Педагогическая деятельность Д.Я. Пантофель-Нечецкой. Методика преподавания.

416

Еще не закончив свою концертную деятельность, Пантофель-Нечецкая начинает давать уроки пения. Она занимается преподавательской деятельностью с большим увлечением, уделяя много времени этой нелегкой и не всегда благодарной работой.

Как и все педагоги, Дебора Яковлевна была  требовательной к качеству пения и не всегда была удовлетворена успехами своих учениц, глубоко переживала их неудачи, и, конечно, испытывала огромный подъем и радость, когда занятия приносили хорошие результаты.

Как уже отмечалось, Пантофель-Нечецкая получила  прекрасную школу от своих педагогов Клопотовской и особенно Бронской.  Она считала, что ей повезло освоить такую школу, которая давала прочную профессиональную основу. Ведь не так много истинных мастеров, владеющих искусством вокальной педагогики. Эта школа была развита и упрочена длительной работой с выдающимися концертмейстерами С.Стучевским и Б.Абрамовичем. Работа со многими великолепными музыкантами, великими композиторами современности Р.Глиэром, Д.Шостаковичем, выступления с прекрасными оркестрами, управляемыми знаменитыми дирижерами С.Самосудом, Ю.Файером, С.Сахаровым, К.Зандерлингом, В.Небольсиным, А.Орловым, расширили ее музыкальный кругозор. и Н.Штаркманом, А.Корнеевым, В.Матковским, С.Ягудиным, В.Шором, С.Давыдовой  обогатила ее творчески и духовно, расширила ее музыкальный кругозор.

Она отдала преподавательской деятельности треть своей жизни. Она была прекрасным педагогом-вокалистом, благодаря огромному таланту, приобретенному опыту с совместными выступлениями с прекрасными певцами: Козловским, Лисицианом, Лемешевым и др., широкому  знанию вокального репертуара (ее личный репертуар насчитывает около семисот произведений), и конечно личным человеческим качествам.

С 1960 по 1966 год она работает старшим преподавателем вокальной кафедры Государственного института театрального искусства им.А.В.Луначарского (ГИТИС). Позже, А.В.Свешников, восхищенный  мастерством ее работы приглашает ее преподавать в Московскую Государственную консерваторию.

Следующие тринадцать лет жизни,  до 1978 года, она отдает  консерватории, работая в должности преподавателя сольного пения, а с 1976 года в должности доцента. В это же время она издает методическую работу "Каденции к вокальным произведениям с аннотациями".

В Омске при ДК им. Баранова была создана вокальная студия им. Пантофель-Нечнцкой, около тридцати лет этой студией руководит  ее племянник Михаил Митрясов. Дебора Яковлевна внимательно, с душевной заботой следила за работой студии. Бывая в Омске, она прослушивала молодых певцов, давала им нужные и полезные советы. Студийцы ездили к ней за «уроками большого искусства», а сегодня голоса таких, популярных в Омске исполнителей, как В. Леонтьев, А. Дегтярёв, Г Шмакова, и других звучат не только в нашей стране, но и за рубежом.

Класс ее действительно был интернациональным, в нем занимались студентки из Таджикистана, Узбекистана, Украины, Белоруссии, из самых дальних уголков Союза.

За время своей работы педагогом Пантофель-Нечецкая подготовила немало прекрасных вокалистов, которые сегодня поют на оперных и концертных сценах России и стран СНГ. На оперной сцене в музыкальном Академическом театре им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко поет народная артистка России Л.Черных, много лет являлась солисткой Детского музыкального театра им. Н.И.Сац Заслуженная артистка России И.Лаптева, в Ярославле поет заслуженный деятель искусств Б.Окулова. Постоянно готовит новые программы, поет на радио и успешно концертирует солистка Московской Государственной Академической филармонии, лауреат международного конкурса Т.Вакина.

Выпускницы класса Пантофель-Нечецкой Т.Аханова, Г.Рыбасова, С.Рудакова - солистки Московской Областной Государственной филармонии. Р.Мулоджанова, В.Чернявская, Л.Циндрик, А.Шуженова, Л.Фаязова, Т.Мячина, Л. Гуцуляк пели и поют в оперных театрах и филармониях бывших республик Союза.  В ГИТИСе был у Деборы Яковлевны ученик - тенор, болгарин, ставший эстрадным певцом - Бедрос Киркоров. Многие из ее учениц  стали педагогами, и преподают вокал в высших и средних учебных заведениях.

За все время преподавательской деятельности у Деборы Яковлевны складывались особые отношения со своими ученицами. Она была требовательна к качеству вокала и хотела, чтобы каждое произведение было исполнено со смыслом. Вместе с этим она воспитывала в своих учениках общечеловеческие качества: доброту, ясность мысли, оптимизм, самокритичность и ответственность, причем, делала это Дебора Яковлевна не на словах, а своим личным примером, так как она сама была яркой и творческой личностью. Она глубоко и искренно любила своих учеников, и они, отвечали ей взаимностью. Хотя, конечно, были и обиды, и слезы, и неудачи, но уровень взаимоотношений был невероятно высок.

 

Один из ведущих методов преподавания Деборы Яковлевны был метод показа. Она всегда пела или играла на фортепиано, ориентируя учащегося на определенные образцы звучания. Певица хорошо владела инструментом, могла сначала сыграть тот или иной фрагмент произведения, потом предложить спеть так же.

О применении метода показа педагога собственным голосом, существуют как сторонники, так и противники. Но голос Пантофель – Нечецкой звучал столь идеально, что такой показ демонстрировал высокий художественный вкус и совершенную вокальную технику, и это много давало для художественно-исполнительского развития учащегося. Ведь и в 90 лет она с легкостью показывала,  как надо петь верхние ноты 3-й октавы.

 У всех типов голоса она развивала подвижность, гибкость, боролась с форсированным звучанием.

Уроки начинались с распевок, которые ученики пели недолго (минут 10-15), потом переходили к работе над произведением. Этапы работы над произведением были следующие:

- анализ музыкального текста;

- разбор технической стороны исполнения;

 - работа над музыкальностью исполнения.

Основой хорошего пения Пантофель-Нечецкая считала правильное певческой дыхание, поэтому уделяла его развитию много внимания. Педагог использовала в пении диафрагмальный тип дыхания, обращая внимание на то, что во время глубокого вдоха нужно чувствовать и спину. Дыхание в пении должно быть легкое, но активное, целенаправленное, собранное, но не зажатое, как  при задувании свечи.

Дебора Яковлевна считала, что всякий певческий голос, какой бы он ни был выдающийся от природы, требует соответствующей «вокальной настройки». Для развития вокальной техники, считала она, нужно систематически петь:

- гаммы, арпеджио в разных темпах,

-  вокализы,

-  различные упражнения на протяжных звуках, которые развивают кантилену, беглость, а также укрепляют дыхание.

Все упражнения надо петь сначала медленно и, по мере усвоения, ускорять темп, чтобы петь на одном дыхании.

Так как у нее в классе были в основном колоратурные сопрано, то она «оттачивала» мелкие ноты. В гаммах предлагала делать маленькие   акценты, которые не были заметны, но помогали при их пении.

Перед звуком «а» предлагала добавлять звук «г», который был незаметен, но помогал «не разваливаться» (деформироваться) звуку «а»  и на протяжении всей гаммы у певца были одинаково ровные и четкие звуки.

Одним из  методических принципов было требование ко всем голосам – свободно владеть верхним участком диапазона, что особенно необходимо для колоратурного сопрано. Но она считала, что начинать надо с самого простого. Нельзя переходить к пению трудных высоких звуков, пока не сформируются звуки среднего регистра, так как основные навыки правильного звукообразования вырабатываются в среднем диапазоне. Певец сначала должен научиться умело пользоваться своим голосом в этом диапазоне,  затем постепенно переходить к более высоким звукам.

Для упражнений предлагалось использовать  фрагменты из романсов и арий, превратив их в своеобразный вокализ, и петь на гласные «И», «А». В результате таких упражнений певец вырабатывает верную вокальную линию, учится преодолевать технические трудности и приобретает навыки владения голосом. Мелодию с высокой тесситурой педагог сначала предлагала транспонировать вниз и учить в удобном регистре, а потом вернуться к исходной тональности. Особенно это важно для концовки арий.

В ариях для колоратурного сопрано обычно в конце исполняется каденция. Впевать каденции нужно так: основную мелодию или ее часть транспонировать на терцию или кварту вниз и постепенно учить в тональностях по полутонам вверх, не злоупотребляя верхними нотами. Правильно впетая каденция или фиоритура в среднем регистре сама приведет к свободной верхней тесситуре, позволит хорошо петь трудные места с разными акцентами, ритмическими вариантами (например, с пунктирным ритмом), разным штрихом (легато и стаккато).

При выборе варианта каденции педагог должен исходить из уровня развития учащегося. Постепенно с ростом мастерства певца, увеличением диапазона, технических возможностей, можно начать исполнять все более сложные и насыщенные техническими трудностями каденции. Есть варианты облегченные, есть более трудные, требующие виртуозного блеска, легкости и элегантности.                    

Особое внимание Пантофель-Нечецкая уделяла развитию технике беглости голоса. В процессе работы певец должен постепенно совершенствовать технику своего пения, уверенно управлять дыханием и звукообразованием.  Легкость или трудность, с которой певец постепенно овладевает своим инструментом, зависит от данных, которыми его наделила природа и всегда требует немалого времени.

Основные принципы здесь были следующие: сначала предлагались несложные упражнения в спокойном темпе и диапазоне в одну октаву (здесь важно, чтобы не утомлялась гортань). Постепенно, по мере развития гибкости, эластичности гортани, упражнения усложняются, и прибавляется их количество, постепенно увеличивается темп. Основной принцип  исполнения – точность интонации, отсутствие «подъездов». Главное в развитии техники беглости – это не спешить с увеличением темпа упражнений.

Техника беглости оказывает огромное влияние на развитие голоса в целом: она делает гортань гибкой, послушной и способной к быстрому выполнению сложных технических заданий. Так, например, происходит с исполнением трелей, которые трудны для исполнения и встречаются во многих колоратурных партиях.

 

Для исполнения трелей Дебора Яковлевна  предлагала интересный метод: поставить палец на горло в ямочку и петь. Певице нужно было ощущать вибрацию в этом месте, при этом дыхание следует брать в четверть. У нее самой трель была роскошная, она владела ее исполнением  как на пиано, так и на форте.      

Чтобы звуки соединялись легато и пелись в одной позиции, она предлагала разучивать их через partamento.  Звук оставался при этом в высокой позиции, в маске, дыхание –  легкое. Благодаря таким упражнениям разворачивается весь диапазон певца, и на это следует обращать самое большое внимание. Петь упражнения следует как легато, так и стаккато. Все это способствует улучшению природного тембра голоса.  Чтобы тембр у сопрано был светлым, серебристым, звонким, необходимо вырабатывать нефорсированный звук и безупречную интонацию.

Таким образом, имея прочную техническую основу, певец сможет выразить свои чувства, передать художественное содержание произведения.

Дебора Яковлевна – одна из немногих, для кого пение  было подлинное искусство, сложнейшие технические трудности преодолевались ею так, что были не заметны слушателям. Как подлинный художник, она все подчиняла главной цели – раскрытию содержания произведения.

Почти до самых последних дней Пантофель-Нечецкая продолжала периодически заниматься с певицами, консультировать их в части подбора репертуара, живо интересоваться происходящими в стране процессами, сохранила ясный ум, любовь к жизни, тревогу за судьбу близких и дорогих ей людей.

 «Мне посчастливилось учиться у Деборы Яковлевны в течение многих лет», - «Пантофель – Нечецкая всегда была и будет для меня образцом во всем, что касается вокального искусства и педагогики. В трудные минуты я всегда представляю, что и как сделала бы, что посоветовала бы Дебора Яковлевна».1) Татьяна Вакина .  откуда?

«Дебора Яковлевна была очень открытым, откровенным, добрым и очень мягким человеком. В отношениях с ней всегда царила душевная теплота. Она очень сопереживала, если у кого-то была проблема и старалась всячески помочь»

Другие статьи

Коротко о Джазе в России и СССР

Олег Лундстрем – Caravan Ваш браузер не пожжерживает…
Читать

Анализ произведения Хачатуряна А.И. "Концерт для скрипки с оркестром"

Скрипичный концерт написан Хачатуряном в 1940 году. Это…
Читать

Анализ фуги И.С. Баха cis moll

Прелюдия и фуга cis-moll,l том Ассоциативный образ цикла…
Читать

Балет А.И. Хачатуряна "Гаянэ"

Балеты Хачатуряна Отмеченные неповторимой…
Читать

Оперное творчество Д.Д. Шостаковича

Музыкальный фрагмент из оперы "Нос" Музыка…
Читать