Молодежные субкультуры

1k

Каждый человек обладает верой. Кто-то верит в Бога, кто-то – в мораль, кто-то – в деньги. Даже закоренелый атеист верит в определенную концепцию, что после смерти ничего нет. Шестидесятые годы XX-го века пополнились ещё одним видом веры – веры в музыку, а именно – в рок-н-ролл. Эта вера была не просто симпатией к определенному музыкальному стилю, а практически религией некоторой части молодежи. Религией, которая определяла образ жизни и устремления, тем более, что тексты песен многих рок-музыкантов были полны мыслей о том, что материальные ценности – бренны, главное в жизни – свобода, а равнение нужно держать на вечность. Итак, рок или рок-н-ролл – музыка, которая породила множество молодежных субкультур, главными из которых, стали хиппи, панки и металлисты.

Хиппи

Одной из версий происхождения термина "хиппи" ("hippie") является слово "hip" – "знающий, понимающий". Хиппи – это наиболее миролюбивая и, пожалуй, наиболее романтичная "нация" рок-н-рольщиков. Появившись в Американских Штатах в середине шестидесятых прошлого века, хиппи проповедовали пацифизм, протестуя против различных форм насилия, включая вьетнамскую войну. Большая часть девушек и множество парней из среды хиппи носили длинные волосы, любили джинсы и т.н. "фенечки" – браслеты из разноцветного бисера на запястьях. Однако вовсе не внешний вид определял хиппи как таковых, а их убеждения. На основе философии ненасилия, распространенной среди хиппи, многие из них становились вегетарианцами. Что же касается духовного поиска, то хиппи увлекались медитацией и различными религиями, преимущественно восточными – буддизмом и индуизмом.
Земные ценности – деньги, карьера, престиж, – не значили ничего для убежденных хиппи, многие из которых, будучи детьми обеспеченных американцев, убегали из дома, чтобы жить в хиппейных коммунах, путешествовать автостопом, становиться едиными с природой.
Среди идей, популярных в культуре хиппи, была концепция расширения сознания с помощью наркотических средств из класса психоделиков: ЛСД, мескалина, псилоцибиновых грибов и марихуаны. Этот вопрос представляет собой скользкую тему, которую цензура старается обходить стороной. Можно лишь сказать, что часть хиппи действительно пыталась расширить сознание с помощью психоактивных средств, другая же часть – менее глубокомысленная, чем первая, – принимала наркотики просто ради удовольствия. Такая практика, к сожалению, не всегда заканчивалась благополучно…
Миролюбивые хиппи стали авторами таких лозунгов, как "Занимайтесь любовью, а не войной", "Дайте миру шанс", "Всё, что тебе нужно, – это любовь". Два последних лозунга принадлежат музыкантам из группы "Битлз".

Панки

Если первые хиппи появились в Америке в шестидесятых, то панк-культура стала распространяться по миру в середине-конце семидесятых. В отличие от хиппи, многие панки уже гораздо меньше верили в то, что этому миру можно дать шанс, в силу чего в них было гораздо больше безверия, равнодушия к самим себе и нигилизма. Возможно, поэтому одним из девизов панков стал лозунг: "No future" ("Нет будущего"). Панки были более дерзкими, чем хиппи, открыто презирали общественные нормы, однако это вовсе не означало, что они походили на обычную уличную шпану. Так же, как и хиппи, они просто желали освобождения своего сознания от стереотипов, навязанных нашим материалистичным обществом, сошедшим с ума в погоне за временными благами. Тем не менее, векторы безверия, равнодушия (и нередко – разрушения) ещё больше обесценивали в глазах панков собственную жизнь. В силу чего смерть в молодом возрасте была для панков не такой уж редкостью. Пример этому – бас-гитарист группы "Sex Pistols" Сид Вишес – наиболее видный "авторитет" среди панков: в 21 год он умер от передозировки героина. Справедливости ради стоит сказать, что ранняя смерть и среди хиппи также не была редким явлением. Например, все музыканты из "святой троицы шестидесятых" – Джимми Хендрикс, Джим Моррисон и Дженис Джоплин умерли в 27 лет.
По сравнению с психоделическим роком, который слушали хиппи, панк-рок – музыка панков, – прибавил в "тяжести". Тексты песен стали более вызывающими, в принципе, как и внешний вид панков, знаменитых своими прическами в стиле "Ирокез" или "Иголки".
На территории СССР наиболее популярной из групп, играющих панк-рок, была "Гражданская оборона", песни которой, к примеру, "Все идет по плану", часто исполняли во дворах под гитару в начале девяностых. Правда, советским хиппи и панкам зачастую приходилось тяжелее, чем их зарубежным "братьям по разуму". В Союзе неформалов всех мастей, включая панков, металлистов и хиппи, открыто не любила уличная шпана и милиция. В СССР получить по лицу за длинные волосы или "ирокез" было обычным явлением. Сотрудники госбезопасности также не сидели сложа руки – так, одного из музыкантов "Гражданской обороны", несмотря на сердечную недостаточность, отправили служить в армию на Байконур, а второго – "главного советского" панка Егора Летова, – принудительно направили на лечение в психиатрическую больницу, где усиленно кололи нейролептиками.

Металлисты

Время шло, и музыка рокеров становилась все тяжелее. На смену хард-року в стиле группы "Led Zeppelin" пришел хэви-металл в стиле "Iron Maiden". На смену "хэви" – "трэш-металл" в стиле "Metallica", на смену "трэшу" – откровенно экстремальный "дэз-метал" в стиле "Death". Поклонников данных стилей стали называть "металлистами". Многих из них (как девушек, так и парней) также отличали длинные волосы, а заодно – большая симпатия к одеждам черного цвета и символика смерти, к примеру, изображения черепов на футболках и нашивках. Вначале тематика смерти и Тьмы была просто сценическим действом и имиджем. Так, Элис Купер выходил на сцену в гриме, слегка напоминающим раскраску хэллоуиновского монстра. Однако со временем, чем "тяжелее" становилась музыка, тем "темнее" становилось мировоззрение многих ее слушателей. Все чаще стала использоваться антихристианская и сатанинская символика, к примеру, перевернутые кресты, число 666 и заключенная в круг перевернутая пятиконечная звезда – главный символ сатанистов. Тематика Тьмы переставала быть сценическим действом – она становилась идеологией. Тем не менее, все это ещё не набрало полных оборотов до тех пор, пока не появился особый стиль тяжелой музыки, который назвали "Black metal" ("Черный металл"), в котором Тьма разгулялась уже в полную силу. Антихристианство, сатанизм, демонизм, или как минимум – скандинавское язычество, стали главными темами песен блэк-металлических групп, мало того, все это зачастую было не просто песнями и не просто словами. Сатанизм и антихристианские представления стали философией и религией многих слушателей и исполнителей "блэка", наиболее радикальные из которых прославились даже такими деяниями, как например, многочисленные поджоги церквей. Так, с 1992 по 1996 годы в Норвегии было зафиксировано более 50 поджогов или попыток поджогов христианских церквей. Некоторые из них частично или полностью сгорели. Властями Норвегии был установлен ряд личностей, участвовавших в поджогах, и они были осуждены по законам этой страны…