Жизненный и творческий путь Муцио Клементи.

13k

Итальянец по происхождению, Клементи появился на свет в Риме, в небогатой семье мастера, занимавшейся церковной утварью. В пять лет начав учиться музыке под руководством капельмейстера Бурони, Он, когда ему исполнилось 10 лет, выдержал экзамен на звание римского органиста. После этого первого успеха он занимался у контрапунктиста Сартарелли и далее теоретика и композитора Карпани

В 1766 году Рим посетил английский меценат лорд Бекфорд. Талант Клементи поразил просвещенного аристократа, и Бекфорд решил позаботится о нем. Он упросил родителей Клементи отправить мальчика в Англию и увез его в свое родовое поместье, где юный музыкант прожил 7 лет.

В те годы в Англии уже было налажено фабричное производство новых клавишных инструментов с молоточковой механикой – фортепиано. В мастерстве на фортепиано Клементи достиг необычайного мастерства, поражая всех своим искусством. Всеобщее признание завоевали и его фортепианные произведения – сонаты, созданные в 1773/74 годах.

Когда Клементи исполнился 21 год, он уехал в Лондон, а в 1780/81 годах совершил поездку в Париж и в Вену, где состоялись его встречи с Моцартом и Гайдном.

С успехом выступив во многих городах Европы, Клементи пребывает в Англию в 1783 году и возобновил свою деятельность в Лондоне. Последующие годы закрепили за ним признание главного музыканта Англии.

В 1786 году Клементи удивил мир, отказавшись от выступлений в качестве пианиста и занявшись коммерческой деятельностью. Находясь среди родовитой и богатой аристократии, он ощущал, что профессия музыканта не даст ему равноправия в этом обществе. Став компаньоном фирмы, владевшей фортепианной фабрикой, и нотным издательством, Клементи добился расцвета этого предприятия, усовершенствовал выпускаемые инструменты и расширил издательство. Приняв английское подданство и завоевав авторитет и уважение коммерческих кругов, он вскоре стал единоличным владельцем фирмы и одним из крупнейших представителей деловой Англии.

Коммерческое предприятие Клементи, однако, не отвлекала его от музыцирования. В эти годы он создал большое количество фортепианных произведений и продолжал заниматься с учениками.

В 1802 году Клементи совершил длительное путешествие по Европе. Цель поездки была чисто деловая: налаживание связей с торговыми фирмами и издательствами, поэтому как музыкант он не выступал. Представителем его пианистической школы был Фильд, которого Клементи после успешных гастролей в Париже, Вене и Петербурге оставил в русской столице.

Прожив несколько месяцев в России, Клементи открыл на Невском проспекте магазин по продаже нот и роялей своей фабрики, давал фортепианные уроки богатым любителям музыки, а затем продолжил деловую поездку. Позже он вновь посетил Петербург, несколько лет прожил в Вене, где встретился с Бетховеном и только в 1810 году смог вернуться в Англию, после пережитых невзгод, связанных с войной в Европе.

Многосторонняя кампания Клементи в дальнейшем изумляет своей активностью. Помимо управления фирмой, он создает в Лондоне "Филармоническое общество" и становится его директором, гастролирует как дирижер и композитор в Англии и за ее пределами, пишет симфонии и фортепианные произведения, преподает уроки музыки.

Творческое наследие Клементи весьма значительно. Он автор шести симфоний, более шестидесяти сонат, 12 сонатин, фортепианных этюдов, "Школы игры на фортепиано" и сборника "Gradus ad Parnassum", включающего сто пьес различного жанра и характера, представляющих все виды фортепианной техники. Его сочинения положили начало созданию произведений педагогического назначения, занявших большое место в учебном репертуаре учащихся.

Даже такие выдающиеся и гениальные его современники, как Моцарт, Бетховен, Гайнд уступают ему по силе дарования творчества. В истории пианизма Клементи занял, однако, одно из первых мест, среди выдающихся представителей этого искусства, как композитор и воспитатель блестящей плеяды пианистов первой половины 19 века. Среди его учеников и последователей особенно выделяются Крамер, Калькбреннер, Мошелес.

Пианистической школе Клементи принадлежит значительная роль в развитии русского фортепианного искусства первой половины 19 века. Представителями ее в России были Фильд, Бергер и Кленгель.