Равель - Моя Матушка-Гусыня

4k

Равель. Моя Матушка-Гусыня

“Моя Матушка-Гусыня” –  так Равель назвал пять фортепианных пьес в четыре руки, которые он в 1908 году написал для детей своего друга скульптора Сиприана Годебского, Мими и Жана. Через три года, в 1911, композитор сделал оркестровку этих пьес, превратив их в сюиту.

Программной основой произведения выступают разные детские сказки: Спящая красавица, Мальчик-с-пальчик, Красавица и чудовище. Название сюиты связано с персонажем французского и английского фольклора – мифической Матушкой-Гусыней, которой приписывали авторство множество детских сказок и считалок. 

Для оркестровки Равель выбрал нестандартный состав оркестра. Композитор использует струнные инструменты, деревянные духовые в полном составе, а вот от медных духовых Равель оставил только валторны, которые обладают самым мягким тембром. Зато в группа ударных инструментов отличается разнообразием: в ней есть ксилофон, тамтам, тарелки, литавры, треугольник, большой барабан, колокольчики. Также Равель дополняет оркестр челестой, клавишным металлофоном и арфой.

№1. Павана Спящей красавицы
Павана – торжественный медленный танец, популярный в эпоху Возрождения. Его исполняли во время особых событий – встречи знатных гостей, на аристократических свадьбах. Любопытно отметить, что в 1899 году Равель уже написал произведение в этом жанре, Павану на смерть инфанты. Впоследствии сам композитор был очень недоволен этим произведением, однако публике оно очень понравилось.  

Сюжет Спящей красавицы, принцессы, ожидающей во сне чудесного спасения, широко известен. Музыкальный образ Равеля полон нежности и покоя. Застывший, скованный дремой меланхолический пейзаж композитор рисует с помощью прозрачной фактуры, нюанса пиано, медленного темпа, легкой тональности ля минор и поочередного сольного проведения мелодии с минимальным аккомпанементом. 

В первом предложении пьесы солирует вторая флейта. Ее сопровождает контрапунктирующая мелодическая линия у валторн и альтов. Во втором предложении мелодию подхватывает первая флейта. Затем солирующую роль берет на себя кларнет в сопровождении английского рожка. Заканчивается пьеса на проведении мелодии у скрипок. 

Необыкновенную нежность придает композиции то, что Равель вместо традиционной мажорной доминанты использует минорную. 

№2. Мальчик-с-пальчик
Мальчик-с-пальчик (в Англии его называют Tom Thumb, а во Франции –  Tom Pouce) общеевропейский фольклорный персонаж. История его приключений разнится от страны к стране. Равель обращается к сюжету Шарля Перро, где родители отводят маленького мальчика на погибель в лес. По дороге в лес находчивый малыш кидает на землю крошки надеясь по ним найти дорогу домой. 

 

“Он думал легко найти дорогу при помощи хлеба, который разбрасывал повсюду, где проходил; но как же он был поражен, когда не мог найти ни одной крошки; прилетели птицы и все склевали”

Так описывает программу своей пьесы Равель. По началу он рисует печальный, пасторальный образ, но по мере развертывания материала характер музыки становится все более мрачным и тревожным. С помощью скрипки и флейты композитор создает портреты лесных птиц, которые склевали крошки бедного мальчика-с-пальчика. Однако композитор не делает произведение совсем уж страшным, лирическое начало все же преобладает над зловещим сюжетом сказки.

Пьеса начинается с партии скрипок, чей звук приглушен сурдинами. Композитор играет с размерами: восходящую гаммообразную мелодию он в первом такте проводит в размере 2/4, во втором – 3/4, в третьем – 4/4, а в четвертом – 5/4. Впрочем, дойдя до 5/4 Равель начинает сжимать метр и постепенно возвращается к 2/4. 

Равель поочередно проводит мелодическую линию у разных духовых – гобоя, флейты, кларнета, валторны. Постепенно плотность фактуры возрастает и к кульминации композитор приходит на тутти.


№3 Дурнушка, императрица пагод
Этот номер сюиты отсылает слушателя к сказке французской писательницы Мадам д’Онуа “Изумрудный змей”. Эта сказка повествует о фантастических приключениях заколдованной девушки, в ее сюжете несколько параллелей с греческими мифами (например, с мифом об Амуре и Психее). В этой истории довольно много ярких моментов, но Равель выбрал только один из:

“Она разделась и погрузилась в воду. Тотчас же статуэтки обоего пола принялись петь и играть на инструментах: у одних были теорбы, сделанные из ореховой скорлупы; у других виолы из миндальной скорлупы; ибо инструменты должны были быть соразмерны их росту”

Пагоды, которые упоминаются в названии пьесы, не имеют отношения к архитектуре. Здесь речь идет о небольших китайских статуэтках. Сцену их музицирования и рисует в своей сюите Равель.

Произведение начинается с легкой и подвижной мелодии, которую исполняет флейта на фоне аккомпанемента струнных и арфы. Для создания восточного колорита композитор использует пентатонику и большое количество перкуссии, которая имитирует звучание традиционной восточной музыки (вероятно, композитор был знаком с индонезийским гамеланом. Услышать его он мог на Всемирной выставке 1889 года в Париже, где выступали музыканты из Азии).

№4 Разговоры Красавицы и Чудовища
Программной основной для этого номера служит известная история любви простой девушки и заколдованного принца. Впрочем, вариант, на который опирался Равель, несколько отличается от привычного диснеевского толкования, которое мы знаем сейчас. В своей пьесе композитор запечатлел три эпизода этой сказки:

«Когда я думаю о вашем добром сердце, вы не кажетесь мне очень уродливым». — «О! Конечно! У меня доброе сердце, но я чудовище». — «Есть много людей, которые гораздо больше чудовища, чем вы». — «Если бы у меня хватило ума, я сказал бы вам любезность, чтобы поблагодарить вас, но я всего лишь чудовище...» 
[...]
«Красавица, хотите стать моей женой?С — «Нет, Чудовище!..»
[...]
«Я умираю счастливым, так как мне выпала радость увидеть вас еще раз». — «Нет, мое дорогое Чудовище, вы не умрете: вы будете жить, чтобы стать моим супругом!...» Чудовище исчезло, и она увидела у своих ног принца, более прекрасного, чем Амур, который благодарил ее за то, что она положила конец волшебству»

Пьеса начинается со спокойного и умиротворенного вальса в умеренном темпе, рисующего картину общения Красавицы и Чудовища. Мелодия проходит у  кларнета. После идеалистического вальса настроение становится более напряженным: начало нового раздела знаменует появление сольной линии контрафагота.

После небольшого контрастного раздела возвращается первоначальная мелодия вальса, которая, впрочем, тоже быстро переходит от спокойствия к волнению и идет к кульминации всей пьесы: сцене преображения Чудовища в прекрасного принца. Ощущение напряжения композитор передает с помощью использования плотной оркестровой фактуры и восходящего мелодического движения. После кульминации композитор переходит к более легкой фактуре, завершая пьесу мажорным аккордом у струнных.

№5 Волшебный сад
Последняя пьеса рисует картину восхитительного, фантастического сада. Полная умиротворения и нежности музыка постепенно наращивает плотность и громкость звучания, достигая масштабной кульминации, которая заканчивает не только отдельный номер, но и всю сюиту в целом, на торжественной и радостной ноте.