Александров А.В. жизненный и творческий путь композитора

581

Жизненный и творческий путь композитора Александра  Васильевича  Александрова.

Нельзя   сказать,   что  отечественная   музыка   XX    в.  Не  фигурирует   в  программах  общеобразовательных школ. Однако обычно она представлена  там скромным  набором давно   устоявшихся  музыкальных примеров. Этого  не  достаточно  для  того,  чтобы  у учащихся    возникло    представление    об   альтернативе    массовой    музыке.   Практика показывает, что большинство студентов, обучающихся на музыкально-педагогических факультетах, не    имеют     достаточного     опыта    в    области    современной    музыки академической   традиции, а    также   музыкально-теоретической базы   для осознания действующих    в   ней   закономерностей.    Студентам    педагогических   вузов   следует, прежде   всего, получить   определенную   базу, усвоить   необходимый музыкальный материал, причем тот материал, который наиболее ярко отражает характерные явления музыки, и который сменил классическую музыку   и   в   некотором   роде    отрицает   ее.   Базовым материалом    отечественной    музыки    XX     в.    Являются    сочинения    крупнейших    ее представителей — С.С.  Прокофьева и Д.Д.  Шостаковича, чье творчество определило стиль советской музыки в первой половине прошедшего столетия.

Изучая  отечественную  культуру  XX  века  на  уровне  ВУЗа,  можно столкнуться  с  такой проблемой    как  малоосвященность  некоторых   выдающихся   композиторов.   Помимо известных   творческих    личностей, чьи   имена   у   всех   на   слуху   (а  это   Прокофьев, Шостакович,   Рахманинов),   есть  множество  других  интересных   людей,  оставившие яркий след в истории  музыкальной   культуры.  Однако их фамилии звучат редко, и они проходят фоном в общем изучаемом материале.   По всей видимости, данный пробел связан с определенным лимитом учебного плана.  И, кому действительно интересна та или иная тема, предполагается для самостоятельного изучения.

Чтобы    начать   исследование данного вопроса, необходимо   остановиться   на композиторах  первой  половины  XX   века.  Это было  непростое   для  страны  время,  так как  в  этот  период  происходит  масса   переворотов,  смена  власти,  ряд  революций  и войн.  В области культуры  на  эти  события   откликнулись  практически  во  всех  сферах деятельности.  В  литературе  писались  стихи,   рассказы,  романы,  поэмы.  В  живописи создавались  картины,  отражающие  быт  в  начале  нового   рубежа.  В  музыке  также  эта тема  не  прошла  стороной.  Особенности  развития  отечественной   музыки  начала  XX века   определялись   социально-политической   ситуацией   в   стране,    непосредственно влиявшей   на   процессы   культурного    и   творческого   развития.   Характер:    чертой музыкальной      жизни      20-x     годов     явилось     широкое     развитие      музыкально- пропагандистской деятельности.  "Демократизация музыкальной  культуры  определила и    характер      мероприятий     по    организации     просвещения     и    самодеятельности трудящихся,  по  активизации  массовых форм музыкального  искусства, и, прежде всего — хорового пения .

Без  пения  не обходилось  ни  одного  общественного   мероприятия.  Пели  повсюду  на площадях  и  на улицах,  на митингах  и собраниях.  Везде создавались  рабочие хоры. Смена идеологии  привела  к   замене  одного  массового  обряда  —  церковного  обихода,  другим обрядом  —  публичных   политических  манифестаций,  митингов,  шествий".  Наиболее доступным  репертуаром  для участников  этих действ были революционные  и народные песни.

Чуть  позже начнут  создаваться  и  самодеятельные  коллективы  в  рядах  красной  армии.  Они создают   собственный  репертуар,  чтобы  поднять боевой  дух  народа  и поверить  в силы нашей   страны.   На этом моменте остановимся более конкретно, и разберем этот вопрос    на   конкретном   примере,   а   именно   — академическом  ансамбле   песни  и  пляски  Российской  армии  имени  А.В.Александрова (в   то   время   Советской   армии).   

Ансамбль А.В.Александрова – это   самый   крупный   военный   художественный коллектив,  включающий  в себя три цеха — хор,  оркестр  и балет — который  существует по настоящее время и продолжает  радовать зрителей своим  безграничным  искусством .

Идейным     вдохновителем     для    создания    легендарного     ансамбля    становится Александр    Васильевич   Александров.   О   нём   и   пойдет   речь   в   данной статье.

Большинство   начинающих  музыкантов не знают Александра  Васильевича.  А ведь он был одним     из    лучших...      Старшее     поколение     несомненно     помнит    его    мелодии, завораживающие дух, и особенно Гимн СССР. Но, обо всём по порядку.

Биография  Александра  Васильевича  Александрова

Родился Александр  Васильевич  в Рязанской  губернии  в селе Плахино  1 апреля 1883 года   (по    новому   стилю)   в   обычной   крестьянской   семье.   Отец   его   —   Василий Александрович  —  был  подлинным  самородком:  он  самоучкой  постиг  грамоту,  жадно стремился  овладеть   разносторонними знаниями.  Любил читать, пение тоже в семье занимало особое место.  Всё   это,  естественно,  прививал  он  и  своему  сыну  с  первых минут его жизни  на земле .

Уже  в  раннем  возрасте,  у  Александра  Васильевича  пробудилась  любовь  к  пению. Он   подолгу    мог   слушать песни,   которые   пела   его   тётка   Анастасия   Никитична, признанная    мастерица   в   меле.   И   конечно,   это   не   должно   было   оставить   юного Александрова   равнодушным  к музыке. Ещё не понимая  о смысле песен, он уже бурчал под  нос  запомнившиеся   ему   мелодии,  пытался  изменить  их  на  свой  вкус,  а  также пробовал сочинять частушки,  песенки.. .

Два  года  Александр  учился  в  начальной  земской  школе.  Хор  стоял  на  первом месте  в  его   учебных  буднях.  Его  учителем  был.  И.  М.  Терентьев,  который  закрепил уже    имевшиеся     певческие    навыки    в   юном    певце.    Конечно,    Александров    мог заниматься  и  дальше   в  школе,  но  судьба  уготовила  ему  другую  жизнь.  По  традиции, все бедные  крестьяне  должны   были отправляться  на заработки  в Петербург,  иначе им попросту,    нечего    было    бы    есть.     Однако    Александрова     заметил    один    из родственников,  служивший   солистом   в   петербургском   церковном   xope,  —  певчий Пётр  Алексеевич   Заливухин.   Считая,  что  у   мальчика   не  плохо  поставлен  слух,  и красивый   голос,  он  договаривается  с  его  родителями   (родители,  конечно,  не  были против этого) и повез его в Петербург .

В  Петербурге,  в  1891  году,  Александр  попал  в  Хор  Казанского  собора,  в  котором пел   и   Пётр  Алексеевич.   Руководил   им  опытный   музыкант-профессионал  Василий Александрович  Фатеев.   Он обратил  внимание  на даровитого  мальчика  и принял  его в свой  хор.  Александр  проходил   под  руководством   Фатеева  элементарную   теорию  и сольфеджио.  Позже  Фатеев  посчитал  нужным   выдвинуть  мальчика  в солисты  xopa,  и не  прогадал.  Хор  Казанского   собора,   который   и  до   этого   пользовался   успехом   в тогдашней  столице,  увеличил  свою аудиторию  во много раз, и  стал  считаться  чуть ли не лучшим хором в городе .

Поучившись   некоторое   время   в  xope,   Александров,   по  совету   Фатеева,   решил поступить   в Петербургскую  императорскую  капеллу  (в Придворную  капеллу).  Отбор туда  был  не  простым,   но  блестяще  сдав  экзамены,  Александр  добивается  своего.  В капелле    он    усвоил     тонкости   Вокального    искусства    и    регентское    дело,    чему способствовало   творческое    общение   с   выдающимися   композиторами   той   эпохи: Архангельским,    Азеевым...,     углублённо    изучал    образцы    церковного    пения    и классические   хоровые   партитуры.    Время   учёбы   в  капелле   было  самым  ценным   в жизни    композитора.    Помимо    посещений    занятий,    у    Александрова    появилась  возможность   посещать   театры,   балеты,   оперные   спектакли,   куда   он   ходил   на  сэкономленные   деньги.  Всё  больше  его  интересовала   литература,   особенно   ценил  Белинского. По окончанию  капеллы он получил звание регента и учителя  пения .

В    1900  году   Александр  Васильевич   проходит  трудные   испытания   в Петербургскую  консерваторию. Его экзаменаторами были  Александр  Константинович Лядов, Николай   Андреевич Римский—Корсаков, и А.  К. Глазунов.  Каждый  экзаменатор имел  своё  представление   о   музыке,  нo,  прослушав юношу,  они  пришли  к  единому мнению:   "Такой  талант,   нельзя   загубить!".  

Известный   итальянский   певец Умберто Маззети был его учителем  по вокалу

Особо уважение Александр испытывал к Николаю Андреевичу.  На его лекциях  Александров  сидел сосредоточенно,    пытаясь запомнить   как   можно   больше   информации,   ловил   даже случайно   выброшенное    слово.   Николай   Андреевич   не  стеснялся   делиться   своими впечатлениями   со  студентами.    Высказывания   любимого   профессора   запоминались ребятам, и делались предметом споров,  оживлённых  обсуждений.  Как после упоминал Александр  Васильевич,   Римский-Корсаков  и   впоследствии   проявлял  интерес  к  его творчеству,  и пристально  наблюдал  за его сочинениями .

Но по стечению обстоятельств   учился   Александров   в   консерватории   недолго.   Проблемы   со   здоровьем   и постоянная   материальная  нужда  заставили  бросить  учёбу  и перебраться  на некоторое время  (с  марта  1902   до  лета  1906  года)  в  небольшой  городок  Бологое,  где  ему  была обеспеченна    заканчивая     работа.    Он    начал    руководить    хоровыми    классами    в железнодорожном   и    техническом   училищах   и   одновременно   служил   регентом   в местном   соборе.   Сам    Александров   считает,   что   это   время   не   было   потерянно, наоборот,   у  него   появилось    довольно   таки  много   свободного   времени,   и  он  мог заняться музыкой .

Но мысль о продолжении  занятий  в консерватории  не оставляла  его ни  на минуту. При  первой  же   возможности  он  возобновил  занятия,  не  бросая  работы  в  училищах, которые  давали  ему   право  на  бесплатный  проездной  билет.  Александров  продолжал жить в Бологого и два раза в  неделю ездил в Петербург  и обратно. На втором курсе его учителем был Николай Феопемтович Соловьев .

Но  и на этот раз  Александру  не  удалось  завершить  учёбу.  В  1905  году  нагрянули  первые  революционные  страсти.  Как  известно  революция  особо  задела  Петербург,  и  в  знак протеста   за  смерть  невинных  людей,  студенты  консерватории   решаются  на  бунт,  и прекращают      занятия.     Присоединился     к     ним     и     Римский-Корсаков.     Боясь правительственных  волнений, руководство  консерватории  решает закрыть учреждение и   уволить    Римского-Корсакова.    Александров    в   знак   солидарности    со   своими товарищами  тоже  принимал  в  этом   участие,  хотя  ему  не  очень-то  и  хотелось  опять бросать учёбу. Но перерыв в учебной жизни  Александрова  был неизбежен .

В 1906  году  Александров  со своей  семьёй  переезжает  в  город Тверь.  По конкурсу он   становится   регентом   архиерейского   хора,  через   некоторое   время,   он  начинает служит   в    Казанском   храме;   начинает   руководить   хорами   в   семинарии,   женском коммерческом   училище,   на  земских   курсах   и  в  педагогическом  институте,   иногда объединяя  любителей    песен  в  большой  сводный   хор.  И  в  Твери  Александров  стал одним   из   лидеров   среди    музыкантов.   Спустя   некоторое   время,   тверские   жители оценили  его  дело.  Он  начал   ставить  оперные  спектакли  в Твери,  собирал  хор,  искал солистов в Москве и в Петербурге.  Впервыее  в Твери были поставлены  такие оперы как "Пиковая  дама",  сцены  из  опер  "Иван  Сусанин",  "Русалка"  и  другие.  Почти  все  эти оперы  Александров  ставил один со своим хором .

В   1909   году,   после   первых   революционных    волнений,    Александров   решает продолжить   учёбу,  но уже в Московской  консерватории. Он заканчивает  свою учёбу в 1913   по   классу    композиции,   а   в   1916          по   классу   пения.   После   окончания консерватории  он был  награждён  большой  серебряной  медалью.  Экзаменаторы  в лице известных  композиторов,   таких   как  С.  И.  Танеев,  М.  М.  Ипполитов-Иванов,  Н.  Д. Кашкин   высоко  оценили  его   деятельность.   Одновременно   в  эти  годы  он  работает регентом в храме Христа Спасителя,  но  опять же не долго, после того как в революции победили красные, храм был разрушен,  и опять  Александров  остался без работы .

Годы,  проведённые  в  разных  учебных  заведениях,  не  прошли  для  Александрова даром.    За     это    время    он    написал    много    произведений.     Особенно    известна симфоническая   поэма  "Смерть  и жизнь".  Многие  признают,  что его стиль  во многом похож на стиль  Римского-Корсакова. Не зря Николай Андреевич  тратил своё время  на Александрова, он фактически  стал его преемником, продолжив его дело .

Во время  учёбы в Москве,  Александров  женится  на Ксении  Павловне.  Чуть позже, семья  Александра    Васильевича   увеличилась   в  численности.  Сначала  родился  Борис (который  после смерти отца  продолжил его дело), после Владимир  и Александр. В это время  Александров  вновь  перебирается  в  Тверь,  и  продолжает вести  свои  дела.  В это  время он пишет огромное  количество  церковной музыки,   которая как ни странно дошла и до наших  дней  (как  известно,  после  революции,  большая  часть   музыки  на  церковную тему была сожжена) .

В 1918 году Александрова  вновь приглашают  в Московскую  консерваторию, на сей раз     в      качестве     преподавателя     по     музыкально-теоретическим     дисциплинам. Четырёхлетняя     педагогическая   деятельность    не   прошла    даром   для   Александра Васильевича.     По       рекомендации      профессоров      консерватории,     Александрова утверждают в звании профессора   Московской  консерватории. В эти годы Александров начал      разнообразить      свою       профессию.      Помимо      музыкально-теоретической дисциплине,  он  начинает  преподавать   дирижёрское  мастерство,  и  ведёт  специальный хоровой    класс,    которому    уделяет    особое     внимание.    Параллельно    он    работал в ряде московских театров.

Конечно, не мог забыть Александров  и композиторскую деятельность.  В начале 20- ых годов  популярностью  начали  пользоваться  его песни: “Вниз по матушке  по Волге”, Горы  вы  мои”,   “Утушка  луговая”,  “Ах,  не  одна  во  ноле  дороженька”,  “Волынка”, “Ехал пан” и другие  не  менее прекрасные  произведения.

Не  забывал  он  и  об  оперных  постановках,  занимался  музыкальным оформлением спектаклей.   Особую  страницу  в  биографии  Александрова  составляют  годы,  когда  он пуководил  Московской    государственной  академической   капеллой  (1926-1930).  Этот хор   при   Александрове   достиг    значительных   успехов.   Не   трудно   догадаться,   что капелла  лучше  всего  исполняла   русские  народные  песни.  Хор  исполнял  эти  песни  в подлинно народном  стиле. Но к сожалению Александров  руководил  хором не долго .

Создание Ансамбля  песни и пляски  Советской армии и его роль в мире .

В 1928  году  из членов  красноармейской самодеятельности был организован  Ансамбль песни   и   пляски    Советской    армии.   Александров    решает    оставить   академию   и организовать на базе ансамбля  свой  хор.   Но  эта  идея  не  пришла  ему  сразу.  Все началось  с  того,  что  8 певцов,   2   танцора,   баянист    и   чтец   под   руководством   Александра   Васильевича подготовили  своеобразное   песенно-танцевальное представление. 10 октября 1928 года они  выступили  в  Центральном  Доме   Красной  Армии  перед  военными  начальниками страны.  После  этого  Александров  задумался  о  сохранении  группы,  более  того,  начал искать кадры по стране .

Для  ансамбля  писали  музыку  все  известные  современные   композиторы   и  в  том числе    участники   ансамбля.   С   первых   дней   существования    коллектив   ансамбля поставил   перед    собой   цель   воспитать   в  красноармейской   молодёжи   глубочайшее уважение  к славному  прошлому  нашей армии,  желания развивать её боевые традиции. Ансамбль   сразу   стал   широко     известен,    прежде    всего   благодаря    музыкальным композициям,  прославлявшим  героев  Гражданской  войны  (в т.ч. о 1-й Конной  армии, Дальневосточной армии,  обороне  Царицына,  о  Щорсе  и  т.д.). Александров обработал  “народную” песню “По долинам  и по взгорьям”. Большую известность  получили его произведения "Кантата   о  Сталине",   "Песня   о  Сталине",   “Песня   о  военном   комиссаре  ,    Гимн партии   большевиков”.   "Его  талантливому   руководству,  -  писал  К.Е.  Ворошилов,   - Краснознаменный     ансамбль    песни    и    пляски    СССР    обязан    тем,    что   он    стал первоклассным   музыкальным  коллективом".  Ансамблем  Александров  руководил  18 лет  до  своей  смерти,  после   смерти  ансамбль  принимает  сын  Александрова  Борис,  и называется ансамблем именем  Александрова .

Ансамбль  Александрова  приглашали  в разные  концы  страны,  ведь  жизнь в стране не была  лёгкой,  а песни  исполняемые  ансамблем  заставляли  забывать  людей  о своих проблемах.  Каждой  части   страны,  куда  выезжал  ансамбль,  писались  песни.  В  1929 Году  ансамбль  выехал  во   Владивосток,   где  пел  буквально  под  шквал  огня.  “После каждой  песни,  солдаты  заряжённые   эмоциональным   всплеском  шли  вперёд!”  писал  кто-то  из  офицеров  Советской   армии.  “Снаряды   рвались  уже  рядом,  но  мы  и  не  намеревались останавливать концерт”  вспоминает о тех годах Александр Васильевич .

Поистине  золотые  годы  Александрова  прошли   в  ансамбле.  Он  стал  знаменитым поскольку   писал  патриотические  песни,  помогающие  народу  выжить;  партизанские песни. Особо известна его  песня “Гимн  пятилетке”, “Вспомним-ка  товарищей”.. .

Александров     после    этого    стал лицом    приближённым     к    Сталину     .    Иосиф  Виссарионович   с   удовольствием   слушал   произведения   композитора,   и   приглашал  Александра    Васильевича    для    разговоров.    Вот    что    пишет    о   своём    деде   внук  Александрова:  “Александр  Васильевич  Напрямую  общался  со Сталиным. Даже когда у Иосифа   Виссарионовича  сидели  в  кабинете  генералы,  Александров  запросто  входил без  доклада.  Он   был  один  из  немногих,  имевших  такое  право.  Сталин  очень  хорошо относился   к  нему...”.    Не  удивительно,   что  в  1937  году,  Александрову   присвоено звание народного артиста СССР .

И всё вроде бы пошло-поехало  в жизни композитора.  Но, не тут-то было. Нагрянула Великая   Отечественная  война. По состоянию  здоровья  Александрова  не принимают  в армию.  Но  Александр   Васильевич  и  тут  не  растерялся.  Поняв,  чем  он  может  помочь стране,   он   немедленно    взялся   за   дело.   Кстати,   Сталин   приказал   не   распускать Ансамбль   песни   и   пляски    Красной   Армии   под   предводительством   Александра Васильевича .

В  годы  войны  не  маловажную  роль  сыграл  ансамбль  Александрова.  Создав  такие шедевры  как   “В  поход!  В  поход!”  и  особенно  известную  песню  “Священная  война” (на   стихи    Лебедева-Кумача).  Ноты   были   написаны за  один   день,   и   в  тот   же   день ансамбль    разучил   песню,   а  на  следующее   утро  она   исполнялась   на  Белорусском вокзале  для   отъезжающих  на  фронт.  Как  вспоминают  ветераны,  на  вокзале  где  шли поезда на фронт, после  первого исполнения  песни “Священная  война”, народ требовал ещё и ещё, и с каждым  разом всё  больше людей кидались  в вагоны уходящего поезда с целью убить захватчиков!  Вот какой заряд носила  музыка! Эта музыка  поистине стала символом  борьбы  СССР  против  фашистских   захватчиков.  Вот   воспоминания   сына Александрова  Бориса  Александровича  о  первом  исполнении  песни.  "Все,  кто   в  эту минуту   находились  там,  заслышав  первые  звуки,  поднялись  как  один  и,  словно  в  строю, торжественно  и сурово прослушали  песню до конца, а когда она окончилась, на какие-то      мгновения      замерли,     завороженные      звуками,     а     затем      раздались оглушительные     аплодисменты,    горячая    просьба    повторить...   Они   требовали    и требовали   повторения,  и только после того, как добрая половина  присутствующих уже подпевала  ансамблю,   запомнив  мотив  и  слова,  "Священная   война"  уступила  место другим произведениям" .

В  военные  годы  Сталин  решил,  что  страна  должна  иметь  свой  государственный Гимн,  мелодию,   которая  бы соединила  страну  в единый  мощный  кулак.  Фаворитом  в этом  споре  по  праву   считался  Александров.  Помимо  того,  что  он  был  фаворитом  Сталина,   он   ещё   был   и   народным   артистом   СССР,   и   кому   после   этого   отдаст  предпочтение   Сталин?   Кроме   того,   до   этого   (в   1942   году)   он   стал   лауреатом  Сталинской    премии.   Гимн   действительно    вышел   хорошим.   Слова   гимна   были написаны   Сергеем  Михалковым  и  Г.  Г.  Эль—Регистаном. Но  в  военные  годы  о  гимне никто   не  знал.    Гимн   утвердили   (мелодия гимна утверждена как мелодия гимна Российской Федерации  с  начала   2001  года).  На столько  гимн понравился Сталину,  что  он  и  не  стал больше слушать варианты  остальных  композиторов!  В  те  же  годы  Александров  пишет песню о советской армии "Несокрушимая и легендарная" .

После    Великой    Отечественной войны    Александров    вместе    со    своим    Ансамблем  отправляется  уже  и за  рубеж,  в только  что образовавшиеся социалистические страны,  и исполняет   все те песни, которые  он с таким трудом "собирал"  все эти  18 лет со своим ансамблем.  Врачи   были  против  его  поездки,  поскольку  все  эти  "гастроли"  в военное время  плохо  отразилась   на  его здоровье.  Но  Александров  не был  бы Александровым если  бы  оставил  свой  ансамбль  без   предводителя.  Он  едет...  едет  в  Чехословакию,  в Польшу,  в  ГДР,  в  Югославию...   Естественно  случилось  то,  о  чём  и  предупреждали врачи,    он   не   выдержал    нагрузки.     Умер   Александр    Васильевич,    когда   они    с Чехословакии   отправлялись  в  Берлин  8  июля   1946  года.  Но  существует  ещё  одна версия, что он умер уже по прибытию  в Берлин, и это  официальная  версия его смерти. После  его  смерти,  его  ещё  раз  наградили  Сталинской    премией,  таким  образом  он удостоился  ей два раза. В течении своей жизни получил звание  генерал-майора (1943), и доктора искусствоведения (1940). Являлся членом KПCC с 1939 .

После  смерти  Александрова,  как  уже было сказано  выше, его дело продолжил  сын — Борис Александрович. Ансамбль также не был распущен, и его под своё крыло взял Борис .

Около   дома,   где   жил   Александров   была   установлена   мемориальная   доска   с надписью:   "В  этом  доме  с  1937  года  по  1946  год  жил  и  работал  народный  артист СССР,   композитор    Александр   Васильевич   Александров".   Подобная   доска   была установлена    и    после     смерти    сына   Бориса,    который    был    не   менее    хорошим композитором  чем свой отец, но  прожил, пожалуй, чуть лучшую жизнь.. .

Творческое  наследие .

В  молодости  он  писал  Оперы,  сочинял  музыку  для  постановки  в  театрах.  После революции,  и  особенно  после того,  как  он создал  ансамбль,  на  его счету  практически нет оперных   произведений  (те  которые  есть,  либо  не  окончены,  либо были  утеряны), он  начал   писать    песни   патриотического   жанра.   В   каждой   мелодии   Александрова отчётливо    слышны    звуки     Родины!    Его    величавая    музыка,    не    может    остаться незамеченной в  любом  месте,   где  бы  она  не  исполнялась.   Чуть  выше  рассмотрены примеры,  о том, например,  как  на  вокзале  его песня “Священная  война” в буквальном смысле  собрала  аншлаг.  Или  музыку  гимна,   которая  душу  вырывает,  заставляет  лить слёзы за своё Отечество!  Наиболее  известные  произведения (в промежуток  с 1929 года по 1946) .

Гимн  пятилетке,  Бронепоезд,  Забайкальская,  Бейте  с  неба  самолёты,  Гимн  партии  большевиков,   Песня   о   Ленине,   Кантата   о   Сталине,   В   поход!   В   поход!,   Марш  артиллеристов,  Священная   война,  Ударом  на  удар,  За  великую   землю  Советскую, Песня о  Советском  Союзе,  Святое  Ленинское  знамя,  Слава Советскому  Союзу, 25 лет Красной  Армии,   Песня  о  Родине,  Славься  Советская  наша  страна,  Цвети  Советская страна,  Наша  гвардия,   Песня  победы,  Поэма  об  Украине,  Сторонка  родная,  Песня  о маршале Рокоссовском,   Торжественная  победная кантата .

Оперы  и инструментальные сочинения .

  • “Смерть и жизнь”, симфоническая поэма (1911) .
  • “Симфония fis-moll” в 3 частях (1912) .
  • “Смерть Ивана  Грозного”,  опера  в  трёх  действиях,  либретто  А.  К.  Толстого (1913, не  окончена) .
  • “Соната для  скрипки  и  фортепиано”  (1-aя  редакция  —  1913,  2-ая  редакция  — 1924) .

Это  далеко  не  всё,  что  было  в  биографии   Александрова,   но в этой статье мы постарались излоджить  наиболее  важные факты из его  жизни.

Таким    образом,     изучая    творчество     композитора     Александра    Васильевича  Александрова,   можно многое  узнать не только о  нём  и  его  творческой  деятельности, но и о духе времени в которые жил композитор. Узнать  как  протекала  музыкальная  культура в Росси  в первой половине  XX века .

И хоть Александров был регентом, в его репертуаре среди  церковных  хоров особое место   занимала    военная   песня.   И   пусть   не   все   его   монументальные   сочинения сохранились   до    сегодняшнего   дня,   такие   как   симфония,   опера,   соната,   поэма.   В основном  до  наших   дней  дошли    песни,  ставшие  бессмертными  и  знаменательными для нашей страны .

Недавно   коллективу   исполнилось   90  лет  со  дня   основания.   Удивительно,   что ансамбль,   который  изначально  состоял  из  8  певцов,  2  танцоров,  баяниста  и  чтеца, разрастется    до     полноценного    состава    и   за    счёт    своей    активной    гастрольной деятельности  в   годы  войны  прочно  закрепится  в  истории  отечественной  культуры. Теперь   имя   Александрова    пропагандируется   везде.   А   коллектив   с   гордостью   и достоинством  носит его имя, и несет культуру в массы .