Формы и направления в пении

11k

Можно сказать, что в древности зародились пение  ,,профессионалов’’ – певцов, участвовавших в совершении священных ритуалов и различных церемониях культа. Однако согласно документам, которые поддаются достоверному филогическому изучению, об истории пения можно говорить, только начиная с первых примеров исполнения христианского литургического пения. Священное пение, развиваясь от древнеримского напева до амвросианского, от галликанского до испанского и до григорианского, дошли до Средневековья. Затем литургическое пение оказало влияние на средневековое светское монодическое пение, на пение трубадуров, труверов, миннезингеров. В общем литургическое пение было основным ядром всего музыкального искусства Средних веков.

Пение в церквях на Западе и Востоке

Cantus planus (ровный напев) – основной напев в органуме (один из ранних видов европейского многоголосья), который записывался звуками неопределенно большой длительности. В течение длительного времени это пение исполнялось без инструментального сопровождения (звучал только голос) и отличалось большой певучестью, причем пелись исключительно простые и высокие отрывки молитвы.

В западных церквях

Западное (латинское) литургическое пение называлось по-разному в зависимости от обрядов: григорианским, амвросианским, галликанским. Обряды заметно влияли друг на друга, поэтому иногда бывает трудно реконструировать оригинальные мотивы. Литургические мелодии содержатся в Градуале, Респонсории, Антифонарии и др. и поются священниками, совершающими богослужение, или хором в унисон. В помощь певчим когда-то был введен орган. Литургическое пение характеризуется двумя различными стилями: силлабическим, в котором на каждый слог приходиться один или очень малое число звуков, и вокализированным, когда на каждый слог приходиться группа звуков. Одна и та же мелодия служила для различных текстов, прозаических и стихотворных. Лишь позднее для различения большей или меньшей торжественности праздников были введены варианты: например, пять вариантов Kyrie или красивейший градуал lostus palma florebit, который пелся 22 раза в различных церемониях литургического года. Некоторые мелодии, в виде исключения, не обладали подобной независимостью от текста (например, известный интроит Exsurge Domine) и были с ним тесно связаны.


Ритм литургического пения не был строгим, и, вероятно, точной его меры не существовало; скорее он подчинялся индивидуальному чувству меры. Заслуживает внимания также то, что в псалмопении, основанном на акцентуации, акцент помещается только в конце фразы или периода.

Основной литургического пения являются лады: дорийский, гиподорийский, фригийский, гипофригийский, лидийский, гиполидийский, миксолидийский, гипомиксолидийский, (8 ладов). Их классификация далека от современной и служит лишь для распределения ладов таким образом, чтобы их можно было соединить  с соответствующими антифонами. В нотации пользовались буквами и знаками (ноты и невмы)

Варианты литургии на Западе и Востоке: региональные литургические различия

Греко-византийское песнопение в церкви на Востоке вначале представляло собой чтение нараспев литургических текстов, извлеченных из Библии и писаний Отцов Церкви. Оно оказало сильное влияние на другие варианты пения, появлявшиеся в восточных регионах, возникнув в Константинополе (центре Римской империи на Востоке), оно переплелось с многочисленными и разнообразными формами Запада. Западное амвросианское пение характеризуется сухими и очень отрывистыми мелодиями, что создает ощущение архаичности и торжественности. Они дополнены множеством гимнов, авторство которых приписывают св. Амвросию и которые исполнялись на основе существовавших раньше народных напевов.

Григорианское пение явилось частью широкой литургической реформы, осуществленной папой Григорием I  Великим в период между VI и VII вв. Оно включает большое число амвросианских песен, но все же нельзя утверждать, что григорианское пение происходит от амвросианского. Возможно, оба они имеют и тот же источник.

Мозарабское пение было распространено в Испании в вестготскую эпоху (и поэтому называется еще, хотя и неправильно, вестготским). Утвержденное Толедским собором (633), оно было распространено по всему полуострову. Но позднее было заменено григорианским и в настоящие время исполняется только в капелле Толедского  собора .

Вероятно, галликанское пение подверглось восточному влиянию через св. Иринея (лионский епископ, II в.). Без сомнения, оно связано с амвросианским пением. Через Пипина Короткого и Карла Великого добавилось еще влияние григорианской традиции.

Греко-византийское пение

Античное византийское пение тесно связано с еврейской традицией и с традицией более древних восточных христианских церквей, особенно антиохийской. В отличие от западной системы, основанной на пении псалмов, в Византии предпочитали гимны, которые составили особый вклад восточного христианства в музыку и поэзию. Самым известным является гимн ,,Акафист’’ (поющийся не сидя, а стоя), появившийся, видимо, благодаря патриарху Сергию, жившему в период царствования Ираклия (610-641). В гимне выражается благодарность Деве Марии, защитившей Константинополь от нападения персов Хосрова II.

Как и римское, греко-византийское пение было одноголосным; в его основе лежали 8 ладов (называемых echoi)  сирийского происхождения.

Рукописи Восходят к Х в. И содержат сведения о приблизительной нотации (протовизантийской), которая позднее (около 1100-1450) определялась как графическая (средневизантийская) система, которая уже поддавалась интерпретации. Одновременно византийское пение обогащалось мелизмами и орнаментикой во все более усложнявшейся мелодической линии (в XIVв. выделяется фигура Иоанна Кукузеля); тем не менее связь с предшествующей традицией не прерывается, все шире и свободнее становиться переработка.

Амвросианское пение (или миланское)

Введенное св. Амвросием (330/340, Тревири – 397, Милан), пение начало утверждаться с начала VI в.; несмотря на ограниченное распространение, это – единственный вид вокала, отличающийся от григорианского, полностью сохранившийся в католической церкви и использующийся до настоящего времени.

Для создания этой литургии св. Амвросий использовал ряд гимнов и антифон (в последующие века репертуар расширился до 30 000 гимнов и средневековых секвенций). Гимны, стихи из 8 строф по 4 четырехстопных ямба каждая, соответствуют количественной метрической структуре классического стиха. Таким образом, Амвросий ввел классическую метрику в литургические композиции, отличавшиеся до этого свободным ритмом. Этот тип гимнов получил широкое распространение: из многочисленных текстов, относимых к авторству св. Амвросия, по крайней мере 4, согласно надежным источникам, принадлежат ему: Aeterne rerum conditor, Deus creator omnium, Iam surgithora tertia, Veni redemptoz gentium. Главным нововведением Медиоланского епископа в музыкальную область явился антифон, который он заменил впоследствии респонсорным пением, т.е. поочередным пением солиста и хора. Еще в I в. до н.э. словно ,,антифон’’ использовалось на Востоке для обозначения поочередного пения двух хоров – мужского и женского. В VI в. термин ,,антифон’’ вошел в употребление на Западе и стал обозначать мелодию, сопровождающую пение псалмов.

Григорианское пение

Если иметь  в виду сборник песен для христианской литургии, то можно сказать, что григорианский хорал уже существовал к моменту появления этого сборника. Документировано, что с течением времени латинское пение впитало элементы многих других культурных традиций, существовавших в христианском сообществе европейского Запада.

Автором первого трактата о григорианском пении ,, Musica disciplina’’ является Аврелиан Реоме (IX в.) Выделяется также Укбальдо св. Аманд (умер в 980 г.) – церковный композитор и теоретик литургической традиции.

Исторические предпосылки

 Начиная с IX в. и вплоть до XIX в. григорианское пение описывается во множестве музыкально-литургических кодексов. Тем не менее о происхождении одноголосного литургического пения римской церкви на Западе, практикуемого примерно с VI в., известно очень мало.

Архаичные музыкальные культуры Средиземноморского бассейна, так же как еврейские и греческие источники, генетически скрещивались. Длительный процесс взаимодействия носил не только редакционный, но и творческий характер. Действительные место и время возникновения григорианского пения точно не известны. Почти ничего не известно также о ритме и о способах выделения выразительности музыки, о длительности нот, о связном или отрывистом исполнении звуков. Зато мы знаем, что после периода сосуществования с другими ритуалами (мозарабским, галликанским, амвросианским) римское пение получило превосходство над ними, что привело к исчезновению последних (за исключением амвросианского). Римское пение стало называться григорианским на основании традиции, относившей к папе Григорию Великому систематизацию и упорядочение репертуара мелодий, т.е. составление Антифонария, и основание в Риме школы пения Schola Cantorum. Однако в письменных и других источниках эпохи Григория I не содержится какого-либо намека на то, что он проявлял интерес к музыке; приписывание Григорию труда по систематизации отражает тот огромный авторитет, которым он пользовался в Средние века.

Составление репертуара: запись

Между  V и VI вв. появлялись школы композиции и исполнительской практики. Отдельные песни становились достоянием специализированных групп; некоторые песни, например стихи оффертория, сохранились за солистом. Можно вполне предположить, что в этот период певец располагал репертуаром с указанием отрывкам проприя в каждом литургическом богослужении. Из сравнительного анализа репертуаров (римского, франко-римского и амвросианского), содержащих одни и те же мелодии, вытекает, что певцы, возможно, пользовались удобными пособиями с обозначениями других основных элементов при пении:  модальности, начальной ноты, интонационной формулы, орнаментики, заключительной части и др.

Согласно последним исследованиям, окончательная кодификация репертуара совпадает с ее распространением в Каролингской Франции (со второй половины VIII в.) и включает традицию предшествующих веков и галликанского пения. Для фиксации музыки пользовались знаками грамматики. Новые знаки называли невмами. К концу IX и началу X в. развивается графическая система, призванная служить подспорьем для певца, который, выучив мелодию, мог уже петь с полной уверенностью.

Отмечается также, что возникшая система записи музыки способствовала развитию различных графических школ. На практике в каждом значительном церковном центре имелась своя школа не вменной нотации. До XI в. не вменная запись музыки носила гибкий характер. При необходимости, когда не вменных знаков не хватало, использовались дополнительные знаки, обычно буквы алфавита.

Крупные центры нотации григорианского пения находились на территории, включающей Северную Францию, Швейцарию и Германию (Рейхенау, Магонца, Фульда, Айезидельн, Тревир, Мец, Шартур, Тур, Сан-Галло, Люксейль), и в Италии – в монастырских центрах Нонантола, Монтекассино и Боббио. Двойная не вменная система с множеством морфологических модификаций получила развитие прежде всего в трансальпийских центрах, например при швейцарском аббатстве Сан-Галло.

Новые формы литургического песнопения

В IX в. растет начавшаяся в предыдущем веке тенденция к объединению традиционных текстов внутри общин, обогативших их специфической духовной культурой. Так появились тропы, расширяющие данный фрагмент литургии и делящиеся на три типа:  1) чисто музыкальные тропы, иначе вокализы, включаемые в отдельные фрагменты обычных мелодий; 2) тропы, представляющие собой новые тексты, вставляемые во фрагмент с использованием мелодического рисунка этого фрагмента; 3) тропы, представляющие собой новый текст на новую музыку и вставляемые в оригинальный фрагмент. В зависимости от места включения различаются: тропы, служащие вступлением к литургическим фрагментам; тропы-вставки, или сегменты между строфами традиционного литургического пения; тропы заключительные, представляющие собой новый финал.

Еще одной новой формой явилась секвенция, расцвет которой приходиться на начало каролинского периода. В отличие от тропов секвенция служит продолжением юбиляции – длинного вокализа, которым заканчивается слово ,,аллилуйя’’ и которое всегда повторяется в конце славословия. В это же время распространяется еще одна литургическая форма, ,,история’’ – однородных сборник относительно коротких текстов, воспроизводящих в краткой форме ,,историю’’ спасения библейских патриархов и христианских святых, в честь которых совершаются торжественные богослужения.

Характеристики репертуара

Репертуар григорианского хорала представляет собой в настоящее время сборник одноголосных песнопений на латинском языке, тексты которых взяты из Священного Писания, оффиция (служба суточного цикла) и мессы. В музыкальном отношении это свидетельствует о первоначальном влиянии прежде всего европейских и восточных компонентов, однако углублялись  также родственные связи и с другими сходными ритуалами (галликанским, амвросианским, мозарабским) и с Византийской церковью.

Мелодии могут быть подразделены на три группы: мелодии, сочиненные первоначально для определенного текста, типовые мелодии (применимые к различным текстам) и мелодии, являющиеся сближения уже существующих формул). Последние имеют силлабический (одна нота – на каждый слог текста), не вменный (группы нот на каждый слог) и мелизматический (со многими и длинными вокализами) характер.

В VII-IX вв. была введена теоретическая классификация мелодий по 8 ладам, смоделированная по византийскому октоиху (осмогласнику). Интерпретация григорианских песнопений в соответствии с этой теорией, практиковавшейся до конца XVI в. и до появления тональной системы, вызывает много проблем, поскольку она привязана к ранее существовавшему репертуару, который часто оказывается вне пределов такой дидактической классификации. В ней различаются 4 аутентичных и 4 плагальных (косвенных) лада (квартой ниже соответствующего аутентичного лада). Сложные проблемы связаны также с ритмом григорианских песнопений. В настоящее время спорной является и интерпретация ритмических знаков в не вменной системе, исчезнувших с появлением линейной нотации. Потеря устных традиций привела к искажениям и равномерному замедлению исполнения.

Григорианское пение имело большое значение для европейской музыкальной традиции, повлияв на одноголосное пение Средневековья и составив основу для возникновения полифонии и ровного ритма (cantus planus).

Педагогика и музыкальные реформы: Гвидо д’Ареццо

Выдающийся музыкант и теоретик Гвидо Из Ареццо (около 992 – 1050), будучи монахом в монастыре в Помпозе и получив там музыкальное образование, около 1023 г. Переехал а Ареццо для обучения певчих кафедрального собора. В свое время он пользовался широкой славой и был уважаем папой Иоанном XIX. Из многочисленных приписываемых ему трактатов подлинными считаются только Regulae rhytmicae и Micrologus disciplinae artis musicae; последний широко использовался до XV в. Гвидо изобрел мнемоническую систему Mano Guidonuana (Гвидонова рука) для правильной фиксации тона звукоряда, основанную на первых слогах строк гимна, посвященного св. Иоанну Крестителю. Эта система, описанная в Epistola ad Michaelem de ignoto cantu и в  Prologus in Antiphonarium, легла в основу сольмизации – практики идентификации ступеней звукоряда с помощью букв (название происходит от нот соль и ми).

Гвидо прибег к сольмизации, после того как он описал гексахорд, т.е. последовательность  шести звуков диатонического звукоряда (Ut, re, mi, fa, sol, la). Названиями нот гескахорда послужили слоги первых 6 полустиший гимна св. Иоанну (Ut gueant laxis / Resonare fibris / Mira gestorum / Famuli tuorum / Solve pollute / Labii reatum), интонация которых соответствовала последовательности тон-тон-полутон-тон-тон; эти  лады указывали не на абсолютную высоту звука, а только на относительное положение внутри гексахорда. Совокупность двух с половиной октав, рассмотренная Оддоно Клуни, называлась твердым гексахордом, поскольку его основу составляла соль и поскольку полутон  мифа в действительности соответствовал нашему полутону сидо; второй разновидностью был гексахорд, первой нотой которого на самом деле было до и который назывался натуральным, и, наконец, третий мягкий гексахорд начинался с фа; его полутон мифа совпадал с теперешним полутоном ля – си – бемоль. Эта система оказалась хорошим дидактическим подспорьем и ориентиром для певчих; особенно важно было то, что она позволяла точно воспроизводить полутон.