Немного о вокальной импровизации

10k

Отношение к импровизации можно отнести к категории «нравится – не нравится». В самом деле, не всем же обязательно любить вальсы и спагетти – кому-то больше по вкусу хип-хоп и картофель фри. Это же и касается импровизации. Даже отдавая дань уровню мастерства (без которого в импровизации - никак), человек услышит какофонию никак не соединенных между собой звуков, также как некоторые в картинах мастеров-импрессионистов видят размазню из пестрых бликов. Другое дело, что импровизацию можно научиться понимать и любить.

Кстати, еще в классической музыке импровизация имела место. Да, она тоже носила фрак и подчинялась определенным стандартам, но, тем не менее, существовала, только называлась она вариациями (как пример - работы Глинки). Это, конечно, не джазовый экспромт, а ее далекий предок, но нельзя сказать, что предмет нашей статьи – исключительно прихоть индустриальной эпохи от, так сказать, «нечего делать».

 

Вокальная импровизация – это мастерство. Это высший пилотаж! Исполнение полностью отрепетированной по четкому плану песни красиво: все гладко, без сучка, без задоринки. Спонтанный отход от намеченного курса говорит о высшей степени компетентности. Если смотреть на момент импровизации с точки зрения ансамбля - певец (или певцы) и музыканты, то музыкальная интуиция работает на пределе. Члены «сработанного» коллектива угадывают и подхватывают импровизационные идеи друг друга, а это даже больше, чем долгий кропотливый труд.

Вокальная импровизация – это коммуникативное выступление (в отличие от показательного), когда в ход идет не только действие не сцене, но и настроение, восприимчивость и реакция аудитории, которые чувствует и использует исполнитель. Почему так популярны (и недешевы) концерты? Казалось бы, заходи в Интернет и слушай все в самом лучшем качестве, не выходя из дома. Нет, нам представителям рода человеческого, нужно живое общение. Импровизируя на сцене, исполнитель выдает всего себя здесь и сейчас, и аудитория получает не готовый, отутюженный и запакованный продукт, а живое трепещущее исполнение. И огрехи и попадания мимо цели добавляют больше жизни: исполнитель доверяет своим слушателям, он больше не оценивает себя, не смотрит со стороны, и граница между сценой и залом на какое-то время стирается. Как только вы услышите в песне ноты, которых не было в изначальной версии, вы почувствуете, что в сию секунду солист поет – творит! – именно для вас.