Жизненный и творческий путь Густава Малера

1636

Юношеские годы (1860—1880). Густав Малер родился 7 июля 1860 года в чешской деревушке Калиште, и в этом же году его родители переехали в город Йиглаву. Отец и мать будущего композитора были весьма далеки от про­фессионального искусства, но всё же смогли дать сыну начальное музыкальное, образование. С шести лет Густав начал учиться на фортепиано и обнаружил незаурядные способности. В 1875 году отец отвез юношу в Вену, где по рекомендации профессора Ю. Эпштеина Густав поступил в консерваторию.

Событием огромного значения в культурной жизни Ве­ны этого периода стал приезд в том же году в связи с постановками «Тангейзера» и «Лоэнгрина» Рихарда Вагнера. Вскоре после его отъезда образовалось Венское академи­ческое вагнеровское общество во главе с видным дириже­ром и композитором Ф. Мотлем, которое вело постоянную пропаганду творчества и реформаторских идей Вагнера.

Вагнер оказал достаточно сильное влияние на творче­ство Малера. Тяготение к большим философским концеп­циям, к этической проблематике, трагическое видение мира и одновременно дух героики в произведениях Вагне­ра оказались созвучными Малеру в его будущих симфо­нических сочинениях. Двух художников-мыслителей свя­зывает и способность к острому обличению зла и пороков человеческого общества.

Малер-музыкант раскрылся в консерватории прежде всего как исполнитель-пианист. В то же время он глубоко интересовался и симфоническим дирижированием, но как композитор Малер не нашел признания в стенах консерва­тории. Первые крупные камерно-ансамблевые сочинения студенческих лет (фортепианный квинтет, скрипичная со­ната и две оперы) еще не отличались самостоятельностью стиля и были уничтожены композитором. Единственное зрелое сочинение этого периода — кантата «Жалобная песнь» для сопрано, альта, тенора, смешанного хора и ор­кестра (1878—1880) —дважды переделывалось и было впервые исполнено только в 1901 году. Сюжет кантаты опи­рается на народную легенду о судьбе странствующего му­зыканта. Эта тема легла в основу ряда будущих сочине­ний Малера, в частности цикла «Песни странствующего подмастерья».

Подчеркнуто академическая постановка обучения в консерватории заставила Малера обратиться к самостоя­тельному изучению наследия великих музыкантов прошло­го — Баха, Бетховена — и настоящего — Вагнера и Брук­нера. У Брукнера, преподававшего в университете, Малер прослушал цикл лекций по гармонии и контрапункту, став­ший для молодого композитора настоящей школой профес­сионального мастерства. На Малера оказало определенное влияние и творчество Брукнера. Особенно роднит двух му­зыкантов разных поколений преклонение перед величием и красотой Природы, в которой каждый из них видел свой идеал прекрасного.

Широта интересов Малера в эти годы проявилась и в его стремлении к изучению гуманитарных наук. Он посе­щал лекции в университете по истории, философии, психологии и истории музыки. Его интерес распространялся так­же на биологию. Глубокие знания в области философии и психологии позже самым непосредственным образом ска-^ зались на творчестве Малера.

Все годы учения в консерватории и университете Ма­лер обеспечивал себя случайными заработками—то в загородных имениях состоятельных венцев (в качестве преподавателя музыки и домашнего пианиста), то на ку­рортах в качестве дирижера оперетт и драматических спектаклей. Духовная жизнь Малера питалась общением с талантливыми молодыми представителями венской интел­лигенции — музыкантами Гансом Роттом, Антоном Крис-пером, Рудольфом Кржижановским, его братом поэтом Генрихом Кржижановским и другими. Среди друзей Ма­лера был и Гуго Вольф.

Возможно, Малера не остановили бы те трудности, ко­торые стояли на его пути как композитора в Вене. Он отли­чался завидной целеустремленностью и работоспособ­ностью, но забота о судьбе младших братьев и сестер, еще не вставших на ирги, заставила его покинуть Вену в 1881 году и искать работу в различных городах Европы на труд­ном поприще дирижера.

«Годы странствий» (18811896). Трудности, с которы­ми столкнулся Малер в годы работы в провинциальных оперных театрах — Лайбахе, Ольмюце, Касселе,— заклю­чались в первую очередь в царившей там рутине. Судьба выдающихся сочинений находилась в руках капельмейсте­ров и музыкантов-ремесленников, не способных решать сложные художественные и исполнительские задачи. Даже Малер с его неуемной энергией и темпераментом дирижера, блестящим организаторским талантом не смог проложить дорогу высокому искусству в затхлой среде этих городов. Лишь в собственном творчестве он чувствовал себя само­стоятельным. Сочинением, где впервые раскрылось само­бытное дарование Малера-композитора, стал вокальный цикл «Песни странствующего подмастерья».

Возможность проявить свой талант дирижера в круп­ном оперном театре предоставилась Малеру только в 1885 году. По приглашению крупного театрального деятеля А. Ноймана — директора и режиссера пражского Немец­кого оперного театра —он переезжает в Прагу.

3a год пребывания в Праге он познакомился с оперны­ми и инструментальными произведениями композиторов национальной чешской  школы — Сметаны и Дворжака,операми Глинки. Малеру поручили постановки сразу не­скольких музыкальных драм Вагнера — «Лоэнгрина», «Золота Рейна», «Валькирии», «Мейстерзингеров», а так­же «Дон-Жуана» Моцарта. Высокий профессионализм певцов и оркестрантов в театре позволил дирижеру рабо­тать «без оглядки», думая лишь о необходимости донести до слушателя бесценные богатства музыки великих немец­ких композиторов. Малер выступал в Праге и как симфо­нический дирижер. Исполнение, в частности, Девятой сим­фонии Бетховена было оценено прессой того времени очень высоко. К сожалению, для Малера ранее заключенный кон­тракт с Лейпцигским оперным театром заставил его поки­нуть Прагу и переехать летом 1886 года в Лейпциг, где первым дирижером городского театра был крупнейший дирижер Артур Никиш.

Пребывание Малера в Лейпциге — крупном центре европейского искусства — не оставило столь глубокого следа в его дирижерской деятельности, как Прага. Явный академизм Лейпцигской консерватории и Гевандхауза сказывался и на работе городского театра. Даже постанов­ки Малером опер Вебера и цикла опер Вагнера не сглади­ли отсутствия подлинного контакта Малера с Никишем и музыкантами, воспитанными в традициях «академическо­го» романтизма середины века. Поэтому молодой дирижер с удовольствием принял в 1888 году приглашение из Буда­пешта.

Можно смело сказать, что «кочевая» жизнь Малера помогла ему полностью ощутить негативные стороны музы­кальной жизни Германии и Австрии. Проявления филис­терства — подлинного бича немецкой и австрийской куль­тур XIX века — всегда были весьма многообразны: не­признание всего истинно нового в творчестве и исполни­тельстве и поддержка псевдоиоваторского, тяга к чисто развлекательному искусству в ущерб высокому, косность и консерватизм части музыкальной критики, администрации многих оперных театров и концертных учреждений. Борьбе с филистерством композитор посвятил всю свою дальней­шую творческую и дирижерскую деятельность.

Именно в «годы странствий» проявился огромный инте­рес Малера к немецкой романтической поэзии и литературе первой половины XIX века. В творчестве Гейне, Эйхендор-фа и других композитор нашел близкую ему тему стран­ничества и одиночества, а в сочинениях Гейне и Жан-Поля обнаружилась созвучная ему абсолютная непримиримость к филистерству. У Жан-Поля Малера привлек и пантеизм, пока еще в его романтическом, несколько «наивном» виде, как огромная любовь к Природе — вечному источнику жизни и творчества.

Создание Первой симфонии (1884—1888) завершило пребывание Малера в Лейпциге. Это сочинение открыло собой грандиозный цикл из десяти симфоний и уже вопло­тило важнейшие стороны мировоззрения и эстетики ком­позитора.

В Будапеште (1888—1891) Малер занял почетный для молодого дирижера пост директора Королевского оперного театра. После того как Венгрия получила поли­тические права внутри «двуединой» Австро-Венгерской мо­нархии, были созданы некоторые предпосылки для разви­тия национальной венгерской культуры и искусства. Мале­ру на первых порах была предоставлена почти полная сво­бода в подборе исполнителей (певцов и оркестрантов), выборе репертуара и даже режиссуре спектаклей. Ему уда­лось собрать хорошую оперную труппу из венгерских пев­цов и в кратчайший срок осуществить постановки сначала «^Золота Рейна» и «Валькирии», а затем и остальных час­тей тетралогии Вагнера на венгерском языке. Вскоре в репертуаре театра появились «Фиделио» Бетховена, «Сва­дьба Фигаро» и «Дон-Жуан» Моцарта, «Бал-маскарад» и «Аида» Верди, а также одна из первых венгерских нацио­нальных опер Ференца Эркеля.ч3а три года Малером было осуществлено около тридцати оперных и четыре балетные постановки. Трехлетняя работа в Будапеште, безусловно, должна была принести Малеру удовлетворение, если бы не страшное несчастье, обрушившееся на его семью в 1889 году. В течение нескольких месяцев один за другим умерли отец и мать композитора, и Малер вынужден был взять на себя все заботы о двух младших сестрах и брате Отто. К большому сожалению, из-за конфликта с интендантом театра Малеру пришлось расторгнуть контракт, рассчи­танный на 10 лет,.и уехать в 1891 году в Гамбург.

Этот город играл весьма важную роль в культурной жизни Германии. Деятельность концертных организаций и особенно оперного театра пользовалась здесь поддерж­кой городских властей. Оперная труппа в Гамбурге была одной из лучших в Германии. Малер поставил в Гамбург­ской опере произведения Вагнера, Верди, Моцарта, Визе, Гайдна, Сметаны, Чайковского и других. После посещения Гамбурга в 1892 году Чайковский дал чрезвычайно высокую оценку дирижерскому искусству Малера:  «..Ддесь капельмейстер не какой-нибудь средней руки,  а простогениальный...»

Большое творческое удовлетворение доставило Малеру дирижирование симфоническими концертами, в которых звучали произведения Бетховена, Шуберта, Брукнера. Продолжалась и его композиторская деятельность.

Именно в гамбургский период был создай второй цикл, а точнее сборник песен «Волшебный рог маль­чика» (1892—1895) на народные тексты, собранные не­мецкими писателями-романтиками — Арнимом и Брентано в начале XIX века. В двенадцати песнях заключено пора­зительное богатство сюжетов, не только раскрывающих различные стороны жизни немецкого народа, но и ставя­щих глубокие социальные и этические проблемы. Образ­ный мир некоторых песен этого сборника определил содер­жание симфоний раннего периода (Второй, Третьей, Чет­вертой) .

Если Вторая симфония (1894) почти сразу получила признание в Берлине, то Третья (1896) ждала своего пер­вого исполнения почти шесть лет. Но не это стало причиной отъезда Малера из Гамбурга. Острейшие конфликты с ди­рекцией и режиссером театра, не понимавшими реформа­торских устремлений композитора, а видевшими в нем лишь «возмутителя спокойствия», заставили Малера уехать в Вену.

Венский период (1896—1907). С переездом в Вену на­чался важнейший этап в жизни и творчестве Малера, когда им были созданы пять симфоний (с Четвертой по Вось­мую) .

Четвертая завершила ранний этап творчества Малера и первую симфоническую тетралогию, объединенную близ­кими идеями и методом их воплощения.

Следующие три симфонии — Пятая (1901 — 1902), Ше­стая (1903—1904) и Седьмая (1904—1905) образуют три­логию и открывают новый период симфонического творче­ства композитора. Тесно связанный с первым, он во многом и отличен от него — в первую очередь тем, что Малер обра­щается теперь к чисто инструментальной непрограммной симфонии — драме, не требующей пояснения словом.

В конце этого этапа творчества Малер снова возвра

щается к симфонии со словом — гигантской Восьмой, ко­торую называют «симфонией тысячи участников», дающей еще одну, новую концепцию симфонической драматургии, резко отличную от предыдущей по стилю. За этот же пе­риод Малер создал вокальные циклы: «Семь песен послед­них лет» (пять — на слова Ф. Рюккерта и две — из «Чу­десного рога мальчика», 1899—1903) и «Песни об умер­ших детях» (на слова Рюккерта, 1901 —1904), которые оказали определенное влияние на интонационный строй инструментальной трилогии (Пятой — Седьмой симфо­ний).

Дополнительным импульсом творческой деятельности Малера стала его женитьба на Альме Шиидлер, падчерице известного художника Карла Молля. Об этом говорят письма композитора этих лет жене, где он делился с ней своими творческими планами. Благодаря Альме состоялось знакомство Малера с группой крупных венских поэтов, му­зыкантов и живописцев. Один из них, одаренный худож­ник-декоратор А. Роллер, прекрасно понимавший законы взаимодействия музыки и живописи в театре, стал сорат­ником и помощником Малера в деле реформы Венской оперы. Особенно интересны были их совместные постанов­ки «Свадьбы Фигаро», «Дон-Жуана», «Волшебной флей­ты» Моцарта, «Фиделио» Бетховена, «Валькирии» Вагне­ра. Современников особенно потрясала постановка «Три­стана и Изольды», где цветовая партитура имела свою драматургию, теснейшим образом связанную с музыкаль­ной. Так, заключительная сцена смерти Изольды при зака­те солнца была решена художником в блеклых, затухаю­щих тонах. Лишь с наступлением H-dur на какой-то мо­мент вспыхивал свет и тут же растворялся в серогсирене-вом сумраке.

Венский период — время расцвета и признания Малера как дирижера, в первую очередь — оперного.

Начав свою деятельность в Вене в качестве третьего дирижера Придворной оперы, он через несколько месяцев занял пост директора и приступил к реформам, которые выдвинули Венскую оперу на первые роли среди европей­ских театров. Он проявлял невероятную требовательность к исполнителям-певцам и оркестрантам, нетерпимость к любой неточности и неряшливости в исполнении. Малер, будучи одновременно и режиссером спектаклей, умел под­чинять каждую исполнительскую деталь и штрих целостно­му художественному замыслу сочинения. Он вел беспощадную борьбу с бесцеремонным вмешательством придворных кругов в дела театра.

Естественно, что радикальные новшества Малера, встретив поддержку со стороны лучших исполнительских сил передовой художественной интеллигенции Вены, выз­вали явную оппозицию со стороны придворных кругов, аристократии, малоодаренных артистов, части критики и бюргерства, совершенно не желавших расставаться с при­вычными оперными штампами и рутиной.

В этот период Малер дважды (в 1897 и 1902 годах) по­бывал в России. Он выступал в Москве и Петербурге с сим­фоническими концертами, в которых были исполнены сочи­нения Моцарта, Бетховена, Вагнера, Чайковского и Вто­рая симфония самого Малера. Русская аудитория и музы­кальная критика с энтузиазмом встретили дирижера и ком­позитора, оценили его огромную волю и самодисциплину, позволявшие воплотить любой художественный замысел. Среди многочисленных восторженных откликов на концер­ты Малера точностью и аргументированностью оценок выделяется рецензия русского музыковеда и критика А. Оссовского: «Железная воля. Могучее чувство. Могу­чая мысль. И на всем печать гордой властности. Таков Малер (...) Все исполняемое пережито им самим. Оно претворяется в его собственной личности и предстает за­тем перед слушателем в таком выпуклом виде и в такой полноте индивидуальных черт, точно живой организм... Тайна этого единства и вместе разнообразия — в полном слиянии артиста с исполняемым. Оттого же, мне кажется, Малер так прост и ясен и так убедителен. Ни малейшего расчета на эффект ради эффекта... Он — человек идей и святого призвания» .

После окончания в 1906 году Восьмой симфонии для Малера началась полоса тяжелейших жизненных испыта­ний. Летом 1907 года у него умерла дочь Мария-Анна. Одновременно он узнал о собственной крайне серьезной болезни сердца. Еще весной этого же года Малер был вы­нужден уйти с поста директора и дирижера Венской оперы. Беспощадная десятилетняя борьба с косностью, рути­ной в театре, продажностью музыкальной критики, равно­душием придворных кругов не принесла желаемых резуль­татов художнику, не знавшему компромиссов. Он принял решение покинуть не только Вену, но и Австрию, дав согласие на место дирижера в лучшем оперном театре США — «Метрополитен-опера». Еще до отъезда в Нью-Йорк он в последний раз осенью 1907 года посетил Россию. Его кон­церты прошли,  как и  раньше, с грандиозным  успехом.

Последние годы (1908—1911). В декабре этого же года Малер переехал в Нью-Йорк, где начался последний, са­мый краткий и трагический период в жизни и творчестве композитора. Работая в прославленном оперном театре, где выступали в основном великолепные зарубежные гаст­ролеры, он и здесь не встретил со стороны театральной администрации, музыкальной критики и самих актеров на­стоящего понимания и поддержки своих высочайших тре­бований к оперному спектаклю как синтезу дирижерского, исполнительского и режиссерского замыслов.

Годы пребывания Малера в США ознаменовались соз­данием двух последних симфоний — «Песни о земле» и Де­вятой. Десятая симфония была лишь начата. Ее первая часть закончена по эскизам и вариантам композитором Э. Кшенеком, а остальные четыре по наброскам — значи­тельно позже (в 60-х годах) английским музыковедом Д. Куком.

В сезоне 1909/10 года Малер согласился на руковод­ство Нью-Йоркским оркестром, но непосильные нормы вы­ступлений (65 концертов в сезон) окончательно подорвали силы композитора. Весной 1911 года его отвезли для лече­ния в Пдриж. Но, к сожалению, поездка оказалась без­результатной, и Малер уговорил отвезти его в Вену. 18 мая он скончался.

Безвременная смерть Малера потрясла весь мир. В Ве­ну пришли соболезнования от крупнейших деятелей куль­туры многих стран. Полнее и яснее выразил горечь утраты всех истинных ценителей творчества Малера и подлинного высокого интеллектуального искусства крупнейший чеш­ский музыковед и общественный деятель ч3денек Неедлы, написавший в пражской музыкальной газете 2 июня 1911 года: «Он умер как герой. Он сражался со смертью так же, как прежде — с жизнью... В творчестве Малера современ­ность — ее музыка, жизнь, эстетические воззрения — на­шла свое  синтетическое  выражение.

Дух современности сказался'и на подлинно великой, яркой индивидуальности Малера. Он объял в себе все многообразнейшие черты нашего времени. Это был дух истинно философский, современная философская мысль так же раскрывалась перед ним, как и идейные глубины современной поэзии (...) Мы потеряли того, кого не долж­ны были терять никогда — великого художника и чело­века».

Другие статьи

Электронная музыка

Электронная музыка (от нем. Elektronische Musik,…
Читать

Музыка и драматургия XVIIв. (часть 1)

В XVII в. В Европе утверждается барокко. В поисках нового…
Читать

Вокальная школа Умберто Мазетти

Умберто Августович Мазетти  родился 18 февраля 1867 в…
Читать

Образ современного вокального педагога на примере известного американского педагога Сета Риггса

Сложность преподавания искусства пения заключается,…
Читать

Роберт Шуман. Вокальное творчество.

Наряду с фортепианной музыкой вокальная лирика…
Читать