Анализ прелюдии А.Н. Скрябина ор. 16, №4

1463

Прелюдия ми-бемоль минор - одна из самых известных и любимых прелюдий А.Н. Скрябина. Множество исполнителей интерпретировали её содержание, создавая как сосредоточенно - возвышенный образ, так и страстный порыв, или трагическую обреченность. К такому множеству исполнительских трактовок предрасполагает оригинальный нотный текст прелюдии — скупой и минималистический, но вместе с тем обладающий множеством внутренних смыслов .

Настроение прелюдии можно охарактеризовать, как задумчивое, медитативное, молитвенное, созерцательное и жалобное одновременно .

Характер этого произведения очень сильно зависит от конкретного исполнительского замысла, поскольку сама прелюдия, несмотря на свой небольшой размер, может быть трактована неоднозначно .

Прелюдия написана в форме неквадратного периода из 12 тактов (6+6 тактов), каждое предложение которого делится на равные, ритмически идентичные фразы по 3 такта. Особенностью этого нетипичного периода можно назвать его близость к строению поэтической строфы, где каждая фраза с одинаковым ритмическим строением "рифмуется" своим окончанием с другими фразами. При этом первая и последняя фразы идентичны не только ритмически, но и мелодически. Это сравнение тем более актуально для творчества А.Н. Скрябина, поскольку известно его стремление к синтезу различных видов искусств в своем творчестве. Все четыре фразы объединяет одна линия музыкального развития и соподчинение каденций (t-D-S альтерированной-t) .

жанровое развитие в прелюдии построенно на диалоге индивидуального начала (личного образа), представленного напевно-речитативной мелодической линией и коллективного начала (не личного), представленного хоральными аккордами. Трагичность образу добавляют элементы траурного шествия - сарабанды, проявляющиеся в трехдольном размере и характерном ритме — триоли с пунктиром на последней доле .

Мелодия прелюдии вырастает из кружающихся интонаций первого такта, повторяемых секвенционно. Лишь в третьей фразе мелодическое движение ненадолго меняет направление на восходящее поступенное. Все в этой прелюдии построено на повторности: ритмической, мелодической, структурной. Развитие же проявляется B нарушении этой повторности .

Основным музыкальным зерном являются две контрастные интонации: мелодическое соло первого такта и хоральный аккорд третьего — из повторов, изменения и взаимодействия этих элементов вырастает вся музыкальная форма произведения. Все произведение объединено одной лигой, которая показывает, что все раздробленные повторностью фразы следует объединить в единую линию развития .

Первая фраза строится как два такта мелодического речитатива и один такт хоральных аккордов, трижды повторенных. Это экспозиция контрастных образов. Во второй фразе эти образы соединяются: к мелодии добавляется хоральное сопровождение и завершается фраза трижды повторенными хоральными аккордами на гармонии доминанты. Нарушение однообразной мелодической и ритмической повторности происходит на кульминации в третьей фразе. Здесь мелодия движется поступенной волной, а не кружится на месте постепенно спускаясь вниз, как B остальных предложениях. Ритмическое разнообразие возникает благодаря полиритмии мелодии и баса. Завершается прелюдия повтором первой фразы .

Гармония прелюдии простая, но красочная - это тоническое трезвучие, диатоническая секвенция из септаккордов (VII-III, VI-II), доминантовое трезвучие, неожиданно переходящее в субдоминантовый септаккорд B начале третьей фразы, неаполитанский секстаккорд, альтерированный субдоминантсептаккорд, звучащий как секундаккорд и разрешающийся B кадансовый B начале четвертой фразы. Гармония то возникает, то пропадает, оставляя солирующую мелодию B одиночестве, она как дыхание, B середине расширяется, переплетаясь с мелодическими линиями неаккордовых звуков, а после сжимается в точку снова .

Несмотря на минималистические размеры данной прелюдии, здесь ярко проявились некоторые характерные для творчества А.Н. Скрябина черты: прихотливость и сложность ритмического строения, синтез музыкального и поэтического искусств, красочные импрессионистические гармонии .

Другие статьи

Русская народная музыка

Русская народная музыка Русская народная музыка…
Читать

Симфоническое и камерное творчество Н.Я. Мясковского (краткое изложеине)

За время преподавания в Московской консерватории…
Читать

Образ современного вокального педагога на примере известного американского педагога Сета Риггса

Сложность преподавания искусства пения заключается,…
Читать

Анализ прелюдии А.Н. Скрябина ор. 16, №4

Прелюдия ми-бемоль минор - одна из самых известных и…
Читать

Парадоксы и Тайны звуковысотного письма Альфреда Шнитке

Парадоксы и Тайны звуковысотного письма Альфреда…
Читать