Кабалевский Д.Б.

767

"Семья Тараса" Кабалевского - одна из лучших советских опер о событиях Великой Отечественной войны. Написанная вскоре после войны (вторая редакция была завершена в 1950 году), опера отразила главное в характере и поступках советских людей, что привело к победе над врагом: любовь к родине, несгибаемое мужество, уверенность в победе. Опера написана по повести Б. Горбатова "Непокоренные".

Семья Тараса, как и тысячи других советских семей, оказалась в тылу врага. Делом жизни всех членов семьи становится сопротивление фашистким оккупантам, помощь партизанам. Старший сын Тараса-Степан-уходит в подполье, становится партийным руководителем сопротивления в тылу. Младший - Андрей- сражается с фашистами в ряду советской Армии. Дочь Настя - активная участница подпольной организации комсомольцев. Не сразу, путем долгих и мучительных раздумий приходит к решению не покоряться и старый Тарас. Борьба в тылу связана с огромными трудностями, риском для жизни. Ранен Тарас, накануне победы от рук фашистких палачей гибнет Настя. Но мужество и сплоченность советских людей приносят долгожданную победу - фашисткие оккупанты изгнаны с родной земли.

При создании либретто С.Ценин и Д.Кабалевский значительно усилили роль молодежи - комсомольцев. Горбатов одобрир это изменение ( в его повести молодежи было отведено более скромное место). Настя, вчерашняя школьница, с первых дней войны выполняет ответственные и трудные задания. Комсомольцы взрывают здание школы, где расположился немецкий штаб. Не менее опасное задание - взрыв моста, через который отступают вражеские войска.

Напряженность драматического развития заставляет слушать оперу с неослабевающим вниманием. Композитор широко использует интонации русских народных и старых революционных песен и главное, современных советских песен, что придает музыке еще большую выразительность. 

Увертюра к "Семье Тараса" построена на главных темах оперы. Как могучий, протестующий возглас, звучит в первых тактах волевая и напряженная по характеру тема "непокоренности".Медные духовые инструменты, исполняющие этот ведущий лейтмотив оперы, придают ему силу и мужественность. Далее его сменяет широко льющаяся, светлая мелодия у скрипок.Плавное сопровождение придает ей мягкость и теплоту.Это тема Родины. Радостная певучая мелодия уступает место извилистым, беспокойным пассажам, которое заканчиваються четкой маршевой темой. Именно это тема прозвучит в опере как клятва юных героев комсомольцев. "Готов за родину жизнь отдать". В центре увертюры появляется тема школьной песни. Напевная и простая по складу, трогающая своей искренностью и простотой, она пройдет через всю оперу. Песня станет лейтмотивом комсомольцев, это символ их сплоченности и стойкости в борьбе. В репризе увертюры темы повторяются в обратном порядке. А в коде появляеться новая тема, энергичная и волевая. Она напоминает тревожный сигнал, призыв к борьбе, к сопротивлению. В дальнейшем изложении оперы эта тема будет связана с образом Тараса, с его решимостью "не покоряться". Заканчиваеться увертюра могучей и неприступной темой "непокоренности". Сам композитор назвал увертюру " симфоническим деферамбам героям оперы".

Школьная песня - Музыкальный портрет комсомольцев. Впервые (со словами) она звучит в первой картине оперы. Ее поют девочки, школьные подруги Насти. Вот-вот в город должны войти немцы. Кругом зловещая, напряженная тишина. Перед тем как разойтись, девочки запеваюти свою любимую песню " У старой у околицы родимого села". Это прощальная песня, песня расставания. Она звучит непосредственно, тепло, лирично. Подружки прощаются с детством, со счастливыми школьными годами, друг с другом. Но припев песни говорит о главном : " Все равно - мы вместе всегда". И действительно дружба и сплоченность становятся для них главным, что помогает и поддерживает их в подпольной работе. Отказываясь называть имена товарищей Настя идет на смерть. Отец Насти, старый рабочий Тарас представляет собой старшее поколение советского народа. Не сразу он включается в общенародную борьбу с врагом. Вначале он прячется от оккупантов за закрытыми дверями своего дома, надеясь переждать это трудное время. Но война неумолимо вторгаеться в его жизнь. На глазах Тараса бесчинствуют фашисты, насильно угоняют советских женщин в неволю. Боль и гнев рождают решение " не покоряться" Неожиданная встреча со Степаном у лесной сторожки, где сын рассказывает ему об активной и самоотверженной борьбе советского народа, укрепляет это решение Тараса. В лесу появляется большая группа колхозников. Не желая отдать хлеб фашистам, люди спрятали свои запасы, сожгли дома и ушли в лес. Степан вселяет в них надежду на скорую победу и направляет к партизанскому отряду. Старый лесник дед Семен запевает походную "Партизанскую" песню, несмотря на маршевый, чеканный ритм - распевную, мелодичную. Народ подхватывает песню (второе действиетретья картина). Тарас возвращается из лесу "другим" человеком. Сурово встречает он младшего сына Андрея, который бросил оружие и сдался в плен. Укоряя сына в малодушии, Тарас отрекается от него.

Ария Тараса, где он обвиняет сына в измене, отличается большим благородством и сдеражанностью (второе действие, четвертая картина). Композитор создает величественный образ отца-гражданина патриота. Начало Арии звучит строго и неторопливо. Глубоко сосредоточенную мелодию поддерживают мерные тяжелые аккорды. Но Тарас не в силах долго сдерживать свои страданияи гнев. Музыка приобретает драматическиц, взволнованный характер. Кульминация приходится на заключительную фразу арии "Ты, Андрей, сам себя вычеркнул из жизни, и я тебя из своего сердца вырубил!" Долг патриота, долг перед родиной становится для Тараса выше личного чувства. 

Урок отца не проходит даром для Андрея. Он возвращается в ряды Советской Армии и самоотверженной борьбой искупает свою вину. Вместе с советскими войсками Андрей преследует отступающего врага. После встречи с сыновьями Тарас Активно включается ы общенародную борьбу. ьЭта новая черта его облика раскрывается в сцене на разрушенном заводе. Оккупанты пытаются заставить Тараса и других рабочих восстановить завод. Но Советские люди отказыватся выполнять задание. Старык рабочие запевают песню, с которой они когда-то на барикадах отстаивали завоевания революции. Песня и теперь помогает им сплотиться и выстоять против врага. Она звучит сдержанно, четко сурово (третье действие, шестая картина).

Тарас предвещает врагам скорую гибель. Смело и открыто он говорит немецкому офицеру: "Не уйти тебе живым с нашей земли, будь ты проклят!". Рассерженный офицер стреляет в Тараса и ранит его. Гул приближающихся советских самолетов разгоняет фашистов.И уже полным голосом торжественно и радостно товарищи Тараса запевают "Интернационал".

Опера заканчивается картиной освобождения городка. Советские войска преследуют отступающего врага. Велика в этом доля участия и семьи Тараса. Но победа досталось дорогой ценой. Скорбно звучит дуэт Тараса и его жены Евфросиньи, оплакивающих гибель дочери Насти.

Другие статьи

Седьмая "Ленинградская" симфония. Д.Д. Шостакович.

Д.Д. Шостакович «Ленинградская…
Читать

Расцвет музыки Средневековья

Литургическое пение, особенно григорианское,…
Читать

Рихард Вагнер. Оперная реформа

Вклад Вагнера в мировую культуру определяется, прежде…
Читать

Джакомо Пуччини, становление великого композитора.

Семья Пуччини с давних пор пользовалась большим…
Читать

Характеристика творчества Ф.Й. Гайдна

Характеристика творчества Гайдн писал музыку в самых…
Читать