Ударные инструменты древнего Китая

10k

Ударные инструмента древнего Китая, это уникальные и самобытные инструменты, с оригинальным звучание и тембровыми особенностями. Данные инструменты имели некую классификацию между собой по "источнику звука", а именно камень, кожа, бамбук, металл, дерево и др. В этой статье кратко рассмотрнны наиболее популярные ударные инструменты древнего Китая.

Музыкальные инструменты отличаются в ханьское время большим разнообразием. Сюда относятся колокола чжун , барабаны гу, литофоны цин.

Колокол — один из древнейших музыкальных инструментов, широко применявшихся предками хуася. Уже в иньское время несколько бронзовых колоколов различного размера использовалось в качестве устойчивого набора. При раскопках иньского кладбища близ Аньяна был, в частности, обнаружен такой набор из трех колоколов. Найденный в Синьяне набор колоколов, датированных концом VI в. до н. э., включал 13 предметов (это же число упоминается и в надписи из того же погребения). Колокола были укреплены на раме высотой 80 см и длиной 242 см. К ним были приложены две деревянные биты в виде молоточка на рукоятке длиной 53 см. Предполагают, что звук извлекался двумя музыкантами, которые вероятнее всего сидели перед рамой на полу.
Способ подвески колоколов не изменился и в ханьское время. Автор «Шимина» сообщает, что вертикальные стойки рамы называются сюнь, а доска, на которой закрепляются колокола. Однако число колоколов, использовавшихся в одном оркестре, сократилось: ни на одном изображении мы не видим более двух колоколов на одной раме. Это свидетельствует, надо полагать, об уменьшении удельного веса колоколов в общем наборе музыкальных инструментов.

Литофон цин — не менее древний инструмент, применявшийся уже в иньское время. Иньские литофоны имели треугольную или полукруглую форму; экземпляр, найденный в 1950 г. в Ань-яне, по своим очертаниям занимает промежуточное положение между ними, имеет 48 см в длину и 42 см в ширину. В музее Гугун в Пекине хранится набор иньских литофонов, состоящий из трех предметов разного размера. На изображении V—IV вв. до н. э. пять цинов подвешены на одной раме с колоколами; на барельефе в Инани колокола и литофоны помещены на отдельных рамах. В ханьскую эпоху литофоны, как и колокола, использовались лишь в наиболее торжественных случаях, главным образом в дворцовых оркестрах. Древнекитайские барабаны гу были разнообразны по форме, способу извлечения звука и функциям.

Большие барабаны, закрепленные в горизонтальном положении на подставке (цзянь гу или ин гу), представлены на многих ханьских барельефах. Нередко такой инструмент занимает центральное место в композиции, что, вероятно, объясняется его значительными размерами. Обязательная принадлежность цзянь гу — украшения из лент и перьев, подробно описываемые в ряде ханьских письменных источников. Звук из такого барабана извлекался одним музыкантом с помощью двух бит; некоторые особенно крупные экземпляры требовали усилий двух человек одновременно. Цзянь гу использовались и в военных оркестрах — в этом случае их устанавливали на колеснице. Кроме того, они могли служить сигнальным барабаном: ударами в цзянь гу оповещали о прибытии чиновника в присутственное место или гостей в частную усадьбу.

В ханьское время существовал и другой тип барабана — небольшой круглый инструмент, высота которого была значительно меньше диаметра, его держали в одной руке либо клали перед собой на пол. Барельефы демонстрируют различные способы извлечения звука из таких барабанов, именовавшихся сяо гу: иногда для этого использовались палочки, в других случаях по барабану били пальцами, а кроме того, музыкант мог встать на него и ударять по нему ногой.

Наконец, были также небольшие плоские барабаны с рукояткой и двумя шариками на шнурках — тао гу. По свидетельству ханьского комментатора, этот инструмент «по форме напоминает барабан, но меньшего размера; если встряхивать его, держа за рукоятку, то расположенные по краям подвески придут в движение и будут ударять в него». Этот музыкальный инструмент был известен еще Конфуцию, который упоминает о нем в «Луньюе». Тао гу представлены на многих ханьских изображениях. Любопытно, что чаще всего один и тот же музыкант держал в правой руке тао гу, а в левой — флейту Пана.