Особенности принципов педагогической деятельности Синявской Т.И.

96

Особенности принципов педагогической деятельности  Т.И. Синявской

Основные педагогические принципы Т.И. Синявской

Т.Синявская – представительница итальянской вокальной школы, и наследница традиций великих русских меццо-сопрано – Н. А. Обуховой, М. П. Максаковой. Огромный диапазон, обволакивающее, исполненное чувственности звучание низких нот, "бархатный" тембр, позволяют назвать голос Тамары Синявской уникальным, истинно русским контральто. Благородный, сильный, ровный во всех регистрах голос. Исполнительскую манеру певицы отличает высокая музыкальная культура, виртуозная вокальная техника, яркий сценический темперамент.
Тамара Ильинична реализует себя в преподавательской деятельности и возглавляет кафедру вокального искусства РАТИ-ГИТИС. Она всегда считала, что на двух стульях сидеть неприемлемо, поэтому во время выступлений в Большом театре о педагогической работе не задумывалась. Теперь же самое время передать молодым поколениям весь колоссальный опыт, накопленный за годы творчества: "Первые уроки можно назвать экспериментами над доверившимися мне студентами, но со временем я так втянулась в это дело, что теперь плохо представляю без него мою теперешнюю жизнь."

О себе Тамара Ильинична говорит, что она вовсе не суровая, а просто объективная. А своей репутацией Тамара Ильинична всегда очень дорожила будучи певицей, и теперь, став педагогом, соблюдает этот принцип; очень важно, что и как поют её ученики.

Певица отмечает, что ее поколению больше повезло, чем современным вокалистам. В правительственных концертах с трансляциями на радио и телевидению первое отделение всегда отдавалось классической музыке, поэтому артисты были всегда узнаваемыми. Сегодня в концертах, посвященных различным датам и праздникам, классической музыке нет места. Оперные голоса можно услышать лишь на канале "Культура".
Певица имеет за плечами огромный исполнительский, а теперь и преподавательский опыт:"Сейчас яработаю с людьми,как педагог, и чувствую,что из меня то Покровский выходит,то Вишневская, то Лена (Елена Образцова), вот с кем общаюсь,тот и выходит".

Помимо занятий Тамарой Ильиничной в стенах ГИТИСа, начиная с 2013 года певица проводит ежегодно мастер-классы, благодаря которым можно воочию убедиться в непревзойденном педагогическом таланте артистки. Тамара Ильинична на мастер-классах лишь осторожно направляет, но не берется учить петь, поскольку, по мнению педагога, от такого разового вмешательства процесс обучения может развалиться. На каждого исполнителя, с которым Тамара Ильинична работает как перед конкурсом, отводится около часа. Для каждого педагог находит подход, оценивает достоинства и недостатки певца, дает дельные советы, для того чтобы исполнители "унесли с собой хоть одну новую ноту".

Одной из примечательных черт Синявской, как выдающегося профессионала своего дела, является отношение к публике. Ещё в далеком 1983 году в интервью газете "Советская Чувашия", Тамара Синявская отметила, что, хотя и публика ежедневно одинакова, встречи со зрителями нельзя назвать буднями, это, скорее всего, – желанная встреча со зрителем. Публику нужно завоевывать каждый раз заново. Только после того, как с ней установился контакт, наступает раскованность. Это важный момент в подготовке вокалистов к выступлению.
По мнению певицы, выступление в спектакле и в сольных концертах протекает по-разному. Для Тамары Ильиничны сольные концерты – всегда откровение, свобода, а в спектакле есть какие-то рамки: грим, образ, костюмы; можно менять лишь интонацию голоса. Много зависит от зрителя, от его настроения. Тихое пение порой скорее доходит до сердца, чем громкое.

Несмотря на то что каждое общение с публикой для Тамары Ильиничны –волнение, нервы; есть у нее одно лекарство, которое может помочь всем исполнителям – нужно "внутренне настроиться и собраться, и зала уже не существует. Есть я и музыка! Есть жизнь моих героинь, это моя жизнь!"

В одном из своих интервью Муслим Магомаев назвал театр "гадюшником". Тамара Ильинична его поправила и отметила, - "не гадюшник, а серпентарий единомышленников." На мой взгляд, главное, при любых обстоятельствах оставаться человеком. По словам певицы, человек должен обладать следующими чертами характера: "если он умён, а самое главное, талантлив, то прогибаться незачем. Талант будет заниматься только своим делом. А если человек не особенно талантлив, если пришёл в театр с чёрного хода, а покровители держат его на коротком поводке, то, скорее всего, придётся прогибаться".

Благодаря необычайно творческому подходу Синявской урок превращается в настоящий спектакль."Класс прощает ошибки, а сцена нет" -утверждает Тамара Ильинична и добивается от своих студентов филигранного исполнения каждого произведения, оттачивая ноту за нотой, прививая чувство интонации и сцены.
Важнейшей вехой в изучении партии педагог считает правильную интерпретацию образа, исполнитель должен понять своего персонажа досконально, проникнуться им, проживая на сцене каждую спетую фразу.
"Не существует ролей главных и второстепенных – все главные, если ты настоящий артист" - одно из важнейших убеждений Тамары Ильиничны Синявской. Оно ярко демонстрирует серьёзнейший, вдумчивый, осмысленный, проработанный досконально подход к каждой своей роли. 

При этом каждый образ – учитель, если этот образ сделан с хорошим режиссером. В этом, по словам Тамары Ильиничны, ей повезло. Практически все свои образы артистка создавала с Борисом Александровичем Покровским, работать с ним ей доставляло огромное удовольствие, это были "мои университеты, моя консерватория". Борис Александрович очень хорошо умел регулировать эмоции: "Я предпочитаю Покровского. Там есть мысль, уважение к материалу и настоящий драматический театр." По мнению певицы, задача режиссёра – раскрывать гений композитора, а не заниматься собственным пиаром за счёт того, чтобы переворачивать замысел автора с ног на голову. 

Побывав на мастер-классе Т.И. Синявской в марте 2015 года, как пассивный слушатель, я открыла для себя, прежде всего, замечательную атмосферу, рабочую и в то же время оптимистичную, дружескую, наполненную импровизацией, остроумными репликами, меткими сравнениями артистки.Занятие проходили в позитивном ключе. Отношение к вокалисту - с юмором и очень доброжелательно.

Тамара Ильинична объясняет так, чтобы раскрепостить начинающего певца - "Колдуй на стенку" или "ищи другие рефлексы".Мне посчастливилось стать свидетелем, как благодаря именно такому подходу, возрастала результативность практической деятельности вокалиста. Певице самой нравится проводить мастер-классы, поскольку педагог видит результат, усилия не напрасны, все, что говорит Тамара Ильинична доходит до людей. Реакция вольных слушателей в виде аплодисментов также очень приятна. 

Строгий отбор самой певицей ожидает тех начинающих оперных исполнителей,студентов последних курсов музыкальных ВУЗов, кто стремится принять активное участие в мастер-классе:

1)ограничение по возрасту от 20 лет до 30 лет, когда вокалист обладает основными навыками и владеет техникой;
2)достаточно широкий репертуар.
На пассивных участников эти ограничения не распространяются, они являются просто зрителями, которые учатся на примере других.
Отбор студентов осуществляется по уровню природных голосовых данных (эмоционально насыщенный красивый певческий тон).
Чтобы слушателям было интересно, Тамара Ильинична подбирает участников с разным вокальным диапазоном и репертуаром.
Главное в певце – это тембр, отмечает Тамара Синявская, несмотря на то что есть много вокалистов, безупречно владеющих культурой вокальной фразы, интонацией, техникой, актёрскими данными, но только считанные обладают уникальным, узнаваемым тембром. 

Преподаватель Синявская Т.И. признается в одном из своих интервью, ей постоянно приходится петь вместе со своими студентами, и тенором, и даже басом.

Для поддержания формы певица каждое утро распевается дома, радуя соседей шедеврами мирового оперного искусства. Она всегда пела только на высочайшем уровне и не может сейчас себе позволить опуститься хотя бы на ступеньку.

Секрет успеха не только в красивом голосе, сценическом мастерстве, музыкальности, но и в понимании каждой партии, – неустанно повторяет Тамара Синявская, а этому нельзя научить, можно только научиться. Много внимания артистка уделяет именно интерпретации, поскольку вокалисты, особенности студенты, думая о вокальной стороне, совершенно забывают образ, в котором должны пребывать.

Для Тамары Синявской подготовить партию – значит, зажить другой жизнью, ощущать каждым своим нервом, не только выучить музыкальный и словесный текст, не только свою вокальную строчку, но и партии партнеров, всю оперу целиком; ни о чем не думать, когда начинается работа над образом. 

Артисту, конечно, важно, что думают о нем окружающие, но еще важнее, что он сам знает о себе. Надо же знать, что лучше скрыть, а что лучше вынести на публику: "для того чтобы вынести что-то со сцены в зал" нужно быть оснащенным, прежде всего, своей профессией, и, безусловно, интеллектом, "который как на рентгене высвечивает тот самый момент, когда человек открывает рот. Певец. И всё. Про него уже можно сказать, насколько он умен, образован. Иногда бывают гении, которые скрываются за своим дарованием, который подарил Господь Бог. Некоторое время держат публику и слушателей в заблуждении. Поет небесный король, и где-то прокол."

Народная артистка очень хочет помочь, если вокалисты "чуть-чуть заблудились или в музыкальном отношении отстали, или в драматическом искусстве они чего-то не добрали, учась в каких-то музыкальных заведениях", ей всё это видно.  Сами студенты делятся своими впечатлениями от мастер-класса великой певицы.

"Вдумчивость во все те произведения, которые поются, какая-то своя собственная интерпретация. И конечно, технические хотелось бы услышать советы", – говорит Григорий Кузнецов студент в Академии хорового искусства имени В.С. Попова.

"Это накопление опыта, такая уникальная возможность увидеться с таким человеком. Человек, которая, так, скажем, имеет такую школу, и приобрести ее – это уникальная возможность. Один раз в жизни бывает такое"– отмечает студент музыкального колледжа Магнитогорской государственной консерватории имени М.И. Глинки Евгений Сорокин. 

"Секреты вокального мастерства, вокальной техники и может быть какие-то секреты интерпретации, потому что Тамара Ильинична всегда гениально выступала", – считает студентка Екатерина Курбанова Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства.

"Вот сейчас я вышла, и Тамара Ильинична мне рассказала, что происходит не так на сцене. Потому что, нужно работать дыханием побольше, нужно собирать звук, чтобы не было все вялое такое", - говорит участница мастер-класса Вероника Черноморская.

Это показательное выступление перед такими же учениками и, главное, – перед таким оперным авторитетом, по напряжению для них - как выпускные экзамены.

"Это очень сложно – выйти на мастер-класс при полном зале, когда с тобой работают, ты ошибаешься, тебе делают замечания. Это действительно, очень тяжело", - убеждена певица Альбина Латипова (Москва).

"Оперная царица Тамара", как назвал певицу российский музыковед Святослав Бэлза, передает весь свой богатейший опыт вокалистам. Огромное трудолюбие, трепетное отношение к каждой спетой ноте, внимательный, осмысленный подход к каждому образу, умению тонко чувствовать и передавать нужные эмоции, неутомимое стремление сделать образ близким к заложенному образу композитора и автора именно этому учит педагог Тамара Синявская.