Чайковский П.И. - Симфония №2 (краткий разбор)

1k

Музыка Чайковского исключительна по своему разнообразию. На протяжении почти тридцатилетнего творческого пути Чайковский написал десять опер,три балета, музыкальные номера к драматическим спектаклям, ряд кантат, шесть симфоний, девять программных симфонических произведений, пять оркестровых пьес сюитного постоения, шесть крупных виртуозных сочинений для солирующих инструментов с сопровождением симфонического оркестра,три квартета,трио,секстет,большую сонату для фортепиано,более ста романсов и дуэтов, и множество других сочинений.

Вторую симфонию Чайковский написал в 1872 году. Посвящена Московскому отделению РМО. Тональность произведения до минор соч. 17. Вторая симфония имеет четыре контрастирующие друг с другом части.

Первое исполнение состоялось 26 января 1873 года в Москве под управлением Н. Рубинштейна.Особенно горячее одобрение вызвала она у композиторов Балакиревского кружка, которые в последствии считали ее одним из лучших достижений Чайковского. Композитор говорил,что Вторая симфония - его ”лучшее произведение в отношении законченности формы“. Эта симфония представляла один из органических этапов становления симфонического стиля композитора, и занимает особое место в его симфоническом наследии. Ни в одной из своих симфоний (за исключением Первого фортепианного концерта) Чайковский так широко, естественно и органично не использует подлинные народные темы. При создании этой симфонии композитор воспользовался тремя подлинными народными напевами - двумя украинскими и одним русским.

60-е 70-е года,являются временами,когда Чайковский разнообразно и высокохудожественно использует подлинные народные напевы. К этому же времени относится и непосредственная работа Чайковского над аранжировкой и гармонизацией русских народных песен. Особо обострившийся в это время у Чайковского интерес к народному быту и тяга к народно - жанровой конкретности музыки- с одной стороны, постоянное стремление композитора к яркости музыкального языка и неизменное его поклонение перед Глинкой и Даргомыжским- с другой, - все эти обстоятельства в своей совокупности неизбежно привели к явному сближению к эстетическими и творческими позициями петербургских композиторов - членов ”Могучей кучки“ .

Вторая симфония содержит немало свидетельств этого соприкосновения с балакиревцами. Так же можно отметить,что в симфонии заметно особое стремление Чайковского к вариационно - колористическому методу развития музыкального материала. Вторая главная особенность- своеобразное сочетание сонатно-симфонических и сюитных черт. Цикл этой симфонии основан не столько на сквозном драматургическом развитии ведущих образов, на внутренней связи частей, сколько на контрастно-красочном их сопоставлении.

Первая часть - Andante sostenuto, Allegro vivo. Эта часть написана в сонатной форме со вступлением (”интродукцией” по словам Чайковского). Вступление это сильный удар оркестра, затем рождение протяжного отзвука валторны, который захватывает внимание. Поки нутая другими инструментами, валторна интонирует печальную народную мелодию- украинский вариант русской песни ”Вниз по матушке, по Волге“. Мелодия эта заинтересовала Чайковского своей большой выразительностью и своеобразным сплетением в ней эпических и лирических черт. Очень лирично по звучанию самое начало напева, а также четвертый и пятый его такты ( содержащие интонации, близкие мелодическим оборотам известной русской городской песни   "Ах  ты, зимушка зима"). Тему вступления, звучащую как своего рода песенный ”зачин”, или ”запев”, можно назвать эпиграфом всей  симфонии. Вполне соотвественно внутренней природе данной темы, Чайковский поручает ее ”открытие” солирующей валторне и далее широко ”развертывает” ее напев, сочетая разработочный и вариационный принципы развития. Далее идет та же самая тема, но ее развитие получает флейта. Перед главной партией снова наступает затишье и возвращается тема вступления солир ующей валторны.

Главная партия контрастирует вступлению своим быстрым движением и новым характером музыки. Она строится в основном на одной разнообразно развиваемой попевке, имеющей чисто русское ритмическое строение из пяти долей с ударением на третьей (средней) доле. Тематика главной партии отличается удивительной простотой, обобщенностью, ритмической концентрированностью; ей свойственна почти бетховенская лапидарность. Вместе с тем интанационно-жанровая природа темы главной партии далеко не проста. Как и в напеве вступления, в ней сочитаются элементы сурово остинатной псалмодической речитации и свободной лирической песенности, причем элементы эти тесно переплетены и как бы постоянно ”перетекают” один в другой. По своим жанровым истокам начало зимы связано, опять-таки, со старинными медленными распевами ( в частности, первый мотив буквально воспроизводит интонации обиходного песнопения воскреснет бог“, которым воспользовался Римский-Корсаков в своей увертюре Светлый праздник“). Чайковский проводит мотив в быстром темпе, что придает звучанию особый характер- характер как бы взволнованного, но полного внутренней силы причитания. Очень причитательно, с точки зрения темброво-инструментальной драматургии Чайковского, изложение начала главной партии: как бы находясь еще под впечатлением темы вступления (звучащей преимущественно у духовых), оно проходит у деревянных инструментов, с тем чтобы спустя мгновение эффектно и окончательно переключиться в сферу смычковых.

Активное развитие главной партии непосредственно подводит к началу контрастно звучащей побочной партии. Здесь выделяются два мотива. Основной из них- несколько медлительный и вкрадчивый Контрапунктически сочетаемый с ним другой - открытый, прямодушный и порывистый. Его выразительность подчеркнута певучим тембром скрипок. Тема скрипок очень лирична, которая переходит в перекличку с деревянно-духовыми инструментами.

Заключительная партия вновь является с еще большей силой (проводимая в  мажоре), энергетическая музыка, развивающая образы главной партии.Повторное проведении этого заключите льного построения тоном ниже служит переходом к разработке.

Небольшая разработка отличается высокой динамичностью тематического развертывания. Ее первый раздел основан на развитии трех контрапунктически совмещенных элементов: темы вступления и друх основных мотивов побочной партии. Второй раздел разработки целиком пос мщен напряженному проведению начального элемента главной партли, которое местами напоминает изложение темы фатума к первой части Четверой симфонии.

Кульминация этого раздела разработки является ярко динамическим началом репризы. Здесь Чайковский в первый и последний раз дает тему главной партии в сильно замедленном темпе. Этим композитор как бы на один момент возвращает данной теме исконно присущий ей характер сурового-властного распева, звучащего здесь почти угрожающе, как воплощение чего-то неизбежно фатального,рокового.

В коде музыка драматизируется. Звучность спадает. Движение переходит в минорные тональности. Появляются темы вступления, вносят черты неудовлетворенности и волнения. И когда проходит вспышка возбуждения, снова, как в начале симфонии, появляется тема вступления в печальном облике, в том же тоскливом звучании валторны. Недоговоренная она обрывается на доминантовом звуке и (перенятая фаготом) замиарает на этом звуке как безответное обращение, как горькая жалоба, не получившая облегчения. Музыка первой части в целом, рисует с одной стороны, волнующие и увлекательные картины творческого подъема народного духа, его могучей созидательной силы, его высокого предназначенияя.С другой стороны печальная песня, обрамляющая всю часть и проходящая в начале и конце ее, говорит о тех, кто разлучен с народной массой, кто лишен воз можности слить с ней свою судьбу и почерпнуть от нее силы.

Вторая часть симфонии написана в ритме марша, одн ако необычного характера. Музыка ее взаимствована Чайковским из унию оженной оперы ”Ундина”, где она предназначалась для сопровождения свадебного шествия. Проходящая на фоне ритмически четкого маршеобразного движения басов основная мелодия звучит сначала у кларнета, затем у скрипок, а так же флейт, медные почти не принимают участия.В результате музыка преоб ретает черты не по-настоящему воинственного, а показного, театрального шест вия или даже детской игры. Тем более что разделы, основанные на новом игривом грациозном мотиве, в свою очередь вносят черты почти балетной танцевальности( немного напоминающей марш из балета ”Щелкунчик”)

Средний раздел части построен на слегка измененной гениальной мелодии русской народной песни "Пряди моя пряха“. Возникает образ беспредельно трогательной наивности и нравственной чистоты, образ невинной детской души.

Затем маршеобразный мотив возвращается с небольшими изменениям и. Чайковский находит свое родство с это мелодией, родство своей творческой натуры.В коде музыка марша постепенно затихает и распыляется, создавая картину удаляющегося и пропадающего из вида шествия.

З часть симфонии (скерцо) рисует картину разгульного народного веселья, богатырских игрищ, полных удали, вольного проявления неуемной силы.
Эта тема народного веселья будет сопровождать нас всю часть.

Уже первый мотив виолончелей и контрабасов "показывает пример“ дает толчок стремительному четкому движению, основанному на могучей трехдольной пульсации. Пульсация эта сохраняется почти непрерывно на всем протяжении основного раздела, лишь временами уступая место решительным толчкам начального мотива. Сохраняя ритм движения, Чайковский то и дело меняет мелодические обороты. Создается ощущение единной слитной массы, сочетающей в своем движении многие индивид уальные элементы. Надо всем господствует сила и энергия.

Средний раздел - слегка замедленное,по сравнению с предыдущим, ровное движение его основной мелодии производит впечатление чего-то неповоротливого, но очень старательного. Шеститактное строение кажется растянутым четырехтактом. Такты 5 и 6 кажды раз ”потверждают” первые 4 такта, ”поддакивают” им с комической важностью и усердием и в то же время немного запаздывают,отстают от них. Забавный характер этой мелодии сочетается в ее первом проведении с гнусавым гембром гобоев и фаготов,который выделяется из общей звучнос зи аккорда. И вся мелодия ”раскоряка” производит впечатления важного, но неуклюжего шествия.

Разработка темы несколько видоизменяет ее, ж сохраняет все время ощущение ”представления” . Веселое оживление звучат в легком движении скрипок, сопровождающем варианты основной мелодии Временами в мелодии на мгновение промелькает то жалоба,то обида,а тс и угроза, на мгновении заставляющая ощутить холодок страха... Перел лвами громкого смеха отвечает на это ” явление“ возвращающаяся с незначител оными изменениями музыка основного раздела. Она проводится теперь с сокращением, что еще больше усиливает, подчеркивает ее буйный, неудержимо стремительный характер шумного веселья, атмосферы молодецких состя заний. Кода тоже дышит этим торжеством.Опять с участием гобоев и фаготов дважды проходит веселый эпизод.

4 часть. Тема этого финала есть малороссийская песня
”Журавель".Действительно, в построенном в сонатной форме финале мелодия ”Журавель” господствует, так как служит основанием почти всех разделов (кроме побочной партии). Во вступлении (Moderato assai) появляется ее первая половина и то не сразу. В торжественных аккордах полного оркестра звучат сначала первые три звука, затем первые пять звуков и ,наконец, первые семь звуков. Они опираются на одну из разновидностей русского ритма крестьянской поэзии и музыки, в которой две двухдольные стопы завершаются трехдольной стопой, распевающей, растягивающей произношение, интонацию. Получается семидольное трехстопное построение.Завершающиеие вступления на доминанте выполняет роль сигнала, призывающего, мобилизующего внимание. После значительной паузы в основном темпе части (А legro vivo) появляется  и грациозная мелодия ”Журавля”. Излагаемая первоначальная тема первыми скрипками становится основанием многочисленных вариаций. Почти без перерыва первая и вторая фразы песни повторяются различными инструментами, всякий раз сопровождаемая новыми голосами, подголосками, аккордами, придающими ей различные облики. Как будто десятки людей поодиночке и группами, сменяя друг друга, соревнуются и проносятся в одной и той же пляске. При этом каждый раз участники вносят чтото свое, неповторимое: силу,нежность,ловкость,грацию,грубость,стыдливость но все они объединяются в общем потоке праздничного веселья и создают единый образ народа как сплоченной массы различных людей. Кульминационное проведение темы под грохот литавр и звон тарелок служит завершением главной партии.

Протяжный звук валторны вызывает появление побочной партии. Это лирическое отступление. Мелодия обворожитељной красоты и неотразимого обаяния отвлекает от музыки открытого, уличного характера в сторону интимных чувств, объяснений, признаний. Она возбуждает радость и восхищение и несет с собой восторженное волнение. Ее такое грациозная пластичность и непрерывная текучесть определяются также пятидольным русским ритмом. Игра колебания акцентов достигают здесь исключительной тонкости. Сюжетное значение этой темы огромное. Никогда до сих пор Чайковский не показывал такого стройного и счастливого соответствия между внутренним миров его героя и жизнью народа.

В разработке с великой силой воображения, в яркой изобразительной манере композитор по-новому развивает мотив "Журавля“. Подъемное настроение усиливается. Если главная партия экспозиции рисовала картину общего веселья толпы, ее праздничного сборища, то в разработке одна за другой следуют отдельные разрозненные сценки, рисуется новый образ гулянья. Такое впечатление рождается от того, что простая, казалось бы незамысловатая, мелодия ”Журавля” меняет свой облик на десятки ладов. В ней теперь звучит то заносчивость, то скромнось, то блаженное довольство. Это все богатство зарисовок народной жизни. Здесь наиболее плодотворно преломляет и развивает Чайковский творческие принципы Глинки, осу ществляемые им в ”Камаринскои” .

Несмотря на большое количество разнообразных эпизодов, разработка отличается органической цельностью и стройностью. Динамика ее изложения непрерывно нарастает, и в конце разработки музыка приобретает совершенно свирепый характер. Кульминация является репр иза главной партии, которая сливается с ней благодаря тому, что проходит в сокращенном изложении и на неустойчивом доминантовом басе тремолирующих литавр.

От того в центре внимания оказывается побочная тема. Она звучит подчеркнуто устойчиво, полно, ярко. Ее светлый характер утверждается с еще большей силой.

Кода так же построена на теме ”Журавля” - череды безумного ликования. После эффективного удара там-тама и краткого перехода внутри коды симфония заканчивается последним расширенно-медленным изложением темы ”Журавля”. Сопровождаемая грохотом ударных, она звучит восторженным прославлением народа, словно величавый хор или гимн.

Так в финале симфонии Чайковский создал образ высшего счастья, воплощенного в полной гармонии между вольн весельем толпы и глубоким внутренним удовлетворением отдельной лично ли.