Направления и горизонты 2017 от Warmer Sound

1k

Направления и горизонты 2017. Часть первая.

Самым ярким открытием прошлого года для меня был винил.
Имея некоторое знакомство со старыми проигрывателями высшего и не очень класса производства СССР, а также диджейскими вертушками и японскими проигрывателями, отмечаешь плавающие обороты и то, что тонарм плохо компенсирует изгибы диска, поэтому в звуке есть расхлябанность и морская болезнь. Из-за необходимости RIAA эквализации и сравнительно большого (40-60дБ) уровня усиления присутствует сильный окрас тракта, так что любви к винилу я никогда не испытывал.
Осенью и зимой 2016 года несколько раз ходил в гости к хорошему и сильно увлеченному человеку. Его система состоит из вертушки Transrotor Apollon с апгрейдом до трех моторов, корректора, преампа, усилителя Chord Audio и все соединено кабелями Furutech. Наверное можно найти лучше, но это тот уровень, к которому хочется стремиться.
Суммарно слушали музыку часов 20 и у меня была возможность привыкнуть к помещению. Звучали The Wall, Dark Side of the Moon, Metallica Black, Wildhoney с автографами музыкантов на оранжевой обложке и другие пластинки, как известные, так и редкие.
Есть заблуждение, что дорогая техника сильно меняет сигнал, поэтому музыка звучит красиво. Это не верно. Когда в пластинке есть звук, артисты материализуются в комнате. Если пластинка не очень, то и слушать ее не хочется. Хорошая система нейтральна, дает представление об источнике. Плохая система мылит, разъедает, скрадывает и слушается на ней все примерно одинаково.

Все соединения были балансные на XLR-ах, поэтому я воспользовался возможностью послушать некоторые компоненты по-отдельности. Давайте кратко пробежимся.

Самое интересное: цифра или винил.
Последний год я пользуюсь своим ЦАП на WM8741 с трансформаторным выходом. Слушал его на мониторах Quested, Yamaha, Adam в сравнении с Universal Audio Apollo и Avid HD192. WM8741 с отрывом идет впереди этих конвертеров. Более разборчивый, музыкальный, не утомляющий. Когда возвращаешь UA или Avid теряются детали, звук становится жестче и суше.
Если бы у моего гостеприимного хозяина были Адамы, НС-ки или картонные Женелеки, не знаю чем бы обернулся этот тест: отметили бы мы заметную разницу или нет. К несчастью, он слушает музыку на Dynaudio Evidence Platinum. Постарайтесь не вбивать это название в Yandex Market, если учитесь по книге Петелиных. Достаточно знать, что это 250 килограммов чистейшего референсного звучания. Колонки дают очень хорошее представление о том, что включено перед ними. Те детали, которые маскируют распространенные студийные мониторы, здесь как на ладони.
После недолгого включения стало ясно, что в сравнении вертушки и корректора за более чем 1 млн руб и ЦАПа уровня до 150тр продул ЦАПик. Можно решить, что дело в деньгах, но это не совсем так.
В ЦАПе осталось две небольших возможности улучшения: снизить выходное сопротивление источника питания на ВЧ и апгрейд клока. Это не сильно изменит картину, т.к. уже стоят неплохие. Дальнейших возможностей улучшения я не вижу и значит для цифры это тупик.
Когда вы берете хорошую запись, например Aerosmith - Get a Grip, винил с первых секунд выстреливает как пушка. ЦАП на этой записи не более чем пулемет. Винил мощнее, детальнее, краше, музыкальнее.
Но если пластинка не очень, как ранние Роллинги, заряд слабеет и разница уменьшается.

Корректор.
Маленький, светится синеньким.

Усилитель.
Большой, светится синеньким.

Вертушка.
Красивая, тяжелая, очень хорошо держит скорость, поэтому тон не плавает. Если диск не совсем ровный, в момент подъема и спуска с "горки" изменений громкости и панорамы я не заметил. Шума от трех моторов нет.

Акустика.
Многие студии целиком стоят дешевле 5 млн, но если вы человек увлеченный, забудьте все эти истории, что поднимая цену на миллион вы получаете кроху. Вместо Динаудио мы подцепили к усилителю мастеровую АС на Seas Prestige и Мундорфах и Янценах внутри, которой я пользуюсь уже 6 лет. При цене менее 50 т.р. это уровень нормальных студийных двухполосок, мне она нравится больше Адамов и меньше Квестедов.
Обычно владелец подобных полочников считает неполноценными людьми тех, кто слушает музыку на компьютерных колонках.
Тот, кто слушает музыку на Dynaudio Evidence скорее всего не сразу решит, что ему включить: эти самые полочники или дедушкин радиоприемник.
В студиях, например Abbey Road, можно встретить B&W 802. По идее, тоже домашние АС. Они дешевле и потому больше распространены. Две пары таких есть в Петербурге и свой старый M31 я тестировал на них. Восторгов от возможностей АС было много. Чтобы сказать, что лучше, 802 или Evidence, нужно поставить их рядом, надеюсь такая возможность появится.

Преамп.
Это самая неожиданная часть тестирования. Chord CPA 8000 выглядит массивно и даже величественно, поэтому я боялся, что он будет серьезным противником. И наоборот, после тюнингов ЦАПа и прослушиваний на студиях считал, что тот не уступит Трансротору. На деле ЦАП проиграл вертушке, а 1073 обошел 8000.
Вместо Корда, больше ничего не меняя, подключили мой 1073. Безусловно, краска у Нива есть, а Корд нейтральнее, но жизнь, детализация и динамика у 8000 хуже, как если слушать через легкую ткань, которую надели на уши. Может быть есть смысл провести жидкостную аналогию, тогда 8000 - это чересчур разбавленное водой вино, а 1073 - слегка крепленое.
Цепочка Transrotor-> корректор Chord-> преамп Chord-> оконечник Chord будет иметь меньше отличий от ЦАП -> преамп 1073-> оконечник Chord, но первая все еще будет лучше.
CPA 8000 нашпигован автоматикой, которая управляет громкостью и коммутирует каналы, управляется с ПДУ и безусловно забирает приличную часть денег из тех, что просят за прибор. Увы, не все работает гладко, как это случается с техникой из Великобритании.
С учетом серьезности компании, британских ученых в целом и конской цены 35000 долларов, я до сих пор чувствую некоторое самодовольство.
1073 - это не единственный преамп в моем арсенале. Есть более нейтральные, которые после доработки хорошо подойдут для домашнего прослушивания.

---

Весной можно будет провести очередной мини-кикстартер и по результатам участники смогут улучшить свои домашние или профессиональные системы. Сроки около 3-4 месяцев, что быстрее больших кикстартеров, которые длятся от 6 месяцев до 2-3 лет.
Приоритетом будет тираж.
Цена одного компонента около 30-40 т.р., на момент заказа нужна вся сумма. Внешность приборов в стиле последних устройств: серебряно-черная гамма.

Возможности.
ЦАП с трансформаторным выходом, селектором на два потребителя, усилителем наушников, интерфейсами S/PDIF и AES-EBU. Хоть он и хуже дорогой вертушки, пользователи звуковых карт будут удивлены, как хорошо может звучать музыка с компьютера. Трансформаторный выход дает возможность идеального перехода из баланса в небаланс, поэтому усилители без XLR-ов можно подключить наилучшим образом.

Винил-корректор MC MM с балансным и небалансным выходом. Нельзя сделать очень нейтральный корректор из-за необходимости большого уровня усиления и эквализации, но можно сделать музыкальный и динамичный прибор. Корректор также с трансформаторным выходом, что дает гибкость в коммутации и приятный звук. В системе с акустикой за 5 млн будет звучать как надо.

Преамп с регулятором громкости, усилителем наушников, селектором входов, балансным и небалансным подключением. РГ шаговый на 11 положений с отводами от трансформатора. Это самое сложное, но и самое лучшее решение, когда требуется понизить уровень сигнала. Многие думают, что если резистор - линейный элемент, то и звучит он нейтрально. На деле резистивный РГ создает проблемы в АЧХ на длинном кабеле; обеспечивает большую потерю мощности сигнала; окрашивает звук из-за неидеальности материалов; в большинстве случаев требует активной электроники, которая влияет на сигнал еще больше. Трансформаторный прибор дает возможность соединить балансные и небаласные приборы наилучшим образом; при снижении громкости звук не будет умирать; обеспечивается кратчайший пассивный тракт (за исключением усилителя наушников, он активный) со всей возможной проработкой нюансов звучания источника. Подойдет для студии и для дома с любым уровнем аппаратуры.

Источник warmer sound