Эволюция средневековой нотации

213

Изобретение нотации является, пожалуй, ключевым достижением эпохи Средневековья. Возможность записывать музыкальный материал не только позволила решить насущную проблему того времени – передачу без искажений музыкального текста для богослужений в самые отдаленные области влияния католической церкви. Она дала возможность композиторам создавать гораздо более развитые произведения нежели ранние формы органума (полифонического двухголосия), что в итоге подарило нам произведения такого масштаба и сложности, какой бесписьменные музыкальные культуры достигнуть не могут. 

Рассмотрим эволюцию нотации в Средневековье.

Идея записи музыки приходила людям в голову и до эпохи Средневековья. Например, древние греки имели буквенную нотацию. Однако, из-за небольшого количества сохранившихся источников и малой точности такой записи восстановить древнегреческую музыку является задачей отнюдь не простой. 

Позже, с необходимостью нотировать музыку столкнулась католическая церковь – нужно было следить за единообразием проведения церковных обрядов чтобы не допустить возникновения ереси. Так как песнопения передавались изустно и единственным местом хранения их была память певчих со временем изначальные мелодии естественным образом искажались и испытывали влияние светской музыки. 

Невменная нотация
Первые заметные успехи в борьбе с этим процессом появились в IX веке. Появилась невменная нотация –  система знаков, которая напоминала певчим мелодию богослужения. Однако, невмы фиксировали мелодию только приблизительно, без звуковысотности и длительности, поэтому могли служить лишь для освежения памяти, но никак не для разучивания новых мелодий. Не смотря на свои минусы, были у такой способы записи и сильные стороны, которые современная нотация не смогла охватить до сих пор: помимо мелодии она фиксировала также особенности звукоизвлечения. 

Вариант записи мелодии на одной линейке В XI веке появляется линейная нотация и первые ключи. Это поистине прорывное изобретение приписывается Гвидо Аретинскому. С появлением нотоносца стало возможным записывать звуки точно. В таком варианте к записи уже не нужно было прилагать человека, который знал записанный текст наизусть. Музыка стала самодостаточной. 

 

Квадратная нотация с расшифровкой
Тем не менее, невмы не ушли в небытие. Квадратная нотация является собой синтез нотации линейной и невменной. Невмы как и прежде показывают движение мелодии, однако за счет появления ключей и линеек запись текста получается точной. 

Несмотря на успехи в нотировании мелодии, записать ритм с помощью квадратной нотации все еще было нельзя. Первые попытки зафиксировать продолжительность звуков отразились в модальной нотации, которая получила наибольшее распространение в период со второй половины XII века по середину XIII. 

В модальной нотации использовали все те же знаки, что и в квадратной. Однако в новом прочтении за знаками закрепили не только мелодической движение, но и определенный ритм. Достигалось это за счет использования лигатур – знаков, которые обозначали два-три звука. Каждая лигатура представляла собой шаблон наиболее используемых ритмических рисунков. Важно отметить, что в противовес нынешнему стандартному делению на две части, для Средневековья преобладает деление длительностей на три.

В основе модальной ритмики лежит всего две длительности –  бревис (короткая) и лонга (длинная). За каждым сочетанием этих длительностей было был закреплен тот или иной стихотворный метр (ямб, хорей, дактиль). Это было очень удобно, ведь подавляющее большинство музыки Средневековья было вокальной (формирование инструментальной композиторской музыки начнется в эпоху Возрождения, а полноценно она заявит о себе лишь в период Барокко). Соотношение бревиса и лонги называли модусом.

Такая запись может привести современного музыканта в недоумение, потому что она дает гораздо меньше свободы и вариантов ритмических рисунков нежели привычная система обозначения ритма с помощью штилей. Но стоит понимать, что в музыке того периода все еще не было ярко выраженного чередования сильных и слабых долей. Главным был текст, за счет него структурировалась форма произведений и основной задачей композитора было донести смысл текста до слушателя, а не показывать свою оригинальность.

Варианты сочетания мензур Следующим шагом в записи ритма стала мензуральная нотация, которая полноценно сформировалась во второй половине XII века и просуществовала до раннего Барокко, то есть до начала XVII века. 

В мензуральной нотации появляются новые длительности. Помимо бревиса и лонги используются также: максима, семибревис (половина от бревиса, аналог целой), минима (аналог половинной), семиминима (четверть), фуза (восьмая) и семифуза (шестнадцатая).
Само понятие мензуры обозначало соотношение между двумя соседними нотами. Мензура могла быть в соотношении 3:1 (перфектная) или 2:1 (имперфеткная). Композитор мог задать деление длительностей сразу на двух уровнях: первый – между бревисом и семибревисом (то есть определить, будет бревис делиться на два семибревиса или на три), такое соотношение назывались темпусом. Второй – соотношение между семибревисом и минимой, их соотношение называли пролацио. По сути темпус и пролацио выполняли функцию современного размера и в рукописях того времени их выставляли на том же месте где мы сейчас пишем размер –  самом начале произведения. 

Появление мензуральной нотации открыло невероятно широкие возможности ритмического развития, что привело к расцвету композиторской мысли. Некоторые уникальные находки Средневековья (вроде двухуровневого деления длительностей) ушли в прошлое, однако общая идея записи нотного текста была сформулирована именно в этот период.