Академический Хор (Краткий обзор)

11k

Истоки этих певческих коллективов лежат в Древней Греции, где их использовали в театрах. Музыкальные формы в то время были примитивны, все участники коллектива пели в унисон, иногда сопровождаемые музыкальными инструментами.
Так продолжалось вплоть до X века, после чего началось разделение голосов и появление самостоятельных партий в хоре, однако до XV века в хоре могли петь только мужчины. Исключение составляли лишь хоры монашек. Возникло четкое отличие от вокального ансамбля - в хоре каждую партию исполняет как минимум три человека.
Количество партий ограничено лишь количеством людей в хоре и фантазией композитора или аранжировщика, но следует помнить, что слишком большое количество самостоятельных голосов будет создавать «грязное» и непонятное звучание. Про это явление даже появилось устойчивое выражение: «хор, который состоит из одних солистов, не может быть хором». Поэтому в основе находятся четыре (по некоторым версиям - пять) партий, которые называются по типам голосов, стоящих в ней - сопрано, альт, тенор и бас. Часто в отдельную партию выделяется баритон, который является высоким басом. Ну а сами хоры в целом тоже делятся на несколько разновидностей. Самым распространенным является смешанный, включающий в себя все типы голосов. Встречаются так же детские, женские и мужские (часто это военные хоры). Теперь подробно рассмотрим, что же представляют собой голоса.

Сопрано – это «лицо хора». Высокие женские или детские голоса. В церковном песнопении они олицетворяют явление божественного, неземного. В эстрадных произведениях в их звучании можно уловить все те переживания и эмоции, которые может испытывать юная девушка.

Альт – это низкие женские или детские голоса. Звучание их более приземленное и глубокое. В их пении заключена страсть и переживания, которые вызывают у людей мурашки по коже

Тенор уже не встречается в детских хорах и является составной частью лишь в мужских и смешанных. Это взрослый мужской высокий голос, который чаще всего не обладает выразительной мелодией и исполняет роль «золотой середины» между высоким женским пением и низким басовым.

Бас – опора хора. Своей звуковой «массой» они будто держат на себе, как на фундаменте, весь остальной состав. Часто на них лежит ответственность еще и за четкость ритма. Наиболее уместно будет сравнить эту партию с контрабасами в оркестре или ансамбле.

Поскольку состав хора широк (от 12 до 250 человек!), применяется он практически во всех жанрах музыки. Помимо богослужений, его можно услышать в роке, популярной музыке, джазе и даже в электронной музыке совершенно разных направлений. Это и не удивительно, ведь такой формат коллектива может передавать любые настроения и краски, которых требует музыка.
Разумеется, чтобы достичь таких возможностей, требуется колоссальный объем работы. Причем, состоит она не только в разучивании нот и текстов – совместное пение невозможно без глубокого понимания друг друга. В некотором роде, хор – это не просто рабочий коллектив. Это одна семья.