Чайковский П.И. - Симфония №4 f-moll (содержание и краткий анализ)

6k


П. И. Чайковский Симфония N 4 фа минор, соч. 36

Симфония № 4 в творчестве великого Петра Ильича Чайковского  это гениальное сочинение считается знаковым. Оно не только провело итоговую черту между предыдущим творчеством композитора, но и ознаменовало начало нового этапа в развитии всего последующего симфонизма. В истории русской музыки Четвёртая симфония Чайковского стала первой психологической драмой, соизмеримой по духу с произведениями Людвига ван Бетховена, так как представляет собой необычайно мощное произведение, открывшее в композиторе новую грань его личности.

История создания

В начале семидесятых годов Чайковский, будучи автором множества произведений, завоевавших признание слушателей, весьма тяготился своей педагогической работой в Московской консерватории, так как считал, что она является существенной помехой в его композиторском творчестве. В начале 1877 года из-за различного рода житейских неприятностей настроение Петра Ильича было подавленным: всё вокруг для него казалось безрадостным, бессмысленным и тусклым. Композитора охватила такая сильная хандра, что в голову приходили только неприятные мысли. Нагнетала состояние и общественно-политическая ситуация, а именно Русско-турецкая война.

Военные действия всегда ассоциировались у Петра Ильича с образом фатума, рокового начала, довлеющего над лирическим героем. Вот под гнётом тяжких дум у Чайковского и возник замысел о сочинении симфонии - драмы, в которой он мог бы отразить страдания человека, испытавшего удары жестокой судьбы, и тогда же появились первые наброски этого знакового в творчестве композитора сочинения.  Необходимо упомянуть, что немного ранее Чайковский впервые получил письмо от миллионерши и покровительницы искусств Надежды Филаретовны фон Мекк, предложившей композитору, творчеством которого восхищалась, значительную материальную поддержку.

Впоследствии переписка между Петром Ильичом и Надеждой Филаретовной стала регулярной, и в дружеских посланиях он посвящал благодетельницу во все свои творческие планы. Так фон Мекк весной 1877 года первая из окружения композитора узнала о том, что он приступил к работе над новой симфонией - произведении, которое обозначило новый этап в творчестве маэстро. Важно так же заметить, что летом того года в жизни Чайковского произошло событие, о котором композитор впоследствии жалел всю свою оставшуюся жизнь: он женился на Антонине Милюковой. Быстро разочаровавшись в своей супруге, Пётр Ильич так упал духом, что у него произошло сильное нервное расстройство, приводящее к мысли о самоубийстве.

Чайковский сочинял свою Четвёртую симфонию, находясь в состоянии мрачной безнадёжности. Чтобы как-то развеять свои угрюмые мысли композитор покинул Россию и отправился за границу и в конечном итоге на довольно продолжительное время обосновался в Италии, где в конце 1877 года и завершил это произведение. Через год симфония была исполнена под руководством Николая Григорьевича Рубинштейна. Успех был гарантирован, зал ликовал. Многие из слушателей не смогли понять идеи музыки, но Чайковский и не хотел раскрывать ее. Композитор всерьез считал, что человек должен сам догадаться, и творец ни в коем случае не должен навязывать собственные мысли. Основная мысль композитора же была такова: "Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ". В борьбе человека против грозных фатальных сил, препятствующих его счастью, выходом может стать отречение от личного, участие в жизни народа. Позже Чайковский писал тому же адресату: "Я жестоко хандрил прошлой зимой, когда писалась эта симфония, и она служит верным отголоском того, что тогда испытывал". Но трагедия в личной жизни это была, быть может, главная, но не единственная причина "хандры". Вторая причина — общее состояние общественной жизни в период создания Четвертой симфонии. Это было время глубокого общественного кризиса: Русско-турецкая война. Об этом картина Верещагина "Побежденные". Панихида по убитым" (1878), создававшаяся почти одновременно с Четвертой симфонией. Для Чайковского война — это рок, фатум.

В Петербурге премьера симфонии (под управлением Э. Направника) прошла с грандиозным успехом. За рубежом симфония впервые прозвучала в Париже 25 (13) января 1880 года и имела большой успех.

Огромную роль в произведении играет интродукция. В построении излагается фанфарная, маршевая тема. В каденции поступенное движение вниз — катабасис. Это тема зерно — фатум. Велика роль в структуре тема — действующее лицо, лейтмотив. Также имеет формообразующую роль на грани построений, в точке кульминаций. Именно так в произведении будет олицетворяться образ судьбы. С темой интродукции в дальнейшем будет связаны ситуации надлома лирического героя.

Музыкальное содержание

Первая часть. Andante SostenutoModerato соn anima. Рок и судьба. Душевный надлом. Первая часть произведения написана в сонатной форме со вступлением и кодой. Экспозиция типична для Чайковского и чётко делится на 2 раздела:

Главная партия имеет лирико-драматический характер. Форма трехчастная с разработочной репризой и динамизированной серединой. Главная тема в характере вальса, легкий аккомпанемент подчеркивает принадлежность к жанру. Мелодия тонально разомкнута, что позволяет в дальнейшем драматизировать произведение. Тональность f-moll является символом трагического в музыке.
     

Побочная партия имеет 2 темы. Первая тема имеет пасторальный, меланхолический характер. Тембр деревянно-духовых представляет собой отражение культурного начала музыки. Вторая тема написана в жанре сицилианы, она включает в себя интонации Главной партии.
Завязка конфликта происходит на грани окончания экспозиции и первых тактов разработки. Появляется тема интродукции, тема рока. Обострение конфликта. Вступление труб, смена мажора на одноименный минор. Фанфара у трубы на остинатном басу, вступают три валторны в Сdur. Все это говорит, что скоро разразится настоящая буря. В разработке при помощи полифонических приемов и секвенцирования развиваются интонации главной темы, что приводит к кульминации. Развитие тем, вступление темы интродукции в тембре трубы. Появление символа, часто используемого у Чайковского, - это аккорд альтерированная субдоминанта, знаменующий смерть и рок.

Реприза главной темы в тональности ре минор делает характер музыки еще более мрачным и депрессивным. Кульминационная точка характерна для композитора это встречное движение голосов, выдержанный    доминантовый    органный    пункт. Тромбоны играют трезвучие.
Вступление побочной партии символизируют, что лирический герой пытается спрятаться от натисков судьбы, погружаясь в грезы: 1 тема звучит в минорном ладу в тембре фагота, но разве можно спрятаться оттого, что придумано твоим сознанием. Заключительной партии нет, бежать некуда.
Фанфары, вторжение темы интродукции, судьба снова настигла врасплох. Кода имеет несколько построений:
1. Хорал;
2. Восходящие интонации главной темы приобретают стремительный характер. Появляется надежда на победу над судьбой.
З. Вторжение темы интродукции в тембре валторна.
Генеральная кульминация части последнее проведение темы лирического героя - трагический монолог. Пустая комната, одиночество и невыносимая боль, но он все еще жив. Это не последнее слово.

Вторая часть . Andantino in modo di саnzona.Грёзы и воспоминания о прошлом. Вторая часть следующий этап развития драмы. Канцона. Форма состоит из трех частей с кодой. Основная тема соло гобоя, кантилена. Средняя часть патетическая кульминация. Реприза  психологизация посредством речитативов. Это сладкая грусть, легкая меланхолия о прошлом, которое было, но в нем ничего не изменить. Кода печальная, жизнь проходит слишком быстро. Вторая часть симфонии сохраняет лирическую настроенность, проникнутость большим чувством. Задумчива и прозрачна мелодия гобоя, с которой эта часть начинается. Дополняющая этот образ тема у струнных звучит тоже наподобие припева задушевной хоровой песни. Andantino написано в так называемой сложной трехчастной форме. Основной контраст заключен в своеобразном недраматическом противопоставлении средней части крайним. По комментарию самого Чайковского, лирическое содержание второй части обращено к прошлому, оно отражает воспоминания молодости в сочетании с грустно-меланхолическим раздумьем.

Третья часть. Scherzo: Pizzicato ostinato. Игра воображения. Третья часть развивает идеи второй, но уже не в лирических, а в скерцозных образах. Скерцо имеет лирическую трактовку. Главной особенностью части является включенный прием пиццикато струнных, напоминающий народные щипковые инструменты. Скерцо переводится, как игра. Часть является игрой воображения, когда герой полностью забывает обо всем и позволяет себе пофантазировать о прошлом и будущем. К этой части Чайковский написал тонкий и в чем-то забавный комментарий: "Это капризные арабески, неуловимые образы, которые проносятся в воображении, когда выпьешь немного вина и испытаешь первый фазис опьянения. На душе не весело, но и не грустно. Ни о чем не думаешь; даешь волю воображению, и оно почему-то пустилось рисовать странные рисунки. Среди них вдруг вспомнилась картина подкутивших мужичков и уличная песенка. Потом где-то вдали прошла военная процессия. Это те совершенно несвязанные образы, которые проносятся в голове, когда засыпаешь. Они не имеют ничего общего с действительностью; они странны, дики и не связаны". Что называется "игра воображения" отражена в крайних разделах трехчастной формы скерцо; в среднем (трио) появляются те самые жанровые образы, о которых говорит композитор: уличная песенка, военный марш.

Четвертая часть. Allegro con fuoco. Одиночество в толпе - злая шутка. Финал картина праздничного веселья, увлекательная, полная ярких красок. Финал продолжение противостояния року. Форма произведения рондо (народное веселье) с чертами сонатной. Это рассредоточенный вариационный цикл на тему русской народной песни "Во поле береза стояла". Характерна двуплановость действия: массовое шествие (объективное в мире) и лирический герой (субъективное). Человек попадает на карнавал жизни, он хочет заглушить собственную боль, смотря на веселье других. Но судьба вновь настигает его, но ему никто не может помочь. Тема, которая и является рефреном — это активный образ, полный силы и мощи, ассоциируется с народом. Вторая тема — народная плясовая "Во поле береза стояла". Она имеет не меньшее значение, чем первая, претерпевает значительные изменения. Эта песня была знакома и, по-видимому, мила сердцу Чайковского с раннего детства. Она была записана и напечатана в знаменитом сборнике русских песен еще в XVIII веке (сборник Львова-Прача). Чайковский из нескольких ее известных вариантов взял более простой, несколько отличающийся от того, который был помещен в этом сборнике, и кстати, от другой ее публикации в сборнике "100 русских народных песен" Н. А. РимскогоКорсакова, составлявшемуся почти в то же самое время, когда ЧаЙковскиЙ писал свою симфонию. (Сборник был издан в 1877 году.) На протяжении симфонии тема эта изменяется, становится грустной, даже мрачной. Тревогой, предчувствием катастрофы наполняется музыка. И катастрофа наступает. Неумолимо грозно звучит тема рока. Все застывает. Но кода симфонии все же снимает это драматическое противоречие. После скорбного инструментального речитатива и долгой паузы как бы издалека звучит веселый плясовой мотив из темы-рефрена, он ширится и растет, могучая волна народной жизни сметает впечатление грозной непобедимости "Дамоклова меча" и утверждает победу светлого начала. Возвращается праздник. Народное ликование заполняет звучащее пространство.

Если не можешь изменить ситуацию необходимо изменить отношение к ней, что и произошло с героем. Он осознал, что жить все-таки можно, даже тогда, когда до тебя никому нет дела. Только сам человек может помочь себе, и спасти себя.

Если не можешь изменить ситуацию необходимо изменить отношение к ней, что и произошло с героем. Он осознал, что жить все-таки можно, даже тогда, когда до тебя никому нет дела. Только сам человек может помочь себе, и спасти себя. 

Интересные факты
В русской музыке 4-я симфония считается первым симфоническим произведением драматического характера.
Программу своей Четвёртой симфонии Чайковский со всем откровением обсуждал в письмах к Надежде Филаретовне фон Мекк, которой затем и посвятил это сочинение.
С Надеждой Филаретовной фон Мекк переписывался в течение тринадцати лет, при этом лично они никогда не встречались.
Чайковский признавался, что сочиняя Четвёртую симфонию он подражал идее, которую Бетховен выразил в своей Пятой симфонии.
В четвертой части произведения звучат вариации, сочинённые композитором на тему русской народной песни "Во поле береза стояла".
Симфония № 4 Петра Ильича Чайковского была оркестрована для русского народного оркестра рукой Александра Глазунова. В подобной оркестровке нуждался Василий Васильевич Андреев, который являлся основателем русского народного оркестра,    а также пропагандистом русской фольклорной музыки. Примечательно, что произведение в народной аранжировке прозвучало со сцены лишь единожды, после чего родственники Чайковского заявили о правах собственности на музыкальное творение.