Характеристика творчества и основные черты стиля Г.В.Свиридова.

5256

В музыке Свиридова духовная мощь и философская глубина поэзии выражаются в мелодиях пронзительной, кристальной ясности, в богатстве оркестровых красок, в оригинальной ладовой структуре. Начиная с «Поэмы памяти Сергея Есенина», композитора использует в своей музыке интонационно-ладовые   элементы   древнего   православного распева. Опора на мир старинного духовного искусства русского народа прослеживается в таких хоровых сочинениях, как "Душа грустит о в хоровых концертах "Памяти А. А. Юрлова" и "Пушкинский венок, изумительных хоровых полотнах, вошедших в музыку  к драме Толстого    "Царь   Федор   Иоаннович"    ("Молитва",    "Любовь    святая", "Покаянный стих"). Музыка этих произведений чиста и возвышенна, в ней заключен большой этический смысл. В документальном фильме "Георгии Свиридов"   есть   эпизод,   когда   композитор   в   музее-квартире   Блока (Ленинград) останавливается перед картиной, с которой сам поэт почти никогда  не  расставался.   Это   -  репродукция   с   картины   голландского художника К. Массиса "Саломея с головой Иоанна Крестителя" (нач. XVI в.), где отчетливо противопоставлены образы тирана Ирода и погибшего за правду пророка. "Пророк - это символ поэта, его судьбы!"  - говорит Свиридов. Эта параллель не случайна. Блок поразительно предчувствовал огненную, вихревую и трагическую будущность наступившего XX столетия. "...Многие   русские   писатели   любили   представлять   себе   Россию   как воплощение тишины и сна", - писал А. Блок в преддверии революции, - "но этот сон кончается; тишина сменяется отдаленным гулом..." И, призывая слушать "грозный и оглушительный гул революции", поэт замечает, что "гул этот, все равно, всегда о великом". Именно с таким "блоковским" ключом подошел Свиридов к теме Великого Октября, но текст он взял у другого поэта: композитор избрал путь наибольшего сопротивления, обратившись к поэзии   Маяковского.   Кстати,   это   было   первое   в   истории   музыки мелодическое   освоение   его   стихов.    Об    этом    говорит,    например,Вдохновенная   мелодия   «Пойдем, поэт, взорлим,  вспоем"   в   финале «Патетической оратории», где преображен сам образный строй стихов "Я знаю, город будет". Поистине неисчерпаемые  мелодические,  даже  гимнические  возможности  раскрыл Свиридов в Маяковском. А "гул революции" - в великолепном, грозном марше 1части «Разворачивайтесь в марше!» , в «космическом» размахе финала ("Светить и никаких гвоздей!")... А на слова грозного блоковского пророчества Свиридов создал один из своих шедевров "Голос из хора" (1963г). Блок многократно вдохновлял композитора, написавшего около 40 песен   на  его   стихи:   это  и   сольные  миниатюры,   и   камерный   цикл "Петербургские песни" (1963), и небольшие кантаты "Грустные песни" (1962), "Пять песен о России" (1967), и хоровые циклические поэмы "Ночные облака" (1979), "Песни безвременья" (1980).

Два других поэта, также обладавшие пророческими чертами, занимают центральное место в творчестве Свиридова. Это Пушкин и Есенин. На стихи Пушкина, подчинившего и себя и всю грядущую русскую литературу голосу правды и совести, подвижнически служившего своим искусством народу, у Свиридова кроме отдельных песен и юношеских романсов написаны 10 великолепных хоров "Пушкинского венка" (1979), где сквозь гармонию и радость жизни прорывается суровое размышление поэта наедине с вечностью ("Зорю бьют"). Духовная близость между композитором и поэтом не случайна. Искусство Свиридова также отличается редкой внутренней гармонией, страстной устремленностью к добру и правде и одновременно ощущением трагизма, происходящего от глубокого понимания величия   и  драматизма  переживаемой  эпохи.   Музыкант  и   композитор огромного, своеобразного дарования, он чувствует себя, прежде всего, сыном своей земли, рожденным и выросшим под ее небом.  В самой жизни Свиридова сосуществуют непосредственные связи с народными истоками и с вершинами русской культуры.

После цикла на стихи Бернса композитор целиком сосредотачивается на национальных сюжетах и русской поэзии. В созданном в начале 60х гг. диптихе на стихи С.Есенина просматриваются новые тенденции свиридовского творчества: первый хор («Ты запой мне ту песню, что прежде...") примыкает к предыдущему этапу творчества, обильному песнями, второй же хор ("Душа грустит о небесах") начинает новый этап с характерными для него обращениями к музыкально-историческому прошлому России, что впоследствии приведёт к созданию трёх хоров к драме А.ТОЛСТОГО "Фёдор Иоаннович", где Свиридов обращается к особенностям знаменного распева; ещё немногим позже, он подходит к жанру хорового концерта, как к самостоятельному, ставшему наиболее подходящей формой воплощения крупных замыслов, что можно рассматривать в связи с интересом композитора к старине и стремлением к освоению древнерусских художественных традиций. Это сказалось в целом на ряде многих его произведений - несуетном и возвышенном, - на особенностях языка, а завершением творческого пути стало создание оригинальных духовных песнопений.

Есенин - самый близкий и, по всем параметрам, - главный поэт Свиридова (около 50 сольных и хоровых сочинений). Как ни странно, композитор познакомился с его поэзией лишь в 1956 г. Строка "Я -последний поэт деревни" потрясла и сразу стала музыкой, тем ростком, из которого выросла "Поэма памяти Сергея Есенина" - произведение этапное для Свиридова, для советской музыки и вообще для осознания нашим обществом многих сторон русской жизни тех лет. Есенин, как и другие главные "соавторы" Свиридова, обладал пророческим даром - еще в середине 20-х гг. он прорицал страшную судьбу русской деревни. "Железный гость", грядущий "на тропу голубого поля", - это не машина, которой будто бы боялся Есенин (так когда-то считали), это образ апокалиптический, грозный. Мысль поэта прочувствовал и раскрыл в музыке композитор. Среди его есенинских сочинений - волшебные по своей поэтической насыщенности Хоры  «Душа грустит о небесах», «вечером синим», «Табун», кантаты, песни разных жанров вплоть до камерно-вокальной поэмы «Отчалившая Русь» (1977г). В конце 80х, завершается работа над новой ораторией на стихи молодого Есенина “Cветлый    гость”.

Свиридов со свойственной ему прозорливостью раньше и глубже многих других деятелей советской культуры ощутил необходимость сохранения русского поэтического и музыкального языка, бесценных сокровищ старинного искусства, создававшихся столетиями ,ибо над  всеми этими народными богатствами в наш век тотальной ломки устоев и традиций, в век пережитых злоупотреблений реально нависла опасность уничтожения.

Вокально-хоровую     музыку     Георгия     Васильевича невозможно спутать ни с какой другой - её образный мир, берущие за душ интонации, доступность покоряют слушателей с первых же зву музыка  проста,   безыскусна.  Но  эта  простота  -  следствие   глу постижения сложности жизни и желания, да и умения тоже сказать о просто.   Эта   простота   на   фоне   сложнейших   исканий   большинства современных композиторов кажется феноменальной, непостижимой.

Герой свиридовских произведений - поэт, гражданин, патриот, влюблённый в родную землю. Его патриотизм, гражданственность - без громких слов, но наполняют сочинения композитора тихим, неярким светом, излучающим тепло и огромную всепокоряющую силу. На интересе к Родине, народу, русской культуре и традиции сосредоточены все помыслы, все чаяния свиридовского героя. И никогда его чувства не проявляются поверхностно, но всегда глубоко, целомудренно, чисто, по-русски задушевно.

Тема Родины, России проходит через все произведения Свиридова самых различных жанров: в монументально-героической «Патетической оратории», в лирико-эпической «Поэме памяти Сергея Есенина», в вокальных циклах на стихи А.С. Пушкина, С.А. Есенина, А.А. Блока. Но чьи Бы стихи не лежали в основе свиридовских песен и хоров, всегда они претворены в музыке по-свиридовски своеобразно, оригинально.

Большое место в вокально-хоровой музыке Г.В.Свиридова занимают образы русской природы, то яркие, сочные, написанные словно крупными мазками (как в «поэме памяти Сергея Есенина»), то нежные, словно размытые, «акварель».

Г.В.Свиридов стремится отразить в своём вокально-хоровом творчестве наиболее значительные события и явления нашей истории и современной жизни, например Куликовскую битву («Песня о России» на стихи А.А. Блока), революционные события («Поэма памяти Сергея Есенина», «Патетическая оратория» на стихи В. Маяковского).

Но   не   только   эпохальные   явления   нашли   своё   воплощение   в свиридовской музыке, в ней - отражение простой, повседневной жизни

людей.   И   в   этом   композитор,   поднимаясь   до   больших   социальных обобщений, создаёт образы необычайно многоплановые, а подчас и целые трагические судьбы. Народная жизнь в творчестве Свиридова - это и особый жизненный уклад,  и  особый мир верований,  обрядов;  это  и  высокая нравственность,   высокое   этическое   начало,   которое   помогло   народу выстоять, сохранить свою самобытность; это, наконец, живая жизнь, не прерывающаяся на протяжении веков, тысячелетий - несмотря ни на какие моры, нашествия, потрясения. Истины народного бытия воплощены в музыке очень   разнообразной:   напряжённой   лирического   чувства   -   и   тихого 

умиления,затаенной страстности – и строгой торжественности,возвышенной печали – и бесшабашной удали, озорства.

«Три хора из музыки к трагедии А.К.Толстого «Царь Федор Иоаннович» (1973) является, в своем роде, ключевом сочинение в творчестве Г.В.Свиридова. От него протянется линия к вершинному периоду творчества Свиридова. Постепенно у композитора вызревает идея обращения к православному обиходу как поэтическому источнику творчества. Рабочие нотные тетради дают возможность обнаружить начало и проследить по времени постепенную трансформацию этого творческого замысла. По годам это выглядит следующим образом: 

1978— «Из песнопений Пасхи» (для баса соло, смешанного хора и симфонического оркестра);

1979— «Песни Великой Субботы» (для баса соло, смешанного хора и симфонического оркестра);

1980— 1985 — «Обедня» (для смешанного хора без сопровождения);
1985 — «Величание Пасхи» (для чтеца, смешанного и детского хоров);
1985 — «Из мистерии» (для смешанного хора с симфоническим оркестром).

С 1985 года и до 11 декабря 1997 года Свиридов работал над своим последним произведением, ставшим своеобразным его духовным музыкальным завещанием. Теперь, когда нотные рукописи в основном разобраны, можно представить масштаб этого замысла. Дело в том, что подготовленное самим Свиридовым к печати произведение «Песнопения и молитвы» — всего лишь малая, надводная часть музыкального «айсберга», таящегося в рукописном море личного архива композитора. Если исполненная редакция «Песнопений и молитв» насчитывает 16 частей, то в композиционный план основного сочинения, имеющего условное название «Из литургической поэзии», входит 43 (сорок три!) наименования.

«Из литургической поэзии» — произведение, в котором традиционные для православного богослужения тексты переложены композитором как для Хора без сопровождения ( что соответствует написанному канону православного богослужения), так и для солистов, хора в сопровождении оркестра. Это – высокое духовное искусство, только выраженное в смешанных, церковных и светских формах. И все же, говоря словами самого Георгия Васильевича, в нем « царит высокоторжественный дух православного богослужения».

Таков оказался внутренний смысл эволюции свиридовского творчества, таков оказался духовный путь великого художника, русского человека незаурядной натуры во всей ее полноте и многогранности, пережившего со своим народом все бури и лихолетья XX века.

Свиридов продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего МЛ. Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он использует традиции старинного канта, обрядовых попевок; знаменного роспева, а в то же время - и современной городской массовой песни.

Свиридов развил и продолжил традиции вокальной и вокально-симфонической музыки, создал новые жанровые разновидности ее. Одновременно в области гармонии и музыкальной формы у него проявилось нового, своеобразного, индивидуального.

Творчество Г.Свиридова представлено главным образом камерно-вокальными, ораториальными и хоровыми сочинениями a capella. Основные особенности стиля Свиридова сложились к началу 50-х годов и затем лишь незначительно варьировались.

Главная черта стиля Свиридова - русское национальное начало его музыки, песенность, характерная для русского фольклора - отсюда диатонизм, лежащий в основе большинства произведений, обилие унисонов и параллелизмов, широкое использование подголосочной полифонии и хоровых педалей. Встречается в хоровой гармонии Свиридова и хроматика, чаще всего там, где музыка выражает сложное душевное состояние (ср. "Ночные облака" №1); по выражению А.Белоненко "гармония становится. 

Зеркало в котором отражаются малейшие движения человеческой души. В целом же мелодика Свиридова диатонична, широко используются архаичные лады, на основе которых создаются лаконичные и очень выразительные полутоновые интонации.

Достижения Свиридова в области мелодики особенно заметны на фоне увлечения многих его современников новыми техниками письма - -сонористикой, алеаторикой, введением в партитуру звукоподражательных эффектов, - Свиридов остался верен традиции поющего хора, что, прежде всего, позволило ему передать интонационное богатсво русской мелодической речи.. Почти не цитируя фольклорных мелодий композиторсвободно растворяет  в  своей  музыки  интонации крестьянских и городской песенности, знаменного распева и духовного стиха, революционных и массовых песен. Свиридов один из немногих современных композиторов, кто вернул мелодии ее главную роль. Даже гармония во многом диктуется мелодией: это так называемая резонирующая гармония, включающая и как бы продлевающая звучание всех тонов мелодии. Отсюда и ее необычное строение, в основе которой квартовые и секундовые соотношения.

Свиридовская гармония, как правило, играет не функциональную, а фоническую роль, в ней - "ощущение огромных пространств, звучащих далей,  колокольных звонов"  Сходную колористическую роль играет и оркестр.   Несмотря   на  то,   что   Свиридов   мало   писал   симфонических произведений, не вызывает сомнения, что им создан принципиально новый оркестровый стиль, сочетающий яркость и мощь с прозрачностью, ощущение вокальности звучания с чисто инструментальными наигрышами и звонами. Особенно много внесено Свиридовым в сферу хоровой изобразительности, звукописи: он мастерски владеет тембровой палитрой хора, ему подвластны самые тонкие приёмы и самые изысканные оттенки звучности.

В песнях, романсах, отдельных частях крупных хоровых сочинений Свиридов     пользуется    простыми    традиционными    формами:    двух-  трехчастными, особенно куплетными и куплетно-вариационными. Благодаря постоянной,    пронизывающей    вариантности,    его формы Становятся сквозными, чаще всего итогом выступает последний раздел или куплет. 

Композиция кантатно-ораториальных сочинений каждый раз индивидуальна и зависит от решаемой в данный момент творческой задачи. Музыкальное развитие в    них    меньше    подчиняется    законам    драматургии,    нет Целеустремленно развивающегося сюжета, в отличие от кантат и ораторий годов  ("Александр Невский"  С.Прокофьева,  "На поле Куликовом" Ю.Шапорина). На первом плане находится не изображение события как такового,   а   его   осмысление   и   эмоциональное   переживание,   поэтому возникает и определённый тип драматургии, основанный на постепенном выстраивании объёмного целого из, казалось бы, малозначительных деталей. Такой тип композиции близок древнерусским эпическим произведениям.

 

 

Другие статьи

Что такое музыка?

Сегодня мы открываем серию статей на нашем портале, и…
Читать

Средства музыкальной выразительности

Совсем недавно, мы говорили о том, что такое музыка,…
Читать

Электронная музыка

Электронная музыка (от нем. Elektronische Musik,…
Читать

Эйтор Вила Лобос: биографический очерк

Эйтор Вила Лобос (1887-1959) по праву считается одним из…
Читать

Историческая опера в творчестве М.П. Мусоргского и А.П. Бородина

Создателем первой классической оперы в России явился…
Читать