900

Сегодня хотелось бы поговорить о слухе, совсем недавно в дружеской беседе зашел спор, что если у человека плохой музыкальный слух, то больших успехов на музыкальном поприще ему не добиться. Я с этой теорией совершенно не согласен, и в данной статье я хотел бы поговорить именно о слухе. И начнем мы (Boutique-Project.ru)  разговор вот с такого момента.

Музыкальный слух – это совокупность способностей для активного восприятия музыки ,а именно:  возможности человеческого мозга различать звуки по их высоте, продолжительности, громкости  и окраски, а так же совокупность способностей необходимых для исполнения и сочинения музыкальных произведений.

Музыкальный слух бывает нескольких типов: абсолютный, относительный, внутренний, мелодический, гармонический, ладовый, полифонический, ритмический, тембральный,  фактурный, архитектонический.

Но сегодня мы (Boutique-Project.ru)  условно разделим виды слуха всего на два типа: абсолютный слух и относительный, и начнем разговор вот с такого момента. Если с абсолютным слухом все понятно, что человек от рождения наделен способностью абсолютно точно улавливать и определять звуки по их высоте, длительности и т.д., то что делать тем людям, у которых дела с музыкальным слухом обстоят с рождения не так хорошо. Часто в обиходе можно услышать выражение «медведь на ухо наступил» , что означает , что у человека совсем отсутствует музыкальный слух,  в повседневной жизни это выражение часто употребительно к тем людям, кто фальшиво поет, например напевая свою любимую песню. ( Лирическое отступление, на мой взгляд, это тоже совсем не верное умозаключение, так как интонирование нот и правильное исполнение мелодии голосом, со слухом конечно связаны, но есть некоторые нюансы, например, что человеческий голос - это  музыкальный инструмент, который требует ежедневных занятий , и для правильного исполнения произведения, требует определенных умений, вот например, если человеку дать музыкальный инструмент, предположим саксофон, и попросить его что-нибудь исполнить, то навряд ли у него это получиться, так как навыков и умений игры на саксофоне у него  нет, однако это совсем не означает, что у него нет музыкального слуха.) Продолжим по нашей теме. Если вы не наделены абсолютным слухом  от рождения, но при этом у вас нет никаких патологий (нарушений слухового аппарата) то слух у вас тоже иметься пусть и не совершенный.

Глупо спорить с тем, что у каждого человека присутствует слух. Каждый человек, даже если он не связан с музыкой, с раннего возраста, имея определенный «жизненный» и слуховой опыт, может различить громко играет музыка или тихо, быстрая музыка или медленная , грустная или веселая, и без труда определяет, что в данный момент звучит фортепиано или барабан. Из этого следует, что определенные музыкальные моменты присутствуют в каждом человеке.

Абсолютный слух дарован далеко не всем, и безусловно при равном подходе к занятиям музыкой, у данной категории людей неоспоримо будет преимущество, но и остальным опускать руки не стоит. На мой взгляд все зависит от головы и развития аналитических способностей. Относительный слух поддается тренировке и развитию. Голова человека-это своего рода компьютер, который способен анализировать многие вещи, в том числе и музыку. При правильном  подходе к обучению, при работе с опытным и грамотным педагогом, и конечно без усердия и трудолюбия не обойтись, можно добиться очень хороших, а то и больших результатов. Например при написании музыкального диктанта, можно интуитивно опираясь на музыкальную память и некий музыкальный опыт определит ( анализировать) как движется мелодия, идет она по ступенно до-ре-ми-фа-соль, или скачкообразно до-соль, или например определить секвенцию, что мелодия повторяется, но от разных звуков. Этими примерами, я хотел показать то, что если по слуху определить не удается, то на помощь может придти голова, и вам достаточно будет просто проанализировать ситуацию, что мелодия пошла по ступенно вверх, педагог сыграл всего пять нот и заранее дал настроиться и определил тональность, то все очевидно начало нота до, сыграно пять нот, которые шли по ступеням гаммы, то очевидно, что мелодия закончится на ноте соль. Плюс с получением теоретических знаний возможности для анализа становятся шире. И например к концу обучения в музыкальном училище, результаты человека с относительным слухом могут совершенно не уступать результатам людей, чей слух абсолютен.

В заключении хотелось бы написать, что при  наличии желания и усердия, все Возможно. А например, чтобы  читать произведения с листа ( играть по нотам ) слух и вовсе не нужен! ( это конечно шуточное изречение)