285

Понятия метра и ритма образуют неразрывную связь друг с другом, так как наличие одного обуславливает присутствие другого. Итак, для того чтобы внести ясность в суть этих взаимовлияющих понятий, а также разграничить их специфические характеристики, обозначим их определения, приведенные в словаре музыкальных терминов.                                         

Метр – (от гр. metron – мера) – система организации музыкального ритма, заключающаяся в упорядочении последовательности чередования сильных и слабых долей. Метр является важным способом организации музыкального языка и имеет большое выразительное значение. В зависимости от структуры, метр бывает: простой – двух-трехдольный (акцент падает на первую долю такта); сложный – четырехдольный, шестидольный, девятидольный, двенадцатидольный (состоящий из объединенных однородных простых метрических групп, с акцентом на первой доле каждой метрической группы); смешанный: пятидольный, семидольный (состоящий из неоднородных метрических групп, с акцентом на первой доле каждой группы). Метр получает выражение в тактовом (метрическом) размере, обозначаемом дробью, в которой числитель показывает количество долей в такте, а знаменатель – ритмическое значение доли (длительность ее звучания), выраженное в единицах современной нотации (восьмые, четвертные, половинные и т. д.).                                                                  

Ритм – (гр. rhithmos) – один из трех основных элементов музыки (наряду с мелодией и гармонией), выражающийся в чередовании соотношения и группировке звуков, пауз различной протяженности.          

Из сравнения двух определений видно, что метр задает определенную цикличность, периодичность звучанию музыкального произведения, а ритм придает ему характерность, насыщает содержанием – в совокупности с остальными средствами выразительности. Зачастую, роль ритма выходит на первый план, среди других музыкально-выразительных компонентов. Ярким примером этого может служить «Болеро» М. Равеля, где этот фактор является организующим звеном, наделяя произведение той, всегда узнаваемой, неповторимостью, которая возвела его в ранг великих образцов мировой музыкальной литературы. 

Другие статьи

Эрне Донаньи (предисловие к сборнику упражнений)

Обучение в музыкальных школах страдает, главным…
Читать

Вклад П.И. Чайковского в церковную музыку

Творчество Общая характеристика творчества. Метод и…
Читать

Симфоническое, хоровое и камерное творчество С.С. Прокофьева (общая характеристика жанров)

Серге́й Серге́евич Проко́фьев (11  апреля 1891,…
Читать

Ференц Лист краткая характеристика творчества.

Характеристика творчества Ференца…
Читать

Оперное творчество Д.Д. Шостаковича

Музыкальный фрагмент из оперы "Нос" Музыка…
Читать