"Серебряный век" в русском музыкальном искусстве (1890-е гг. – 1917)

30k

Конец 19 и начало 20 века были для русской  музыки порой необычайно быстрого, стремительного развития и выдвижения новых сил и течений, что связано  с всеобщей переоценкой ценностей, пересмотром многих утвердившихся  в предыдущую эпоху представлений  и критериев эстетической оценки. Процесс этот протекал в острых спорах и столкновениях различных, иногда сближавшихся, иногда антагонистичных  тенденций, казавшихся непримиримыми  и взаимоисключающими. Но именно это  многообразие и интенсивность исканий  определяют особое богатство данного  исторического периода – одного из самых интересных и плодотворных в отечественном искусстве. Выдающиеся достижения и открытия в разных областях художественного творчества, которыми было ознаменовано время, обогатили  его новым содержанием, новыми формами  и выразительными средствами.

Тенденции культуры «серебряного века» глубоко  изменили облик музыкального искусства. Среди «традиционалистов», у которых  движение к новому совершалось без  разрыва с накопленным опытом, выделяются имена представителей петербургской  школы, ближайших последователей Н.А.Римского-Корсакова, - А.К.Глазунова и А.К.Лядова. Московскую школу достойно представляет С.И.Танеев, а также менее известные, но одаренные  авторы – А.С. Аренский, В.С. Калинников, М.М. Ипполитов-Иванов.

Но  уже в 1900-е гг. в русской музыке выдвигается блестящее поколение  молодых композиторов, относящихся  к великим творцам «серебряного века». В их искусстве сказалось  обновление мироощущения, драматизм  и накал страстей «эпохи рубежа веков», вольное парение в ее стилевом многоголосии. Музыка заговорила образами символизма (А.Н.Скрябин), неоклассицизма (Н.К.Метнер), неоромантизма (С.В. Рахманинов), неофольклоризма (И.Ф. Стравинский), кубофутуризма (С.С. Прокофьев), свободно сочетая язык всех стилей.

Музыкальное искусство «серебряного века» было новаторским по своей сути. Открытия Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Прокофьева в области лада, гармонии, формы способствовали становлению  новой образности и средств художественной выразительности в музыке 20 века. 

 Новое направление в русской духовной музыке 

Эпоха рубежа 19-20 вв. явилась подлинным  «духовным ренессансом» русской  церковной музыки. Хоровые сочинения, созданные в период примерно с  середины 1890-х по 1917г., относятся  к так называемому Новому направлению  в отечественном богослужебном  музыкальном искусстве. Это направление  было представлено композиторами разных творческих возможностей и установок. Среди них были музыканты петербургской  и московской композиторских школ. Всех их объединила одна общая идея – идеализация подлинных церковных  напевов, претворение их в нетто  музыкально-возвышенное, сильное своей  выразительностью и близкое русскому сердцу типичною национальностью.

Обращение к истокам, к практике знаменного пения Древней Руси становится сутью  Нового направления. На первый взгляд, подобный церковно-певческий «неоклассицизм»  вполне гармонирует с магистральной  линией развития искусства того времени, с устремленностью к возрождению  моделей прошлых культур. Однако музыка Нового направления – это  совершенно особая ветвь художественного  творчества «серебряного века», поскольку  она выполнила своеобразную посредническую функцию между богослужебной  практикой с ее строгим каноном  и светским искусством концертного  предназначения. Сочинения приверженцев этого течения связаны не только с литургическим текстом (что  часто встречается в музыке 20 века), но с конкретным богослужением, что позволяло включать многие произведения в церковную службу. Новый стиль  в духовной музыке развивался быстро и плодотворно. Композиторы внимательно изучили старинные распевы, пытаясь на их основе выделить принципы гармонизации церковных мелодий.

Предтечами  Нового направления были Н.А.Римский-Корсаков и П.И.Чайковский, духовная музыка которых  относится еще к пореформенному периоду. Позднее наиболее значительные силы музыкантов сосредоточились в  стенах московского Синодального училища, поэтому храмовую музыку «серебряного века» нередко называют «школой  Синодального училища». Крупнейшими  представителями этой школы был  директор Синодального училища С.В. Смоленский, протоиерей В.М.Металлов, а  также А.В.Преображенский. Среди  московских композиторов, принадлежавших к новому направлению, - С.В.Рахманинов, А.Т.Гречанинов, А.Д.Кастальский и  другие. В Петербурге крупнейшими  его представителями были Н.Н. Черепнин и С.В.Панченко. 

Путь к "мистерии" А.Н. Скрябина 

Одним из самых ярких представителей искусства  "серебряного века" в пору его  бурного цветения является Александр  Николаевич Скрябин. На протяжении многих десятилетий отечественное музыкознание далеко неоднозначно оценивало его  творчество – цензурные соображения  не позволяли исследователям раскрыть сущностные стороны музыки русского гения, официально нареченного «идеалистом - мистиком».
и т.д..