Миллер Глен

1k

1 марта 1904 года, в городке Клоринда штата Айова родился Гленн Миллер. В поисках лучшей доли семья Миллеров часто переезжала с места на место, но большого состояния не нажила. Достаточно сказать, что Гленну в детстве пришлось пасти коров, чтобы заработать на тромбон – инструмент, который затем принес Гленну Миллеру мировую славу.

После школы Гленн поступил в Колорадский университет, но музыка волновала Гленна Миллера больше, чем наука. Бросив учебу, Миллер стал играть в танцевальных оркестрах, набираясь опыта, повышая все время свое мастерство и гонорар. В конце концов, Гленн Миллер едет в Нью-Йорк. Здесь Гленн Миллер служит переписчиком нот, затем, изучив композицию и теорию музыки, становится аранжировщиком, подрабатывает тромбонистом.

В этот же период Гленн Миллер женится на девушке, с которой был знаком еще в колледже. Три года Гленн боится оставлять жену одну и отказывается от разных выгодных гастролей. Но прилежание и талант Миллера замечены – его приглашают музыкальным директором в прославленный биг-бэнд братьев Томми и Джимми Дорси, в руководство популярным оркестром Рея Нобла.

Первая пластинка Гленна Миллера появилась в 1935 году. На ней было два номера: “Лунный свет над Гангом” и “Блюзовая серенада”. Как справедливо заметили исследователи творчества Миллера, в названиях номеров присутствовали ключевые слова: “лунный свет, серенада”. Впоследствии, сыгранная оркестром Гленна Миллера “Серенада лунного света” стала классикой популярной музыки ХХ века.

И, наконец, весной 1938 года перед публикой предстал оркестр Гленна Миллера – тот, что будет увековечен навсегда. Спрос на Гленна Миллера был столь велик, что в течение нескольких лет рабочий день Гленна строился так: с утра оркестр репетировал и записывал в студии грамзаписи четыре-пять новых пьес для пластинок, днем выступал на радио в прямом эфире, а вечером играл в престижнейших танцевальных и концертных залах Нью-Йорка. За пять лет оркестр Гленна Миллера записал столько музыки, что ее хватило ныне на 50 компакт-дисков по часу каждый.

Когда началась война, непригодный к армейской службе Гленн Миллер настоял, чтобы его взяли на фронт. Гленну Миллеру поручили собрать джаз-оркестр Военно-воздушных сил США для выступлений перед войсками, действующими в Европе. Популярность нового детища Гленна Миллера среди американских войск, расквартированных в Англии, а также среди публики в США и даже населения оккупированных немцами европейских стран была неслыханной.

В декабре 1944 года оркестр ВВС США находился в недавно освобожденном Париже. Готовился большой радиоконцерт на всю Европу с участием американских и европейских джазовых музыкантов. 15 декабря 1944 года майор Гленн Миллер вылетел на небольшом одномоторном самолете с Британских островов во Францию. Но на континент самолет не прибыл. Он разбился где-то над проливом Ла-Манш.

Тайна гибели Гленна Миллера за эти десятилетия обросла слухами и сенсациями. Долгое время считалось, что самолет маэстро был сбит немецким истребителем. Затем возникла версия, что в тот день после бомбардировки Германии в Британию возвращались на большой высоте американские самолеты. Чтобы хватило горючего, они над Ла-Маншем сбрасывали неизрасходованные авиабомбы. И маленький двухместный “Нортман” Гленна Миллера попал под град этих бомб. Есть версия, что пилот “Нортмана” Бессел покончил жизнь самоубийством, заодно погубив Миллера. Во всяком случае, Бессел не взял с собой, как было положено, в полет парашютов. Существует и совсем удивительная версия, будто бы Гленн Миллер спасся, но оказался сильно изуродованным и сделал пластическую операцию, после которой стал жить под чужим именем.

Как бы там ни было, но над холодными водами декабрьского Ла-Манша навсегда исчез любимец миллионов почитателей доброго старого джаза.

Но жив по сию пору оркестр Гленна Миллера. После смерти маэстро его возглавляли сподвижники Миллера, а сегодня название носят даже несколько коллективов из разных стран. Один из таких оркестров побывал недавно в Москве. А записи Гленна Миллера по объему продаж в 2000 году вышли в США на одно из первых мест.