Кальман Имре

1k

Имре Кальман

Его величали "Королем оперетты" и "Императором Вены". Про него ещё при жизни говорили, что он принадлежит всему миру. Д.Д. Шостакович величал этого композитора гением, а друзья называли "угрюмым медведем". Меланхолик и пессимист, скромный человек, который не умел веселиться, но создавший почти два десятка наполненных радостью, любовью и добром произведений, погружающих в мир праздника и торжества справедливости. Имя его – Имре Кальман - мастер, являющийся одним из виднейших представителей венской оперетты, преобразовавший её из развлекательного в жанр наполненный реализмом и психологической глубиной.

Краткая биография Кальмана

Эммерих – такое имя получил мальчик, появившийся на свет 24 октября 1882 году в семье еврейского коммерсанта Карла Коппштейна и его жены Поли Зингер, проживающих в небольшом курортном поселении Шиофок, расположенном на берегу знаменитого озера Балатон.

У Эммериха уже в раннем возрасте стали проявляться необыкновенные музыкальные способности, но в то время он совсем не думал о музыкальной карьере.  В четыре года малыш мечтал стать портным, а через два года, когда пришло время обучения в гимназии, его детские желания развернулись в сторону юриспруденции. Родители, стараясь разносторонне развивать своего сына, в восемь лет отдали его на обучение сразу в две школы: обыкновенную и музыкальную. Мальчик учился очень старательно, но увлечённо занимаясь по всем предметам, он всё же музыке уделял особое внимание и каждую свободную минуту проводил за роялем, разучивая произведения великих классиков. Даже во время каникул мать с руганью оттаскивала его от инструмента, чтобы посадить за стол и накормить.

Согласно биографии Кальмана, в 1896 семья Карла Коппштейна из-за сильно пошатнувшегося финансового положения вынуждена была переехать в Будапешт. Для всех наступил сложный период, даже юному Эммериху, который в то время учился в пятом классе гимназии, приходилось помогать семье, зарабатывая деньги репетиторством и перепиской деловых писем. Тем не менее мальчик продолжал усердно учиться в двух школах, успехами радуя своих родителей. Первое публичное выступление молодого музыканта состоялось весной 1898 года, публика на этом концерте впервые услышала выступление Имре Кальмана. Это венгерское имя мальчик придумал себе сам, и под данным псевдонимом его впоследствии узнал весь мир. Юноше было пятнадцать лет, но он был такой маленький и худенький, что на следующий день журналисты в столичных газетах расхваливали замечательное выступление двенадцатилетнего вундеркинда. Имре действительно в эти годы лелеял мечту о карьере пианиста, но, к сожалению, ей не удалось осуществиться. Во-первых, родители Имре связывали будущее юноши с юридическим правом, а во-вторых, вскоре из-за прогрессирующего артрита ему пришлось распрощаться с инструментом.

После окончания гимназии Кальман по воле отца вынужден был поступить в университет на факультет юриспруденции, но через год, не желая разлучаться с музыкой, он втайне от родителей сдал экзамены и поступил в Музыкальную Академию. Проучившись в университете, Имре так и не стал юристом, он решил всю свою жизнь связать с музыкой. Отец был категорически против такого решения сына, но Имре стоял на своём. В результате молодому человеку пришлось уйти из семьи и самому зарабатывать на жизнь. Он пробовал свои силы как музыкальный критик в одной из столичных газет, а кроме этого сочинял музыку к весёлым куплетам для кабаре.

Начало карьеры. Первый успех.

В 2004 году в Венгерском оперном театре состоялся успешный дебют Имре Кальмана как композитора. На концерте выпускного курса Академии музыки впервые прозвучали его поэмы "Сатурналии" - произведение для симфонического оркестра. После окончания учёбы Кальман продолжил работать в редакции газеты музыкальным критиком, а всё свободное время посвящал композиции и вскоре за камерно-вокальный цикл получил премию Роберта Фолькмана, присуждаемую будапештской Академией музыки. Это вознаграждение позволило Имре несколько недель провести в Германии, где он, воспользовавшись такой удачной возможностью, обратился во все известные немецкие музыкальные издательства, предлагая свои сочинения, но, к сожалению, везде получил отказ.

Расстроенный тем, что его произведения никому не нужны Кальман вернулся в Будапешт. Негодованию молодого композитора не было предела: его серьёзные произведения никому не нужны, а вот легкомысленная музыка, которую он сочинял для ресторанов, пользовалась популярностью. От досады Имре стал подумывать о сочинении оперетты, но всегда в гневе отгонял от себя эту мысль: как это он, достойный ученик выдающегося Кёслера, опустится до такого несерьёзного жанра. Быть может именно в такие мгновения и происходило рождение легендарного автора оперетт, тем более, что сложные жизненные обстоятельства складывались так, что Кальману необходимо было принять важное решение. И вот в 1908 году он всё же пишет свою первую оперетту "Осенние манёвры". Успех премьеры был настолько ошеломительный, что его назвали праздником победы, но самое лестное было то, что весь город уже на следующее утро распевал мелодии из нового спектакля. После показа в Будапеште оперетта также восторженно была встречена в Вене, Лондоне, Берлине, Гамбурге, Стокгольме, добралась до России, а затем с триумфом пересекла океан.

В зените славы

Начиная с 1909 года, жизнь Кальмана была связана с Веной. Сначала он часто приезжал сюда из-за постановок своих спектаклей, а затем, встретив там свою первую любовь Паулу Дворжак, обосновался в австрийской столице на долгие годы. Имре в это время много и упорно работал. Одна за другой из под его пера выходили искрометные музыкальные комедии, которые так триумфально шествовали по всему миру, что помешать им не могла даже Первая мировая война. Мелодии "Королевы чардаша" - оперетты, которая принесла её автору воистину мировую славу, пели по обе стороны фронта.

Однако в этот период жизни судьба готовила Кальману удар за ударом: сначала пришло известие о серьёзной болезни отца, которая не оставляла ни малейшего шанса на выздоровление, а затем Имре был глубоко потрясен безвременной кончиной своего любимого старшего брата Белы. Кальман впал в депрессию, выход из которой ему помогла найти его любимая Паула и, конечно же, усердная работа. Только тогда, когда композитор создавал свои зажигательные мелодии, он забывал обо всех горестях на свете. В этот период Имре сочинял одно произведение за другим, отрывки из которых становились шлягерами и распевались в разных уголках земного шара. Все оперетты композитора были пропитаны любовью, но ведь и он сам очень любил своих родных и близких, а они уходили один за другим. В 1924 году умер отец, а в феврале 1928 года после продолжительной и тяжёлой болезни скончалась Паула - его любовь, жена и друг.

Однако через полгода в жизнь композитора, который был в то время на пике славы, вошла другая женщина – Вера Макинская. Русская эмигрантка так обворожила Имре, что вскоре, а именно в 1930 году, состоялась их свадьба. В тот период своей жизни Кальман был необычайно счастлив: у него была любимая жена, которая впоследствии подарила композитору троих детей. Однако на пороге опять стояла большая беда. Небо Европы в середине тридцатых годов стали затягивать "тёмные тучи", а в марте 1938 года Австрия была присоединена к Германии. Спокойная жизнь Имре закончилась, так как уже через пять дней он был срочно вызван в Имперскую канцелярию, где ему в унизительной форме напомнили, что его отец – еврей, но поскольку рейхсканцлер ценит музыкальные заслуги Кальмана, то, несмотря на происхождение, ему предоставили статус почётного арийца и разрешили проживание в Австрии. Возмущённый композитор, воспринявший это как оскорбление, напомнил, что, прежде всего он венгр и гордо отказался от такой "милости".

Эмиграция

Имре понимал, что немцы не простят ему такой наглости, поэтому принял решение срочно вместе с семьей покинуть Вену. Сначала они отправились в швейцарский Цюрих, а затем переехали в Париж. Но и там оставаться было опасно, так как немцы быстрыми темпами приближались к французской столице, и в 1940 году Кальману ничего более не оставалось, как поспешно эмигрировать в Соединённые Штаты. Такие перемены в жизни стали суровым испытанием для композитора: ему пришлось начинать всё с начала, вплоть до изучения английского языка. Обосновавшись в Америке, Имре очень рассчитывал, что кинокомпания, купившая права на экранизацию некоторых его оперетт, будет делать также заказы на музыку к фильмам. Однако надежды композитора оказались напрасными: фильмы по его произведениям никто снимать не собирался, а музыка Кальмана в Америке никому была не нужна. Имре был разочарован, но не сдался. По своей природе он был неплохим бизнесменом и умел правильно вкладывать денежные средства, а вскоре ему всё же предложили концертное турне по всей стране, и забытые мелодии из оперетт Кальмана вновь стали входить в моду. К тому же, после долгого творческого перерыва, а именно в 1945 году, он решился написать новую музыкальную комедию "Маринка".

Живя в Америке, Имре постоянно следил, за событиями, происходящими в Европе, тем более в его любимой Венгрии. Когда он узнал о гибели в концлагере обеих своих сестёр, с ним случился инфаркт, а зимой 1948 года, немного отойдя от болезни, Кальман принял решение вернуться в Европу. По настоянию жены семья поселилась в Париже, так как там обитала большая русская диаспора. Первым делом в 1949 году Имре побывал в Вене, где посетил могилу Ф. Легара, а через некоторое время, вернувшись в Париж, он перенёс инсульт, а затем ещё один инфаркт. Несмотря на тяжёлое состояние здоровья, Кальман продолжал работать и заключительную ноту в своей последней оперетте "Аризонская леди" написал за день до своей смерти - 30 октября 1953 года.

Интересные факты о Кальмане

Кальман никогда не танцевал, но однажды на балу он всё же не посмел отказать очаровательной даме, которая пригласила его на вальс. В результате композитор жестоко поплатился за этот "неосторожный" для него поступок: сделав несколько движений, он запутался в шлейфе партнёрши и упал. Под громкий хохот присутствующих Имре с позором покинул зал, но после этого для себя решил, что все герои его оперетт, не зависимо от возраста, обязательно должны танцевать. С тех пор артистам его спектаклей помимо вокальных партий приходилось разучивать также танцевальные номера.

У Имре Кальмана была очень интересная привычка: если премьерный спектакль прошел хорошо, он не выходил сразу к зрителям на поклон, а забившись в какой-либо артистической уборной, на манжете своей рубашки писал колонки цифр, подсчитывая выручку от спектакля.

Однажды композитор, присутствуя на цирковом представлении, увидев один номер, был очень заинтригован. На арене выступал акробат, у которого на лице была одета маска. Кальман прошёл за кулисы, так как ему очень захотелось познакомиться с таинственным артистом. Сумев разговорить циркача, Имре узнал, что тот являлся потомком знатной семьи из России, которому после революции пришлось эмигрировать в Вену и подобным образом зарабатывать себе на жизнь. Чтобы его не узнали, аристократ вынужден был прятать своё лицо. Впечатлённый рассказом артиста, композитор решил использовать эту историю для сюжета своей новой оперетты. Так появилась "Принцесса цирка".

Из биографии Кальмана мы узнаём, что когда Имре познакомился с Паулой Дворжак, в квартире его любимой женщины жила такса, к которой хозяйка относилась с большой нежностью. С тех самых пор, где бы ни жил композитор, в его доме всегда были собаки, причём всегда только одной породы - такса. Кальман не заморачивался с кличками и всегда называл своих животных именами главных героинь своих оперетт: Шари, Сильва, Марица, Маринка.

К Имре Кальману с большим почитанием относятся во всём мире. Памятники ему установлены на родине композитора в Шиофоке, а также около театра оперетты в Будапеште. Кроме этого, памятную комнату И. Кальмана открыли в Национальной библиотеке Австрии, а астрологи увековечили его имя в названии астероида.

Имре Кальман был очень суеверным человек, который верил во многие приметы. Он считал високосный год для себя счастливым, не любил тринадцатое число и чёрных кошек, боялся переноса даты премьеры, хранил карандаши, которыми писал партитуры.

В 1934 году Имре Кальман за значительный вклад в музыкальное искусство был награжден французским орденом "Почётного легиона".

Гитлеру очень нравилась музыка Кальмана, но после того, как композитор в дерзкой форме отказался от благосклонного предложения стать истинным арийцем, он подписал себе приговор. Взбешенный рейхсфюрер запретил постановку оперетт Кальмана во всех театрах, расположенных на подконтрольных Германии территориях.

По замыслу Кальмана, его последнее произведение "Аризонская леди" должно было стать первой радио-опереттой. Причем композитор мастерски написал не только музыку, но и текст, что сделало спектакль ярким и интересным.

После кончины композитора в память о нём его жена Вера учредила "Фонд имени Кальмана", главной задачей которого являлась материальная поддержка молодых талантливых музыкантов во всём мире.
Кальман очень любил Вену и завещал похоронить себя именно в этом городе. Его могила находится недалеко от захоронений великих композиторов: Л.В. Бетховена, И. Брамса и И. Штрауса.

У Имре Кальмана было трое детей: сын Чарли, а также две дочери Лили и Ивонка. Чарли унаследовал музыкальные способности своего отца и тоже стал композитором. Он работал в различных жанрах, начиная от серьёзных симфонических произведений и заканчивая эстрадными песнями. Дочь Кальмана - Лили также была очень одарённым человеком и даже помогала своему брату создавать мюзиклы, которые затем с успехом ставились в Европе. Впоследствии, увлёкшись живописью, она стала художником – иллюстратором.

Творчество Имре Кальмана

Имре Кальман оставил для потомков богатое творческое наследие, которое в нынешнее время пользуется большой популярностью. Объяснить это можно, прежде всего общепризнанными достоинствами его музыки: ярким мелодизмом и блестящей оркестровкой. Искусству, по словам самого композитора, он всю жизнь учился на произведениях П.И. Чайковского, которого считал главным своим кумиром. Первые музыкальные творения Имре Кальман создал ещё в студенческие годы и, несмотря на то, что весь мир впоследствии узнал его как непревзойдённого мастера оперетты, композитор в начале творческого пути пробовал себя в самых разных музыкальных жанрах. Это были произведения симфонической, фортепианной и вокальной музыки. Среди сочинений композитора того периода стоит отметить вокальный цикл на стихи Людвига Якубовски, скерцо для струнного оркестра, поэмы для большого симфонического оркестра "Сатурналии", а также "Эндре и Иоганна". Затем он написал несколько музыкальных номеров для патриотичного спектакля "Наследство Переслени".

А далее случилось такое, что Кальман и сам не понял, как его затянуло в жанр, к которому он относился с пренебрежением. Всё началось с неожиданного заказа от одного издателя, предложившего за хорошее вознаграждение сочинить весёлую песенку для вновь открывающегося кабаре. Поначалу Имре даже оскорбился - он автор серьёзных произведений и вдруг какой-то шлягер, однако песенку всё же быстро написал и отнёс в редакцию. Кабаре открылось, песенка была исполнена и о чудо, её затем напевали повсюду, а безымянный автор мелодии стал очень популярным композитором в венгерской столице. Кальман был удивлён и даже сожалел, что скрыл своё авторство, впрочем, вскоре сочинил ещё одну подобную композицию, выпустив её под собственным именем, и не ошибся: второй шлягер превзошёл первый. Имре поймал себя на мысли, что сочинять такие жизнерадостные мелодии – просто удовольствие. Окрылённый такой лёгкостью, он принялся писать свою первую оперетту "Татарское нашествие", которая впоследствии была переименована в "Осенние маневры". После триумфальной премьеры "Нашествия" в Будапеште, спектакль поставили в австрийской столице, а это означало, что Имре Кальмана признали мастером в данном жанре.

Эволюцию творчества Кальмана можно условно разделить на три периода. К первому этапу, который характеризуется становлением оригинального стиля композитора, относятся такие его произведения как "Солдат в отпуске", "Маленький король" и "Цыган - премьер". Второй этап, отмеченный расцветом творчества Кальмана, начинается "Сильвой, написанной в 1915 году и завершается в 1936 году "Императрицей Жозефиной". В этот период Имре создал лучшие свои шедевры:"Голландочка", "Баядера", "Марица", "Принцесса цирка", "Герцогиня из Чикаго", "Фиалка Монмартра". Критики в то время отмечали, что оперетты Кальмана – это настоящие симфонические картины. Последний, завершающий этап творчества композитора проходил в эмиграции. Тяжелая разлука с родиной, чужая культура незнакомой страны - всё это не вдохновляло Имре на создание новых произведений. Лишь спустя девять лет он написал предпоследнюю свою оперетту "Маринку", а ещё через восемь поставил точку в своём творчестве, сочинив "Аризонскую леди" - произведение, как он говорил, являющееся данью континенту, который приютил его семью в тяжёлые времена.

Три истории любви Имре Кальмана

В жизни и творчестве Имре Кальмана большую роль сыграли три женщины. Первая − Паула Дворжак, актриса из Зальцбурга. Она была на десять лет старше Имре и все оставшиеся восемнадцать лет своей жизни посвятила композитору, создавая для него домашний уют и вселяя в него уверенность в собственные силы. Такой душевной близости как с Паулой Имре больше ни с кем не испытывал: она была его ангелом хранителем и другом, который оберегал талант композитора. Поначалу Паула сама заботилась о нём: готовила еду, стирала, убирала квартиру и оплачивала все счета, а впоследствии нанимала всю прислугу. Кальман настойчиво уговаривал любимую женщину зарегистрировать отношения, но Паула отказывала ему, так как из-за болезни не могла подарить композитору детей. Композитор был со своей любимой до самого последнего её вздоха. Когда у Имре спросили, часто ли он вспоминает Паулу, композитор ответил, что никогда её не забывает.

Второй любовью Кальмана была актриса немого кино Агнес Эстерхази - представительница блистательного аристократического рода.  Взаимоотношения у композитора и актрисы были довольно сложными. Имре, выросший в патриархальной семье, очень хотел детей, а Агнес вполне устраивала роль любовницы знаменитого композитора. Кроме этого, карьера актрисы была в самом расцвете, и она не хотела делать в ней перерыв. Агнес была музой Кальмана: именно она была прототипом героинь всех его шедевров: Сильвы, Теодоры и Марицы. После разрыва с Агнес, которой Кальман не мог простить измены, композитор больше ничего особо стоящего кроме "Фиалки Монмартра" уже не написал.

Биография Кальмана гласит, что третьей и последней любовью Имре стала эмигрантка из России Вера Макинская. Они случайно познакомились в небольшом кафе в 1928 году, а уже через год, когда Вере исполнилось 17 лет, поженились. Мечта композитора вскоре сбылась, и он стал отцом троих детей: сына и двух дочек. В семейной жизни Веры и Кальмана не всё было гладко, сказывалась тридцатилетняя разница в возрасте между мужем и женой: Имре искал покой, а Вера любила повеселиться. Дело даже дошло до развода, причиной которому стал молодой и богатый француз. Однако Вера всё же не смогла бросить Кальмана и своих детей, она до конца своих дней оставалась женой великого композитора.

Музыка Имре Кальмана в СССР

В Советском Союзе музыка Кальмана пользовалась особой популярностью. Она морально поддерживала людей в тяжёлые времена Великой Отечественной Войны. Люди в блокадном Ленинграде, потерявшие близких и опухшие от голода, шли в театр, чтобы послушать оперетты великого венгерского композитора. А актёры, игравшие в спектаклях, совершая свой личный подвиг, дарили людям сказку, где царила музыка, веселье и обязательно был счастливый конец. Во время войны задача советского кинематографа заключалась в том, чтобы выпускать киноленты, которые поддерживали моральный дух не только защитников Родины, но и тех, кто своим героическим трудом помогал им в тылу, одним из таких фильмов являлась "Сильва", снятая в 1944 году. Затем уже в мирное время были сняты "Мистер Икс" (1958), "Под крышами Монмартра" (1975), ещё раз "Сильва" (1981), "Принцесса цирка" (1982) и "Марица" (1985). Кроме оперетт И. Кальмана у советских телезрителей большим успехом пользовался фильм "Загадка Кальмана", снятый венгерскими кинематографистами по сценарию советского писателя Ю. Нагибина о жизни и творчестве великого венгерского композитора.

Имре Кальман - выдающийся композитор, который своим творчеством внёс значительный вклад в развитие мировой музыкальной культуры. Эффектные незабываемые мелодии, составляющие основу его оперетт, в нынешнее время пользуются огромной популярностью. Они постоянно звучат со сцен концертных залов и телевизионных экранов в исполнении знаменитых оперных певцов. Произведения Кальмана сегодня обязательно входят в репертуар всех музыкальных театров, но, кроме этого, всё большее признание набирает прямой потомок оперетты - мюзикл.