Ваш первый поход на концерт классической музыки, что нужно знать?

2k

Впервые идете на концерт классической музыки? Тогда вам необхожимо знать несколько важных моментов.

Классическая музыка на удивление противоречива.

Для некоторых это вершина культурных достижений человечества. Для других это способ подчеркнуть исторически сложившиеся стереотипы классового неравенства между “разными слоями общества”.

Для того, чтобы разобраться в противоречиях классической музыки, требуется нечто большее, чем одна-две минуты прослушивания Моцарта. Исследования показывают, что мы лучше судим о музыке, когда слышим и видим ее, а классическая музыка как раз и была создана для того, чтобы ее можно было услышать вживую.

Итак, Вот несколько советов для тех, кто хочет впервые посетить классический концерт.

С чего следует начать?

Концерты варьируются от интимных выступлений сольных исполнителей до крупных произведений для хора и оркестра с участием сотен музыкантов.

Такие термины, как “камерный” (небольшие ансамбли, такие как струнные квартеты), “хоровой” (большие и малые хоры), “оркестровый” (варьирующийся от более крупных струнных ансамблей до гигантских групп струнных, духовых, медных и ударных инструментов) и “оперный” (коллективы музыкантов, включающие оркестрантов, сольных певцов и иногда артистов) указывают как раз на формат концерта, его вид, состав.

У каждого из таких ансамблей, хоров и оркестров имеется свой репертуар, и головокружительный набор терминов (таких как ария, концерт, симфония, оратория и кантата) которые помогают описать произведения, исполняемые этими музыкантами.

Чем больше вы будете знакомиться с классической музыкой, тем больше  будете понимать терминологию.

Один из наиболее распространенных видов классической музыки, с которым вы столкнетесь, - это симфония. Симфония - это содержательное оркестровое произведение с различными разделами или “частями”, каждая из которых имеет свой характер и темп. Хотя термин “симфония” стал популярным в 18 веке, композиторы пишут симфонии и по сей день. Симфонии различаются по назначению и продолжительности. Они могут длиться как десять минут, так и два часа.

Например, симфония Саммартини Фа мажор 1740 года состоит из трех частей и длится около десяти минут. Ее развитие имеет простую, незамысловатую структуру, которая не слишком далека от поп-песен с точки зрения сложности и размаха.

С другой стороны, третья симфония Малера 1896 года состоит из шести частей и длится 90 минут. Форма и сложность этой симфонии очень поражают воображение слушателя, а для не подготовленного слушателя, данная симфония, возможно будет сложна и не понятна.

Новичку можно посоветовать для начала, выбрать оркестровый концерт с несколькими произведениями в программе. Вы сможете насладиться выступлением множества музыкантов и множеством различных инструментов. Вы также, вероятно, познакомитесь с творчеством композиторов разных времен и мест.

Если говорить о стоимости билетов на концерты, то многие оркестры устраивают бесплатные концерты, которые отлично подойдут не только для знакомства с калассической музыкой, но так же и для более продвинутой аудитории. Такие концерты например, можно посетить в концертных залах Московской консерватории.

Что  следует надеть?

Носите то, что вам удобно. Обычная повседневная одежда вполне подойдет. Однако стоит учесть, что спортивный стиль в одежде, а так же его элементы такие как толстовки, майки, спортивные штаны и обувь не допустимы.

Когда я должен хлопать?

Современная публика обычно не хлопает всякий раз, когда в музыке возникает пауза, или например, между частями симфонии (Это отражает идею о том, что симфония – это “законченное” музыкальное произведение, включая паузы между разделами), так же не стоит хлопать и в кульминациооные моменты, даже если вас до глубины души поразил музыкальный шедевр.

Если вы не уверены, когда хлопать, подождите, пока это сделают другие.

Что еще я должен иметь в виду?

Ходить на классическую музыку - значит получать удовольствие от концерта! Вот несколько заключительных советов о том, как получать удовольствие.

Наслаждайтесь зрелищем. На концертах классической музыки есть на что посмотреть. Взаимодействие между дирижером и оркестром может быть особенно интересным. Наблюдайте, как дирижер взмахом дирижерской палочки высвобождает потрясающую звуковую мощь.
Оцените мастерство музыкантов. Классические исполнители - элита в своей области. Требуются десятилетия тренировок, чтобы делать то, что они делают на сцене.

Так же будет полезным узнайть что-нибудь о композиторе и его произведении, которое предстоит прослушать. Некоторые классические композиторы - святые (Хильдегарда Бингенская), а некоторые, возможно, были психопатами (Джезуальдо). Знание того, кто является композитором и чего они пытались достичь в своей музыке, повысит ваше эмоции от прослушивания произведения.

Имейте в виду, что ваш музыкальный вкус расширяется по мере того, как вы знакомитесь с новыми и незнакомыми звуками. Чем больше вы слушаете, тем больше вам, скорее всего, понравится.

Иногда, если аудитория проявляет достаточный энтузиазм, в конце будет короткая дополнительная пьеса. На бис!

Чего следует ожидать?

Классическая музыка довольно разнообразна. Так как то, что мы называем “классической музыкой”, охватывает многие культуры и многие столетия.

Такие термины, как “барокко” (сочинено между 1600 и 1750 годами), “Классицизм” ( сочинено между 1730 и 1820 годами), “Романтизм” (примерно с 1820 по 1900 год) и "Модерн" (с 1890 по 1950 год) помогают нам отследить, когда была написана музыка.
Эти эпохи также оперируют и региональными дескрипторами, такими как французский, немецкий, итальянский или русский.

Наложите на это тонкости стиля и ярко выраженные личности отдельных композиторов, и вы получите представление об огромном разнообразии классической музыки.

Но также важно знать, что классическая музыка - это не только чествование умерших европейцев. Это живая традиция, границы которой не установлены.

Классическая музыка легко взаимодействует с другими видами музыки и пересекает культурные границы, создавая новые стили и новые звуки. Рассмотрим австралийскую работу Уильяма Бартона и Мэтью Хиндсона “Калькадунгу”, "предназначенную для изучения перехода традиционных песенных линий между прошлым, настоящим и будущим".