Статьи


Творческая деятельность. Убеждённый последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции М. И. Глинки, П. И. Чайковского, а также И. С. Баха, Л. Бетховена), Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX века. Его творчество отмечено глубиной и благородством замыслов, высокой этичностью и философской направленностью, сдержанностью высказывания, мастерством тематического и полифонического развития. В своих…
подробнее
Милий Алексеевич Балакирев (21 декабря 1836, Нижний Новгород — 16 мая 1910, Санкт-Петербург) - русский композитор, пианист, дирижёр, педагог, глава «Могучей кучки». Милий Балакирев появился на свет 21 декабря 1836 года наследником старинной дворянской фамилии, первые упоминания о которой восходят к 14 столетию. Балакиревы несколько веков состояли на военной службе, но отец будущего композитора, Алексей Константинович, был штатским…
подробнее
Музыкант Мусоргский обладал бесценным даром раскрывать «гармонии стиха, божественные тайны» (А. Майков). Для него поэзия была равноправна музыке. И, подвластная музыкальной стихии, она составляла ее душу. Принцип равноправия музыки и слова исповедовали балакиревцы. Замечательным постулатом выразил это Ц. А. Кюи в книге о русском романсе: «Поэзия и звук — равноправные державы». Работа Кюи, Балакирева, Бородина и…
подробнее
Биография А. Хачатуряна Творческая биография Хачатуряна не совсем обычна. Несмотря на яркое музыкальное дарование, он так в не получил начального специального музыкального образования и профессионально приобщился к музыке лишь в девятнадцатилетнем возрасте. Годы, проведенные в старом Тифлисе, музыкальные впечатления детских лет оставили неизгладимый след в сознании будущего композитора и определили основы его музыкального…
подробнее
Балеты Хачатуряна Отмеченные неповторимой индивидуальностью, своеобразием «интонационной драматургии», композиционных приемов, концерты, рапсодии, сюиты, симфонии Хачатуряна принадлежат к числу выдающихся достижений советской симфонической музыки.Любовь к танцу, склонность к театральности, мастерство композитора-симфониста и обусловили обращение Хачатуряна к балету, ставшему одной из главных областей его творчества. В…
подробнее
ПОЭЗИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ 19 ВЕКА. В 19 веке русская музыка тесно соприкасалась в своем развитии с отечественной литературой. Развитие русского романса проходило под непосредственным влиянием русской поэзии. Многие стихотворения В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.В.Кольцова, А.А.Фета, Ф.И. Тютчева получили новую жизнь в творчестве композиторов России. На их стихи было написано огромное количество…
подробнее
Начало XX века, как отмечают многие исследователи, - это переломный этап в истории России, являющийся, тем не менее, интересным временем в развитии ее культуры. Среди важнейших проблем сложного искусства той поры - поздний романтизм и его преломление в различных течениях начала века. В ряду величайших творцов русской музыки Александр Николаевич Скрябин (1871-1915) - явление совершенно особого рода. Пожалуй, никто другой не оказал на…
подробнее
Конец XIX и начало XX века (до 1917 года) - период в истории музыки не менее богатый чем предыдущее, но гораздо более сложный. Он не отделён в истории каким-либо переломом : лучшие, вершинные сочинения Чайковского и Римского-Корсакова относятся именно к 90 -м годам XIX и к первому десятилетию XX века. Уже ушли из жизни Мусоргский и Бородин, а в 1893 году и Чайковский. На смену им приходят ученики, наследники и продолжатели их традиций : С. Танеев, А.…
подробнее
Наряду с фортепианной музыкой вокальная лирика принадлежит к высшим достижениям Шумана. Она идеально соответствовала его творческой натуре, поскольку Шуман обладал не только музыкальным, но и поэтическим дарованием. Его отличал большой литературный кругозор, огромная восприимчивость к поэтическому слову, а также собственный опыт писателя. Шуман хорошо знал творчество поэтов-современников – И. Эйхендорфа («Круг песен»…
подробнее
Характеристика творчества Ференца Листа. Ференц (Франц) Лист (22.10.1811 – 31.07.1886) – венгерский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель. Игре на фортепиано в детстве учился у отца – музыканта-любителя, концертировал с 9 лет. Лист совершенствовался у К. Черни (фортепиано) и А. Сальери (композиция) в Вене, у Ф. Паэра и А. Рейхи (композиция) в Париже (с 1823), где в 1825 году была поставлена опера Листа «Дон Санчо,…
подробнее