Метр и Ритм

13k

Понятия метра и ритма образуют неразрывную связь друг с другом, так как наличие одного обуславливает присутствие другого. Итак, для того чтобы внести ясность в суть этих взаимовлияющих понятий, а также разграничить их специфические характеристики, обозначим их определения, приведенные в словаре музыкальных терминов.                                         

Метр – (от гр. metron – мера) – система организации музыкального ритма, заключающаяся в упорядочении последовательности чередования сильных и слабых долей. Метр является важным способом организации музыкального языка и имеет большое выразительное значение. В зависимости от структуры, метр бывает: простой – двух-трехдольный (акцент падает на первую долю такта); сложный – четырехдольный, шестидольный, девятидольный, двенадцатидольный (состоящий из объединенных однородных простых метрических групп, с акцентом на первой доле каждой метрической группы); смешанный: пятидольный, семидольный (состоящий из неоднородных метрических групп, с акцентом на первой доле каждой группы). Метр получает выражение в тактовом (метрическом) размере, обозначаемом дробью, в которой числитель показывает количество долей в такте, а знаменатель – ритмическое значение доли (длительность ее звучания), выраженное в единицах современной нотации (восьмые, четвертные, половинные и т. д.).                                                                  

Ритм – (гр. rhithmos) – один из трех основных элементов музыки (наряду с мелодией и гармонией), выражающийся в чередовании соотношения и группировке звуков, пауз различной протяженности.          

Из сравнения двух определений видно, что метр задает определенную цикличность, периодичность звучанию музыкального произведения, а ритм придает ему характерность, насыщает содержанием – в совокупности с остальными средствами выразительности. Зачастую, роль ритма выходит на первый план, среди других музыкально-выразительных компонентов. Ярким примером этого может служить «Болеро» М. Равеля, где этот фактор является организующим звеном, наделяя произведение той, всегда узнаваемой, неповторимостью, которая возвела его в ранг великих образцов мировой музыкальной литературы.