Стиль музыки Dub

1k

На сегодняшний день существует великое множество самых различных музыкальных жанров. Многие уже слышали о Дабстепе или Трансе. Кто-то может легко рассказать, что такое регги или кантри, но не многие знают о чистом Дабе.

Небольшая справка

Впервые Даб, как музыкальное направление, появился в 1970х годах на Ямайке. В ту пору большую популярность приобретал другой, родственный этому жанр — регги. Даб же являлся своеобразной «модификацией» ямайского регги, у которого частично или полностью удалялась вокальная линия. Свою самостоятельность он получил где-то в середине 70-х. Его начали характеризовать, как экспериментальное направление регги с психоделическим уклоном. Именно Даб, позже, стал родоначальником культуры ремиксов существующих песен, превращению их из поп-музыки в танцевальную и так далее. Свое влияние данный жанр проявил в формировании хип-хопа, дабстепа и драм-н-басса.

Экскурс в историю музыки

Такое название направление получило буквально благодаря «дублированию» композиций жанра регги, инструментальными линиями, которые заменяли вокал и были ориентированы больше на ритм. Постепенно создание подобных «миксов» развилось в нечто большее, чем обыкновенные кавер-версии и превратилось в целое направление музыки. Это было прекрасное поле для экспериментов.

Интересно, что начало этому достаточно массовому «явлению» положили ди-джеи, которые, приблизительно с 1967 года начали записывать песни без вокальных партий для своих танцевальных клубов. Удивительно, что регги композиции настолько нравились Ямайским тусовщикам, что они знали их наизусть и сами подпевали. Примерно в 1969 году, сами диск-жокеи начали немного вольничать, например, разговаривали, пели или меняли текст в этих песнях.

Родоначальники

Пионером Даба по праву считается ди-джей U-Roy, который придумал достаточно оригинальную манеру проведения музыкальных вечеринок. Он как бы общался с исполнителем песни, создавая тем самым импровизированный диалог. С именем U-Roy очень тесно связан звукооператор King Tubby, который предоставлял ди-джею собственную аудиосистему. Кроме того, он обрабатывал и микшировал все музыкальные дорожки, под которые в последствии говорил U-Roу. King Tubby очень любил экспериментировать с треками, постоянно создавая ремиксы все новых и новых композиций. Он увеличивал громкость ритм-связки (ударник + бас-гитарист),а позднее, он пришел к тому, что полностью убрал вокал, добавляя вместо него различные фоновые эффекты, задержки, реверберацию и так далее. Кому-то это нравилось, они называли Табби освободителем регги музыки от лишнего, что позволяло докопаться до самой её сути. Другие же говорили, что звукооператор попросту искажает и уродует музыку. Однако это было зарождение Даба.

Возросшая популярность

Обычно, большинство композиций того времени выпускалось на кассетах по 45 минут. На второй стороне, чаще всего, записывались различные ремиксы от King Tubby и других популярных «дабберов». Интересно, что некоторые фанаты покупали эти синглы как раз благодаря материалу, который содержался на стороне В.
В 1973 популярность Даба возрастает ещё больше, что порождает уже отдельный выпуск целых альбомов с записями различных ди-джеев. В их материалах прослеживаются нотки влияния Tubby, который сейчас является не только пионером направления, но и его настоящим Королём.

Среди других популярных деятелей данной музыки того времени, стоит, пожалуй, отметить минималистический подход Keith Hudson, а также колоритный и утонченный стиль Lee Perry, который более известен как "Scratch".

Уже к 1976 году Даб на Ямайке уступал в популярности разве что регги, от которого собственно он и произошел. В те времена, растафарианская музыка выходила на новый для себя, мировой уровень, благодаря умным и хитрым зарубежным продюсерам из Америки и Британии. Подобная история произошла и с дабом, который популяризировал Английский лейбл Island. Студия подарила миру талантливых Black Uhuru, а также «горящего» Burning Spear. Интересно, что ранее эти музыканты занимались исключительно классическим регги, но смогли постепенно преобразить свой стиль в настоящий даб.

В 80-е годы волна популярности даба постепенно сошла на нет, несмотря на все старания талантливого The Mad Professor. Народное признание сдвинулось в сторону более актуальных словесных импровизаций (несмотря на то, что жанр зародился именно с них, как говорится все новое — хорошо забытое старое).
Позже, особое влияние даб окажет на более современные и быстрые жанры Драм-н-басс, электронику и, конечно же, дабстеп.

Звучание и характерные черты dub

Очень сложно определить характер звучания в этом, достаточно вольном, жанре, где у каждого исполнителя было своё поле для экспериментов. Прежде всего, стоит отметить плотную линию бас-гитары. Композиции обычно имеют, что называется пространственное звучание. Это достигается путем наложения различных вспомогательных эффектов, например делэй (задержка) или реверберационного эха. Ритм обязательно выделен на общем фоне.
Басовая линия строится по всем канонам регги того времени. Даб - неторопливая музыка с таинственным и местами психоделическим уклоном. Её композиции иногда легко спутать с классическим регги, однако необходимо уловить так называемые нотки усиления ритм-секции, особенно баса.