Моцарт Соната №11 A-dur

22k

К числу самых популярных моцартовских сонат относится соната A-dur, № 11 (KV 331)

От всех прочих A-dur’ная соната отличается необычным строением цикла, в котором нет ни одной части в сонатной форме. I часть представляет собой изящные вариации на тему в ритме сицилианы . Далее следует галантный менуэт, заменяющий медленную часть цикла. В роли финала выступает рондо, снабженное программным названием «allaturca», музыка которого близка к «янычаркому» (турецкому) стилю. Этот стиль был очень модным в музыке XVIII века, особенно во французской опере. Он ярко представлен и в «Похищении из сераля», первой венской опере Моцарта. Для него характерно быстрое движение в двухдольном размере, некоторая ладовая причудливость и использование шумных ударных инструментов.

Все 3 части сонаты связаны одной тональностью (что говорит о близости к сюите) и единством жизнерадостного настроения, лишенного драматизма.

Поскольку Менуэт в этой сонате заменяет медленную часть, в нем на первый план выдвигается песенно-лирическое начало (что не вполне традиционно). Его основная тема многоэлементна, благодаря чему возникает ощущение постоянной изменчивости музыкального материала. Сопоставление различных мотивов – энергичных и более мягких, нежных, певучих – сопровождается динамическими контрастами

D-dur’ноетрио своей фактурой и пасторальным характером перекликается с 4-й вариацией I части.

Финальное «турецкое рондо» приобрело широкую популярность благодаря яркости и демократичности музыкального языка, хотя восточный колорит его музыки весьма условен. Звуковые репетиции в сопровождении рефрена имитируют барабанную дробь; в коде же можно вообразить целый оркестр с барабанами, литаврами, тарелками, треугольником и флейтой piccolo.

Форму финала следует определить как сложную 3х частную с добавочным рефреном (припевом):

I II (трио) III (реприза)

А + R В + R A + R Coda

a-moll A-durfis-moll A-dur a-moll A-dur A-dur

Основной тон всей части задает рефрен. Празднично-оживленный, энергичный, он звучит очень бодро и темпераментно. Повторяясь после каждого раздела трехчастной формы, его музыка, действительно, придает финалу черты рондообразности. Кроме того, она играет тонально объединяющую роль (ее A-dur является одноименной для тональности первой темы и параллельной для тональности трио).

Двум другим темам также присуща танцевальность и они тоже звучат легко и задорно, поскольку их минорный колорит постоянно оттеняется яркими мажорными красками.