Кабалевский Д.Б.

12k

"Семья Тараса" Кабалевского - одна из лучших советских опер о событиях Великой Отечественной войны. Написанная вскоре после войны (вторая редакция была завершена в 1950 году), опера отразила главное в характере и поступках советских людей, что привело к победе над врагом: любовь к родине, несгибаемое мужество, уверенность в победе. Опера написана по повести Б. Горбатова "Непокоренные".

Семья Тараса, как и тысячи других советских семей, оказалась в тылу врага. Делом жизни всех членов семьи становится сопротивление фашистким оккупантам, помощь партизанам. Старший сын Тараса-Степан-уходит в подполье, становится партийным руководителем сопротивления в тылу. Младший - Андрей- сражается с фашистами в ряду советской Армии. Дочь Настя - активная участница подпольной организации комсомольцев. Не сразу, путем долгих и мучительных раздумий приходит к решению не покоряться и старый Тарас. Борьба в тылу связана с огромными трудностями, риском для жизни. Ранен Тарас, накануне победы от рук фашистких палачей гибнет Настя. Но мужество и сплоченность советских людей приносят долгожданную победу - фашисткие оккупанты изгнаны с родной земли.

При создании либретто С.Ценин и Д.Кабалевский значительно усилили роль молодежи - комсомольцев. Горбатов одобрир это изменение ( в его повести молодежи было отведено более скромное место). Настя, вчерашняя школьница, с первых дней войны выполняет ответственные и трудные задания. Комсомольцы взрывают здание школы, где расположился немецкий штаб. Не менее опасное задание - взрыв моста, через который отступают вражеские войска.

Напряженность драматического развития заставляет слушать оперу с неослабевающим вниманием. Композитор широко использует интонации русских народных и старых революционных песен и главное, современных советских песен, что придает музыке еще большую выразительность. 

Увертюра к "Семье Тараса" построена на главных темах оперы. Как могучий, протестующий возглас, звучит в первых тактах волевая и напряженная по характеру тема "непокоренности".Медные духовые инструменты, исполняющие этот ведущий лейтмотив оперы, придают ему силу и мужественность. Далее его сменяет широко льющаяся, светлая мелодия у скрипок.Плавное сопровождение придает ей мягкость и теплоту.Это тема Родины. Радостная певучая мелодия уступает место извилистым, беспокойным пассажам, которое заканчиваються четкой маршевой темой. Именно это тема прозвучит в опере как клятва юных героев комсомольцев. "Готов за родину жизнь отдать". В центре увертюры появляется тема школьной песни. Напевная и простая по складу, трогающая своей искренностью и простотой, она пройдет через всю оперу. Песня станет лейтмотивом комсомольцев, это символ их сплоченности и стойкости в борьбе. В репризе увертюры темы повторяются в обратном порядке. А в коде появляеться новая тема, энергичная и волевая. Она напоминает тревожный сигнал, призыв к борьбе, к сопротивлению. В дальнейшем изложении оперы эта тема будет связана с образом Тараса, с его решимостью "не покоряться". Заканчиваеться увертюра могучей и неприступной темой "непокоренности". Сам композитор назвал увертюру " симфоническим деферамбам героям оперы".

Школьная песня - Музыкальный портрет комсомольцев. Впервые (со словами) она звучит в первой картине оперы. Ее поют девочки, школьные подруги Насти. Вот-вот в город должны войти немцы. Кругом зловещая, напряженная тишина. Перед тем как разойтись, девочки запеваюти свою любимую песню " У старой у околицы родимого села". Это прощальная песня, песня расставания. Она звучит непосредственно, тепло, лирично. Подружки прощаются с детством, со счастливыми школьными годами, друг с другом. Но припев песни говорит о главном : " Все равно - мы вместе всегда". И действительно дружба и сплоченность становятся для них главным, что помогает и поддерживает их в подпольной работе. Отказываясь называть имена товарищей Настя идет на смерть. Отец Насти, старый рабочий Тарас представляет собой старшее поколение советского народа. Не сразу он включается в общенародную борьбу с врагом. Вначале он прячется от оккупантов за закрытыми дверями своего дома, надеясь переждать это трудное время. Но война неумолимо вторгаеться в его жизнь. На глазах Тараса бесчинствуют фашисты, насильно угоняют советских женщин в неволю. Боль и гнев рождают решение " не покоряться" Неожиданная встреча со Степаном у лесной сторожки, где сын рассказывает ему об активной и самоотверженной борьбе советского народа, укрепляет это решение Тараса. В лесу появляется большая группа колхозников. Не желая отдать хлеб фашистам, люди спрятали свои запасы, сожгли дома и ушли в лес. Степан вселяет в них надежду на скорую победу и направляет к партизанскому отряду. Старый лесник дед Семен запевает походную "Партизанскую" песню, несмотря на маршевый, чеканный ритм - распевную, мелодичную. Народ подхватывает песню (второе действиетретья картина). Тарас возвращается из лесу "другим" человеком. Сурово встречает он младшего сына Андрея, который бросил оружие и сдался в плен. Укоряя сына в малодушии, Тарас отрекается от него.

Ария Тараса, где он обвиняет сына в измене, отличается большим благородством и сдеражанностью (второе действие, четвертая картина). Композитор создает величественный образ отца-гражданина патриота. Начало Арии звучит строго и неторопливо. Глубоко сосредоточенную мелодию поддерживают мерные тяжелые аккорды. Но Тарас не в силах долго сдерживать свои страданияи гнев. Музыка приобретает драматическиц, взволнованный характер. Кульминация приходится на заключительную фразу арии "Ты, Андрей, сам себя вычеркнул из жизни, и я тебя из своего сердца вырубил!" Долг патриота, долг перед родиной становится для Тараса выше личного чувства. 

Урок отца не проходит даром для Андрея. Он возвращается в ряды Советской Армии и самоотверженной борьбой искупает свою вину. Вместе с советскими войсками Андрей преследует отступающего врага. После встречи с сыновьями Тарас Активно включается ы общенародную борьбу. ьЭта новая черта его облика раскрывается в сцене на разрушенном заводе. Оккупанты пытаются заставить Тараса и других рабочих восстановить завод. Но Советские люди отказыватся выполнять задание. Старык рабочие запевают песню, с которой они когда-то на барикадах отстаивали завоевания революции. Песня и теперь помогает им сплотиться и выстоять против врага. Она звучит сдержанно, четко сурово (третье действие, шестая картина).

Тарас предвещает врагам скорую гибель. Смело и открыто он говорит немецкому офицеру: "Не уйти тебе живым с нашей земли, будь ты проклят!". Рассерженный офицер стреляет в Тараса и ранит его. Гул приближающихся советских самолетов разгоняет фашистов.И уже полным голосом торжественно и радостно товарищи Тараса запевают "Интернационал".

Опера заканчивается картиной освобождения городка. Советские войска преследуют отступающего врага. Велика в этом доля участия и семьи Тараса. Но победа досталось дорогой ценой. Скорбно звучит дуэт Тараса и его жены Евфросиньи, оплакивающих гибель дочери Насти.