Карло Джезуальдо - Жизнь и Творчество

595

"Гений и злодейство – две вещи несовместные" – так говорит устами Моцарта Александр Сергеевич Пушкин в одной из своих Маленьких трагедий. Герой этой статьи, как никто другой, заставляет задуматься над этими словами. Аристократ, выдающийся композитор своего времени, человек необузданных страстей, которые толкнули его на страшное преступление, – всё это Карло Джезуальдо.

 

Немногое известно о ранних годах Джезуальдо. Он родился в  знатной семье: его отец, Фабрицио II Джезуальдо, был князем Венозы, а мать приходилась племянницей папе римскому Пию IV. Поначалу Карло готовили к церковной карьере, однако, после смерти его старшего брата Луиджи, он стал наследником титула и его деятельность на религиозном поприще закончилась так и не начавшись.

Джезуальдо не имел последовательного музыкального образования, однако он играл на лютне, гитаре, клавесине. Долгое время считалось, что он учился у неаполитанского композитора Помпонио Ненны, однако сейчас выдвигаются гипотезы, что сам Ненно создавал свои произведения под влиянием Джезуальдо.

В 20 лет Джезуальдо сочетался браком со своей двоюродной сестрой, Марией д’Авалос. Брак не был счастливым: Мария изменяла мужу и в конце-концов Карло выследил любовников и убил их обоих. Несмотря на то, что Джезуальдо не понес формального наказания за свое преступление, это злодеяние мучило его конца жизни и в немалой степени повлияло на его крайне эмоциональный композиторский стиль.

История с кровавой расправой над неверной женой была всем известна, однако в 1594 году Джезуальдо без проблем вступил в брак во второй раз и переехал в Феррару, город на севере Италии, центр прогрессивной музыкальной мысли того времени. В этот период была издана первая книга мадригалов Джезуальдо.

 

 

Что такое мадригал? Это светская вокальная полифоническая музыка, изначально исполняемая без инструментального сопровождения. Количество голосов могло варьироваться от двух до восьми, но обычно использовалось три-четыре голоса. В отличие от церковной музыки, которая вся исполнялась на латыни, текстовой основой мадригалов выступали поэтические тексты на родного для композитора языке.

Привычная для мадригала форма –  мотетная, то есть форма со сквозным развитием, где вместе с новым текстом появляется и новый музыкальный материал. Для эпохи Ренессанса жанр мадригала был ведущим, его использовали такие композиторы как Орландо Лассо, Андреа Габриэли, Палестрина и, конечно же, современник Джезуальдо, Клаудио Монтеверди. Появление и развитие мадригала подготовило возникновение одного из важнейших жанров барокко, классицизма и романтизма –  оперы.

В эпоху Возрождения пение было одной из форм досуга для знати

Во времена Джезуальдо мадригалы обычно издавали не по отдельности, а сразу сборниками – книгами. Причем иногда эти издания отличались от привычных нам сборников хоровой музыки: каждая вокальная партия могла быть напечатана отдельно от остальных, в изобилии использовались ключи до (с их помощью особенно удобно записывать  и читать партии тенора и альта).

Обычно мадригалы исполняли без сопровождения, но наиболее поздние образцы жанра уже включали партию аккомпанемента

Прожив в Ферраре три года Джезуальдо возвращается в родные края. Чтобы воссоздать атмосферу творческого изобилия Феррары он собирает группу искусных певцов, которые, впрочем, занимаются исполнением исключительно его произведений. Джезуальдо являет собой редкий пример композитора, который не нуждался в деньгах и мог позволить себе оплатить услуги любых музыкантов. Он не зависел от заказчиков и писал исключительно то, что хотел сам.

Такая независимость, впрочем, имела и мрачные последствия: не имея надобности контактировать с окружающим миром Джезуальдо с годами все больше и больше изолировал себя от мира. Его вторая жена все больше времени проводила вдали от мужа и даже пыталась с ним развестись, что было весьма смелым поступком по тем временам. 

Вид на замок Джезуальдо

Свои последние года Джезуальдо провел в одиночестве, страдая от депрессии. Он умер в 1613 году в возрасте 47 лет (один из биографов Джезуальдо предположил, что к его ранней смерти могла быть причастна его недовольная браком вторая жена, но точно сказать сейчас невозможно).

Под стать необычной биографии Джезуальдо и его музыка: он был самым смелым экспериментатором эпохи Возрождения. Его музыка очень эмоциональна, полна волнением и страстью. В текстах мадригалов Джезуальдо особенно часто встречаются слова “любовь”, “боль”, “смерть”, “экстаз”.

Стоит отметить, что язык Джезуальдо сложен для современного слушателя. Он писал полифонические произведения в строгом стиле и те произведения, которые в его творчестве мы называем эмоциональными и напряженными, по сравнению с романсами Чайковского или Рахманинова кажутся пасторальными и медитативными. Это происходит по ряду причин. 

Во-первых, в линейном мышлении строгого стиля диссонанс полностью зависит от консонанса: диссонирующие созвучия допускались лишь как проходящие между консонантными и должны были как можно скорее разрешены. При таких правилах письма невозможно создать сколько бы то ни было масштабные напряженные и диссонансные разделы формы.

Во-вторых, до полноценного становления привычной нам тональной системы эпохи Классицизма с ее последовательным чередованием функций, Джезуальдо отделяло около 150 лет. Не смотря на то, что периодом эмансипации диссонанса обычно называют еще более позднее время (конец XIX - начало XX века), в сравнении с письмом строго стиля даже классическая формула T-S-D-T предоставляет диссонантным созвучиям больше свободы: они все еще обязаны непременно разрешаться в тонику (или, в некоторых случаях, ее эквивалент, VI ступень), однако уже могут занимать относительно продолжительное время.

Мадригалы Джезуальдо вряд ли можно назвать “хитами” классической музыки. Для их полноценного восприятия нужна наслушенность, а порой и знания в области истории музыки и развития гармонии. Однако человек, который не побоится приложить нужные усилия, будет вознагражден сторицей необычайным очарованием музыки одного из самых талантливых композиторов эпохи Возрождения.