Фонематический слух и Фонетико-фонематическое недоразвитие у детей младшего возраста.

1k

Фонетико-фонематическое недоразвитие у детей

Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. 

Это – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематический слух формируется у ребенка в процессе его обучения пониманию  устной речи как первичная форма речевой деятельности.       

Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы и потеря слуха ведет у детей к недоразвитию всей речевой системы. Речевой или систематизированный слух – сложное образование.

Существует два уровня восприятия звукового состава речи. Один из них характеризуется как уровень имитации звуков, не требующий их отнесения к определенным буквам. Когда же стоит задача не просто воспроизводить звуки, а относить их к определенным звукам речи, то в этом случае восприятие звуков осуществляется на фонематическом уровне.

Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия, которые управляются центральной нервной системой. 

Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала – звуки речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить.  При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным различительным признакам, по которым одна фонема  противопоставлена другой. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух, так как без него, по выражению Н.И. Жинкина, невозможна генерация речи. Фонематический слух осуществляет операцию различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется  у ребенка в процессе речевого развития в первую очередь. Развивается и фонематический слух, который осуществляет "слежение за непрерывным потоком слогов". Поскольку фонемы реализуются в произносительных вариантах – звуках, важно чтобы эти звуки произносились правильно, то есть в общепринятых, привычных реализациях, иначе их трудно опознавать слушающим. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонематическим слухом как неправильное. Фонематический и фонетический слух  осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования правильного произношения.
У детей формирование фонетического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта способность в общении со взрослыми на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно – в полуторагодовалом возрасте. Слух ребенка быстро приспосабливается к звукам родного языка. 
Стремительное развитие речевого слуха может тормозить все другие виды слуховой чувствительности. Известно, например, что звуковысотный, музыкальный слух развивается обычно значительно медленнее, чем фонематический. Это происходит потому, что взрослые гораздо чаще разговаривают с ребенком, чем слушают с ним музыку или поют.

Начиная говорить, он начинает видеть, слышать и действовать по-новому. Теперь он воспринимает мир не только глазами, ушами и руками, и своей речью, которая открывает поистине необозримые горизонты для развития ума и чувств.

Даже самые первые попытки ребенка заговорить показывают, что слово как бы отделяется от предмета и само становится неким предметом, которым ребенок пробует действовать. Можно назвать "овладение словом"  метафорой, если иметь в виду первые активные слова ребенка. На самом деле он, как правило, овладевает не словом, а сразу речью, поскольку она содержит все основные функции: и обозначение, и общение, и обобщение. Поэтому появление активной речи перестраивает всю психическую жизнь ребенка: и его общение со взрослым, и восприятие, и мышление, и деятельность.
Речь также перестраивает восприятие и мышление ребенка. Называя тот или иной предмет знакомым или новым словом, он всегда с чем-то соотносит его, обобщает предметы по какому-то признаку, для взрослых случайному и несущественному. Так, портфель, очки, шляпа, тапочки могут называться "папа" только потому, что они принадлежат ему. Признаки, по которым ребенок объединяет предметы в группу, отражают его взгляды на мир, показывают, что для него важно, а что не очень. Признаки эти, как правило, внешние, ощутимые, их можно увидеть, потрогать, связать с радостным или тревожным ощущением.

Общее недоразвитие речи – запутанный клубок причин и следствий, в центре которого – неразличение фонем при восприятии и продуцировании речи.
Когда дефекты произношения усилиями педагога устранены или сделались практически  незаметными, в определенном проценте случаев все еще сохраняется устойчивый след недостаточности фонематического анализа. Ребенок как будто все произносит правильно, о прежних речевых дефектах родители предпочитают не вспоминать, а правописание он осваивает с большим трудом, допуская громадное количество труднообъяснимых ошибок.
Влияние фонематических затруднений различным образом сказывается на усвоении начертания букв. В одних случаях наблюдается прямое влияние недостаточной дифференциации фонем на формирование графемы и на употребление соответствующих букв. В других случаях зависимость проявляется в более сложных формах. Затруднения в протекании фонематического анализа при письме ослабляет внимание к начертанию буквы, вследствие чего возникает так называемая графическая ошибка.

Частота графических ошибок зависит, в частности, от степени автоматизированности фонематического и морфологического анализа. У детей, страдающих ослабленной концентрацией внимания, ошибок графического начертания всегда больше, чем у детей, обладающих хорошим самоконтролем. Изучение устной речи детей, делающих графические ошибки, выявило значительное преобладание проявлений фонематического и общего недоразвития речи.

Когда лучше всего формировать у детей фонематический слух? В психологии есть понятие сензитивного возраста – это период оптимальных сроков развития определенных сторон психики, во время которого развивающийся организм особенно чувствителен копределенного рода влияниям. Именно поэтому в сензитивном периоде необходимо формировать у детей фонематический слух.
Более тщательное изучение звуковой стороны речи детей показывает несформированность у некоторых из них всей совокупности ее элементов – звукопроизношения, ритмико – слоговой структуры слова, восприятия фонем. Характер подобных отклонений является фактором риска по отношению к овладению навыками письма и чтения.

Фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Можно выделить основные проявления, характеризующее это состояние.
1. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков. Например, мягкий звук т’ произносится вместо звуков с’, ч’, ш’. ( "тюмка",  "тяска", "тяпка"  вместо сумка, чашка, шапка).
2. Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющими поэтому меньшую произносительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для произношения, заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук  л  употребляется вместо звука р, звук ф вместо звука ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть замена звуками т и д  ("табака" – вместо собака).
3. Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребёнок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других -  заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так. Ребёнок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях, например, "Сторялстлогаетдошку" вместо "Столяр строгает доску".
4. Недоразвитие фонетического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов.

 Дети затрудняются:
•    в выделении первого гласного, согласного звука или называют первый слог;
•    в подборе картинок, включающих заданный звук.
•    в предлагаемый ребёнку набор входят картинки, в названиях которых есть нужный звук, шапка, кошка, душ;
•    в самостоятельном придумывании и названии слов с заданным звуком.
5. Чаще источником фонематической дисфункции становится дефект артикуляционного аппарата (закрепившаяся ошибка артикуляции, что затрудняет, а то и вовсе блокирует слуховое различение.Иначе говоря, звуки речи не различаются из-за того лишь, что они не разведены в произношении).
6. Недоразвитием фонематического слуха является недостаточное раскрытие ротовой полости, в результате чего, заглушаются звуки.
7. На недоразвитие влияет замена и смешение звуков, пропуски и перестановки букв, разделение слова на части, не дописывание букв.
     Отмеченные особенности могут сочетаться и с другими недостатками произношения: звук р - горловой, звук  с – зубной, боковой. Подобный характер нарушений звуковой стороны речи должен насторожить педагога и родителей, так как он свидетельствует о недоразвитии фонематического  слуха (способности различения фонем).       
Существует система, помогающая в таких случаях определить степень его несформированности.  
Это задания типа:
1.    Определить разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи. Нередко дети не улавливают различия между неправильным произношением и произношением окружающих. Это происходит из-за ослабленного слухового контроля;
2.    Воспроизвести за взрослым 3-4 слоговых сочетания из лёгких для произнесения звуков типа па – по – пу; па – ба – па. Затруднения при воспроизведении вызывается неправильно восприятием слогов с оппозиционными звуками и слабым различением последовательности звуков;
3.    Выделить определённый звук из "цепочки" звуков (например, звук с среди звуков т, ц, ч, з, ш, с, р  и др.).
4.    Выделить слог с определённым звуком из ряда слогов (например, слог са из слогов за, ша, са, ча, ща).
5.    Определить наличие звука в слове  (например, с в словах санки, шуба, носки, зонт, нос, щука). В подобных заданиях от ребёнка не требуется произнесение звука, так как это может его затруднить. Важно выяснить состояние восприятия речевых звуков, поэтому ребёнок реагирует опредёлённым действием (поднимает руку,  картинку), если услышит заранее обусловленный звук.
Названные задания позволяют с большой определённостью выяснить возможности восприятия звуков, дефектных в произношении.

Важно обратить внимание и на состояние восприятия тех звуков, которые ребёнок произносит правильно. Нередки случаи, когда нарушается или не нарушается в должной степени восприятие так называемых "сохранных" звуков. 

У детей с фонетико – фонематическим недоразвитием наблюдается общая смазанная речь, "сжатая" артикуляция, недостаточная выразительность и чёткость речи. Это в основном дети с ринолалией, дизартрией, дислалией – акустико-фонематической и артикулярно - фонематической формы.
   

Для них характерно неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные активной речевой деятельностью. Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатков и предупреждения нарушения письма.
   

 У детей, входящих в эту группу, при внешне благополучном произношении наблюдаются  значительные затруднения в восприятии звуков, которые без внимательного изучения могут остаться не замеченными. Именно такие дети часто неожиданно для окружающих оказываются неуспевающими по письму и чтению.

Дети, у которых нарушения произношения (смешение и замены фонем) сочетаются с недостаточностью фонематического восприятия, составляют 20-25 % от общего числа детей.

Характер ошибок, связанных с неправильным произношением и нарушением фонематического восприятия, у учащихся разнообразен: замены, пропуски согласных и гласных, пропуски слогов и частей слова, перестановки, добавления, раздельное написание частей слова.

Согласно исследованиям Р.Е. Левиной, возможны два источника нарушения фонематического восприятия. Первый коренится в недоразвитии собственно перцептивных процессов. Результатом оказывается нарушение фонематического анализа и соответствующие дефекты произношения, заключающиеся в произносительномнеразличении звуков речи.
     Изучив особенности развития фонематического слуха младшего школьного возраста, мы обнаружили, что недоразвитие фонематического слуха имеет следующие симптомы:
-    замены букв;
-    вставка лишней буквы;
-    пропуски букв;
-    перестановка букв; 
-    разделение слова на части;
-    не дописывание букв.
     Таким образом,  у ребенка возникают проблемы не только в общении со сверстниками, учителем, но и появляются трудности как в устной, так и в письменной речи. 
     В литературе существуют различные толкования фонематического слуха. Мы будем руководствоваться понятием  А.Д. Гонеева. "Фонематический слух" - способность к слуховому восприятию звуков речи, имеющая большое значение для овладения звуковой стороны слова.
     На основании вышеизложенного следует, что причинами недоразвития фонематического слуха младших школьников являются следующие: замена и смешение звуков, недостаточное развитие артикуляционного аппарата, не готовность к звуковому анализу слов, недостаточное раскрытие ротовой полости.