событие в жизни ребенка. Возможно, малыша взяли посмотреть на парад? Если судить по музыке, с ее торжественным, маршеобразным характером, это вполне возможно. Впрочем, на это мероприятие мы смотрим глазами ребенка: размер 3/4 и оживленный темп подсказывают, что это все-таки не суровое военное действие. 

Правая рука играет аккорды в тесном расположении, а левая – мелодию в низком регистре с октавной дублировкой. Композитор придерживается трехчастной формы, в середине он немного опускает аккорды в правой руке и делает мелодию более подвижной. Впрочем, это небольшое произведение и композитор не стремиться создать большой контраст между частями.

Седьмой номер, Грезы, пользуется особой любовью на постсоветском пространстве. Невероятно нежная, спокойная и умиротворенная музыка словно балансирует на грани сна и бодрствования. 

Первый период заканчивается отклонением в тональность доминанты (до мажор). Форма пьесы –  трехчастная, в середине композитор отклоняется в субдоминантовые тональности (соль минор и си бемоль мажор), впрочем, тематический материал он оставляет прежним.


Картину спокойного и расслабленного времяпрепровождения рисует пьеса У камина. Композитор создает очень яркий и запоминающийся образ с помощью мелодии с нисходящей интонацией и хроматизмами. Контрастный раздел построен на секвенции в родственных минорных тональностях – соль миноре и ля миноре. Возвращаясь в репризе к теме композитор начинает проводить ее на октаву ниже, однако, словно спохватившись, быстро перемещается назад в верхний регистр. Заканчивается пьеса восьмитактовой кодой в аккордовой фактуре.

 

 

Еще одна сцена из жизни ребенка – Верхом на деревянной лошадке. Оживленный темп, размер 3/4, использование синкоп, мажорная тональность, плотная фактура –  все это создает радостный и подвижный характер. Мелодия проходит в верхнем регистре, вместе с ней в среднем регистре идет еще одна мелодическая линии.

В среднем разделе основная мелодическая линия перемещается в нижний регистр и проходит в минорной субдоминантовой тональности (ре миноре). Во время репризы, вопреки ожиданиям, мелодия так и остается в басу, а верхний голос держит тонический органный пункт. 

Большинство номеров цикла не имеют сильного внутреннего контраста. Исключение тут составляет Пугание. Начинаясь с неспешной, то напряженной, то умиротворенной мелодии, в среднем разделе пьеса кардинально меняется характер. Темп ускоряется, мелодия переходит в нижний регистр, в правой руке появляется оживленный аккомпанемент отрывистыми аккордами шестнадцатыми на слабых долях. Дальнейшее развитие идет за счет чередования быстрых и напряженных частей с медленными и задумчивыми.

Пьеса Ребенок засыпает начинает с задумчивого, печального, почти скорбного настроения. Грустная мелодия в правой руке проходит на фоне аккордового сопровождения и остинатного подголоска в левой. Форма пьесы – простая трехчастная. В середине композитор, оставляя тот же тематический материал с небольшими фактурными и регистровыми изменениями, переходит в одноименный к главной тональности мажор. Интересно что заканчивается пьесу Шуман не на тоническом аккорде, а на субдоминантовом, который, несмотря на свое мягкое звучание в миноре, оставляет ощущение незавершенности и незаконченности.
 
После череды минорных номер финальное произведение цикла, Поэт говорит, возвращает нас к мажорному наклонению. Аккордовой фактура, простые автентические обороты, размеренный темп –  все это создает у слушателя ощущение спокойствия. Однако после восьми тактов проведения темы музыка становится более напряженной: появляется движение восьмыми в средних голосах, плавная мелодия уступает место нисходящей секвенции. Хоть в пьесе есть эпизоды и грусти, и радости, композитор выбирает закончить цикл на оптимистичной ноте.

Подводя итоги, можно сказать, что для цикла Детские сцены характерно:
•    небольшая продолжительность пьес;
•    использование простых тональностей;
•    отсутствие сильных тональных, гармонических или фактурных контрастов;
•    преимущественно приподнято настроение;
•    простые мелодии песенного характера.

Шуман в своем цикле создает идеалистическую картину детского быта. Чайковский в плане тематизма проявил больше разнообразия: помимо сцен беззаботных детских будней он вставил в свой цикл Детский альбом развернутый сюжет переживания ребенком утраты. Что уж говорить о Детской Мусоргского, которая описывает мир ребенка без каких-либо прикрас!

Однако стоит помнить, что Шуман – один из пионеров темы детства в академической музыке, именно с его подачи на нее стали обращать внимание и другие композиторы.